Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

В поисках недостижимого идеала: 8 пугающих фильмов о маниакальных перфекционистах

Сквозь тысячелетия и века человечество продолжает неуемное стремление к совершенству — как правило, на алтарь недостижимого идеала попадают внутренняя ценность, физическое и ментальное здоровье и даже собственная человечность. Монструозные жертвы во имя недостижимого идеала всегда вдохновляли кинематографистов, ведь нет психопата ярче, чем тот, что готов отдать жизнь ради секунды триумфа в сердце.

Добавить в закладки
В поисках недостижимого идеала: 8 пугающих фильмов о маниакальных перфекционистах

Вспоминаем фильмы, которые в том или ином виде раскрывали проблемы обсессии.

Изабель Фьюрман в роли Алекс Долл на кадре из фильма «Мания»

Изабель Фьюрман в роли Алекс Долл на кадре из фильма «Мания»

Главная героиня «Мании» — первокурсница по имени Алекс (Изабель Фьюрман), готовая сделать все возможное ради победы университетской команды по гребле. По мере развития событий Алекс проходит через сильнейший эмоциональный надлом и множественные физические истязания, упорно продолжая бороться с нарастающим давлением извне. 

В «Мании» тема обсессии раскрывается через психологическое состояние главной героини, с каждой минутой Алекс становится все более напряженной, подходя все ближе к пределам собственных возможностей. Холодная серая атмосфера фильма помогает зрителям полностью сфокусироваться на пловчихе, которая ярким пятном выделяется на фоне остальных «нормальных» персонажей. По большому счету мотивация Алекс завязана на внутреннем чувстве неполноценности, стремлении доказать всем вокруг, что она гораздо лучше, чем они думают.

Кадр из фильма «Глаза без лица»

Кадр из фильма «Глаза без лица»

В культовом черно-белом боди-хорроре «Глаза без лица» агрессивное стремление к совершенству вызвано жуткой трагедией. Главный герой фильма — доктор Женесье (Пьер Брассер) — пытается восстановить внешность дочери, лицо которой оказалось изуродованным после несчастного случая. В конечном итоге подавляемое чувство вины приводит Женесье к криминалу: он начинает похищать всех женщин, мало-мальски похожих на его дочь, надеясь когда-нибудь найти лицо, идеально подходящее для нее.

Одержимость Женесье высвобождает его внутреннего монстра, вскрывая все то, что так долго прикрывалось лицемерным чувством заботы и демонстративным желанием помочь. Страдания похищенных женщин оказываются напрасны, ведь хирург всегда недоволен получившимся результатом. 

София Каппель в роли Беллы Черри на кадре из фильма «Удовольствие»

София Каппель в роли Беллы Черри на кадре из фильма «Удовольствие»

Шведская инди-драма «Удовольствие» показывает мир современной порнографической индустрии глазами начинающей актрисы Беллы Черри (София Каппель), которая приезжает в Лос-Анджелес в надежде стать большой порнозвездой. По мере развития сюжета то, что вначале было лишь профессиональной целью, превращается для Беллы в настоящую обсессию, навязчивую идею, масштабы которой лишь растут на фоне жесткой конкуренции с другими актрисами и постоянной борьбе за место под солнцем. 

На своем пути Белла неоднократно подвергается жестокому сексуальному насилию и в конце концов полностью уходит от чувства внутренней эмпатии, превращаясь в рабочий, но абсолютно пустой товар для удовлетворения мужских амбиций. 

Кристиан Бэйл в роли Патрика Бэйтмена на кадре из фильма «Американский психопат»

Кристиан Бэйл в роли Патрика Бэйтмена на кадре из фильма «Американский психопат»

«Американский психопат» Мэри Хэррон исследует нарциссизм американского общества 80-х годов, одержимого конвенциональной красотой и капитализмом. Патрик Бейтман (Кристиан Бэйл) — классический портрет успешного банкира с Уолл-стрит, чья жизнь полностью подчинена идеалам материализма. Обсессивно-компульсивное расстройство Бейтмана и его психопатические импульсы убивать каждого по абсолютно надуманным причинам — не что иное, как неуемная внутренняя жажда власти и тотального контроля над внешним миром, которая со временем превращается в настоящий комплекс Бога.

Одержимость Бейтмана отражается на каждой сфере его жизни, будь то рутинные утренние процедуры или разговоры с коллегами в офисе. Таким образом, он раз за разом подтверждает свой контроль над реальностью, возвышается над другими людьми и чувствует себя повелителем вселенной.

Дэниел Дэй-Льюис в роли Рейнольдса Вудкока на кадре из фильма «Призрачная нить»

Дэниел Дэй-Льюис в роли Рейнольдса Вудкока на кадре из фильма «Призрачная нить»

«Призрачную нить» можно смело назвать одной из самых изысканных работ Пола Томаса Андерсона. Вычурный мир модельера Рейнольдса Вудкока (Дэниел Дэй-Льюис) начинает трещать по швам, когда он знакомится с миловидной официанткой Альмой (Вики Крипс), которая со временем становится его музой. Увы, со временем обсессия Вудкока в работе перерастает и в одержимость в любви. Альма, которая плохо вписывается в высшее общество Лондона, вынуждена терпеть постоянные унижения и оскорбления из-за своего несоответствия ожиданиям обеспеченного партнера. 

К счастью, Альма находит способ не только поставить Вудкока на место, но и забрать весь контроль на себя. Ее временная, но такая важная доминация над тираном создает в отношениях хрупкое равновесие, которое сложно назвать классическим пониманием счастья, но, так или иначе, оно работает.

Кристиан Бэйл в роли Альфреда Бордена на кадре из фильма «Престиж»

Кристиан Бэйл в роли Альфреда Бордена на кадре из фильма «Престиж»

Фантастический триллер Кристофера Нолана с Хью Джекманом и Кристианом Бэйлом в главных ролях разворачивается вокруг двух бывших друзей, а ныне вечных соперников, которые борются за звание лучшего фокусника в стране. В «Престиже» тема одержимости плотно связана с идеей вечного мужского соперничества, вызванного доминацией маскулинной энергии. В стремлении доказать другому, что он хуже, главные герои теряют все самое лучшее, что было в их жизни, что в итоге приводит к еще большей агрессии и попыткам перекинуть вину за случившееся на соперника.

Персонажам «Престижа» сложно симпатизировать, особенно к финалу, когда они чуть более чем полностью теряют человеческое лицо. Тем не менее фильм Нолана на ярких примерах показывает, к каким разрушительным последствиям может привести непомерное чувство собственного эго. 

Николас Кейдж в роли Дональда и Чарли на кадре из фильма «Адаптация»

Николас Кейдж в роли Дональда и Чарли на кадре из фильма «Адаптация»

Один из самых гениальных сценаристов Голливуда Чарли Кауфман способен создать выразительный художественный нарратив, используя абсолютно любой, даже самый абсурдный сюжет. На «Адаптацию» Кауфмана вдохновили собственные творческие блоки в ходе адаптации романа «Похититель орхидей» Сьюзен Орлеан для большого экрана. По сути, «Адаптация» — личная терапия сценариста в ходе беспощадной борьбы с внутренним перфекционистом, который то и дело строит немыслимые барьеры на его пути к достижению желанной цели.

В самом начале фильма Кауфман, которого играет Николас Кейдж, представлен измученным человеком, находящимся на грани нервного срыва. Его одержимость совершенством в итоге отражается на ментальном здоровье, вызывая приступы панических атак, тревоги и депрессии. И, несмотря на то что экранизация «Похитителя орхидей» так и не увидела свет, личный опыт Кауфмана оказался максимально достойной альтернативой ее отсутствию.

Натали Портман в роли Нины Сейерс на кадре из фильма «Черный лебедь»

Натали Портман в роли Нины Сейерс на кадре из фильма «Черный лебедь»

«Черный лебедь», вероятно, один из самых известных фильмов о разрушительной силе одержимости. Роль балерины, за которую Натали Портман была удостоена премии «Оскар», сама по себе стала большой проверкой на прочность, потребовав от актрисы множество жертв, в том числе и физического характера. Забавно, что чувство душераздирающего изнеможения при подготовке к роли в итоге помогло Портман очень тонко уловить внутреннюю жизнь своей героини — инфантильной девушки Нины, подавляющей собственное духовное и эмоциональное развитие в угоду балетной карьере.

Когда главная героиня получает заветную партию примы в постановке «Лебединого озера» Чайковского, ее обсессия выходит на новый уровень, окончательно ломая психику и фактически доводя Нину до состояния психоза. По сути, «Черный лебедь» — это детальная и весьма тревожная иллюстрация процесса саморазрушения личности, которая приводит к печальному финалу.

 

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?