В ожидании бабочки

Неудачная попытка снять молодежный фантастический фильм о путешествиях в ближайшее прошлое

Рецензии

Континуум
Континуум (2014)
Project Almanac
триллер, фантастика
Режиссер: Дин Исраэлит
В ролях: Джонни Уэстон, Эми Лэндекер, София Блэк-Д’Элиа, Вирджиния Гарднер, Аньес Маясари
Премьера: 29 января 2015 года
Смотри в сервисе Wink

Копаясь в мастерской давно умершего отца, старшеклассник-изобретатель Дэвид (Джонни Уэстон) находит чертежи и запчасти, которые оказываются деталями машины времени. Когда парень с друзьями собирает и настраивает устройство, он обнаруживает, что оно может перемещать лишь на несколько дней в прошлое. Этого, однако, оказывается достаточно, чтобы выиграть в лотерею, исправить оценки, спасти семью от банкротства и начать получать удовольствие от жизни. Но когда Дэвид совершенствует отцовскую машину и приятели перемещаются на несколько месяцев в прошлое, чтобы посетить рок-фестиваль, дает о себе знать «эффект бабочки», и ребята начинают сомневаться, что использование машины времени для собственного развлечения стоит тех перемен, которые они привносят в мир.

Кадр из фильма «Континуум»

Кадр из фильма «Континуум»

Каков первый закон клуба авторов фильмов о машине времени? Правильно – не обсуждать то, как эта самая машина устроена. В крайнем случае, если сюжет вращается вокруг ремонта сломавшегося устройства, можно ляпнуть что-нибудь про «джигаватты энергии» и про ядерное топливо, но на этом нужно остановиться. Потому что сказать что-то умное про конструкцию машины времени вы не можете по определению (вы же ее не изобрели!), а нетерпеливые зрители умрут со скуки, пока персонажи будут нести «техночушь» про провода, конденсаторы, микросхемы, мониторы, интерфейсы и другие страшные слова, которые вы как сценарист едва понимаете.

Кадр из фильма «Континуум»

Кадр из фильма «Континуум»

При внимательном изучении прошлогодних «Черепашек-ниндзя» на экране можно увидеть постер «Континуума». Это внутренняя реклама – оба фильма продюсировал Майкл Бэй

Казалось бы, это самоочевидно. Меньше слов про устройство, больше демонстраций его использования и последствий прыжков по континууму. Однако фильм режиссера-дебютанта Дина Израэлита (двоюродного брата постановщика недавних «Черепашек-ниндзя» Джонатана Либесмана) это правило нарушает. В его картине главные герои (трое парней и сестра главного героя, позднее к ним присоединяется еще одна юная красотка) сперва находят чертежи машины времени, затем их изучают, потом закупаются деталями, собирают прототип, экспериментируют с разными батареями, находят подходящее решение, перемещают в прошлое игрушечную машинку, опробуют прибор на людях… Уже прошло более получаса, а фильм – в смысле драматичное повествование – еще даже не начался. И он начинается лишь еще через 40 минут, когда в картине впервые случается что-то мало-мальски драматичное и в счастливой и беззаботной дружбе героев появляется трещина. Ну, как трещина… Трещинка. Но все лучше, чем ничего. Потому что до этого момента фильм смотрится как помесь «Разрушителей мифов» («Подключим эту батарею и посмотрим, не взорвется ли она!») и очень, очень примитивной и легковесной школьной комедии («Она облила тебя газировкой? Мы отправим тебя в прошлое, и ты промочишь всю ее одежду! То-то будет весело!»).

Кадр из фильма «Континуум»

Кадр из фильма «Континуум»

Фильм изначально назывался «Добро пожаловать во вчерашний день». Невнятное переименование картины – на совести режиссера

Итак, более чем через час действия в фильме назревает конфликт. Выливается ли он в эпическое сражение, как в родственной по духу и стилю «Хронике» Джоша Транка, или в хоть какое-то противостояние? Держите карман шире. Все ребята в картине – такие лапочки, что кот Леопольд в сравнении с ними кажется воинственным Атиллой. Как только они обнаруживают, что у их действий есть неприятные последствия, они бросаются заглаживать свою вину. А когда они окончательно осознают, что их попытки исправить положение только усугубляют «эффект бабочки», они решают отказаться от машины времени. Вот так просто – без войны и даже без долгих споров. Правда, трещина между Дэвидом и его друзьями углубляется, потому что парень берет всю ответственность за операцию «Отделаться от машины времени» на себя. Но это незначительный нюанс – конфликт хорошего с лучшим, а не подлинно драматичная история.

Кадр из фильма «Континуум»

Кадр из фильма «Континуум»

Кроме того, печальные последствия экспериментов ребят оказываются, с точки зрения зрителей, абстрактными и декларативными. Там упал самолет, тут не выиграла команда… Это не те события, которые по-настоящему трогают публику. А единственное существенное исключение из правила нарушает физический закон, который сами авторы фильма и придумали (не будем вдаваться в подробности, чтобы окончательно не заспойлерить картину).

Кадр из фильма «Континуум»

Кадр из фильма «Континуум»

Может, стоит забыть про отсутствие интересных сюжетных ходов и едва намеченный драматизм и смотреть «Континуум» как молодежный ромком о подростках, которые наслаждаются путешествиями во времени и между делом заводят роман? Можно, но не нужно. Потому что, хотя в картине есть забавные сцены, это все же не комедия, а наслаждение от путешествий во времени испаряется, как только странствия по континууму начинают создавать проблемы. Роман же между Дэвидом и его смазливой одноклассницей (София Блэк-Д’Элия из «Сплетницы» и «Молокососов») большую часть времени бродит в трех соснах и оттесняется на второй план другими событиями. Чувствуется, что этот сюжет в фильме для проформы. Равно как и сестра Дэвида, которая нужна картине лишь для того, чтобы иногда раздеваться до бикини и держать ручную камеру.

Кадр из фильма «Континуум»

Кадр из фильма «Континуум»

Ах да, камера. «Континуум» снят в стиле «найденная пленка» – то есть на любительскую камеру, которую держит один из персонажей (обычно, но не всегда это сестра Дэвида). Практика показывает, что этот стиль лучше всего подходит для хорроров, поскольку позволяет поставить зрителей на место персонажа в гуще жутких событий. «Континуум» же похож на хоррор не больше, чем «Кин-дза-дза!», и он от субъективных съемок скорее проигрывает, чем выигрывает. Потому что многие зрители терпеть не могут «болтанку» от съемки ручной камерой без стабилизатора. В фильме этот эффект возникает редко, но без него все же не обходится.

При всем при этом в «Континууме» есть здравое зерно, и картину было бы не так уж трудно модифицировать, чтобы превратить ее в полноценное, захватывающее жанровое кино. Но Дин Израэлит это не сделал, и его лента смотрится как скучный и порой нелепый «первый блин комом», ничуть не похожий на тоже дебютную, но замечательную «Хронику».

С 29 января в кино.

22.01.2015 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00