Военная тайна

Российский блокбастер на злобу дня
Рецензии

Август, стало быть, 2008 года. Молодая мать Ксения отправляет семилетнего сына под Цхинвал в деревню к родителям бывшего мужа, а сама пакует бикини, чтобы ехать в Сочи с потенциальным будущим мужем. Однако мать Ксении некстати гуглит обстановку на осетинской границе, ухажер некстати хамит, и в итоге девушка летит за сыном в город, на который очень некстати нападают грузинские агрессоры.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

Новый фильм Джаника Файзиева заклеймили разве что не сурковской пропагандой еще задолго до его выхода в широкий прокат. И растревожиться на самом деле было от чего, ведь из 18 миллионов долларов, что были потрачены на съемки фильма, половина поступила от государства – больше, чем получил какой-либо другой «дотационный» кинопроект 2010 года запуска. Добавило огня и министерство обороны, снабдившее киношников 30 единицами боевой техники и 1500 армейской массовки. Наконец, не в последнюю очередь волнения вызывал публицистический и к тому же совсем свежий сюжет – в Грузии фильм, понятное дело, не покажут. Хотя лента стала, в общей сложности, третьей на заданную тему.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

Но при всем при этом клеймить госкиношный продукт – почти неловко. Один только длиннющий фэнтезийный сиквенс, что открывает ленту, уже выставляет его авторов совершенно беззащитными. Как перед шутками о человекообразных боевых роботах, которые, как выясняется, на самом деле охраняют российские границы, так и перед конструктивной критикой за недорендеренную 3D-графику. Ведь привычная к пиксаровским, а заодно «майклбэевским» творениям публика просто не сможет ее качества не заметить. Понятно, что отечественные волшебники только учатся, однако проект вышел и без того «неудобным» по десяти миллионам прочих пунктов, чтобы выпрашивать скидку еще и на это.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

Упомянутых выше пунктов – выбирай, не хочу. Например, просто не может не смутить собирательно-мужественный Вдовиченков в роли президента, который должен принимать непростые решения в непростой ситуации. И опять же понятно, что выход главнокомандующего давно уже записан в «обязательный набор» для любого западного фильма про страну/мир/честь в опасности. Однако в варианте отечественном (и особенно в то время, когда медиа переполнены разного рода агитками взаправдашних кандидатов на то самое кресло) выход этот оказывается чем-то сродни выходу на трибуну. И плеваться ли тут или все-таки аплодировать – опять же выбирает каждый сам.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

Хотя «Август…» – не первый фильм, что снимали на государственные деньги и с патриотическими установками, именно он выражает внешнеполитический курс современной власти четче всех своих предшественников. Другое дело, что Файзиев, кажется, вполне искренне старается свести эту «программную» часть к минимуму, а главный упор делает на военную драму с человеческой историей посредине. Политической агитке он противопоставляет мать, что отказывается погибать и упрямо чешет через оккупированный город к своему маленькому сыну – архетип, каким искусство пробавлялось еще задолго до появления кинематографа. Вообще же, по части мелодрамы авторы «Августа…» четко следуют голливудским учебникам для сценаристов. (Наглядный пример того, что часть бюджетных денег действительно ушла на гонорар американцу Майклу А. Лернеру, в прошлом военному корреспонденту Newsweek и Los Angeles Times.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

Вообще, позавчерашность самой истории так удобно освободила авторов от необходимости что-либо объяснять и разжевывать, что на сценах первоначального обстрела Цхинвала можно и вовсе легко вообразить, будто бы это Фантомас разбушевался, комета пролетела или, вообще, нет-никакого-покоя-от-этих-инопланетян. В общем, некий абстрактный интервент, чья главная функция – терзать женщин, стариков, детей, а с ними и зрительские сердца.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

И когда съемочная группа забывает про роботов и про идеологию, фильм отлично себе работает как чувствительный экшн с ловкими съемками, выразительными деталями и приятными лицами, где к месту приходятся и выделенные министерством единицы техники, и голые коленки главной героини, и артист Матвеев, который целых два месяца учился отдавать приказы на спецбазе МВД.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Август. Восьмого"

А когда же камера выхватывает необутую, в одном носке ногу иностранной репортерши, что бежит этой ногой от вражьих снарядов да по острым камням, то вдруг и вовсе думается – а ведь все могло быть совсем иначе. Ну или не могло. Каждому виднее со своей баррикады.

22.02.2012 Текст: Ксения Лебедева
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00