Наверх
Фильмы 2016 Доктор Стрэндж Инферно Джек Ричер 2 Прибытие 28 панфиловцев Моана Викинг Елки 5 Изгой-один Фантастические твари и где они обитают
К нам не подходи, а то зарежем!
20 самых опасных кинохулиганов
Опасные гастроли.
15 фильмов 2016 года, которые могут провалиться в прокате
Ирония кино.
10 самых популярных цитат из фильмов Эльдара Рязанова
Бой во время чумы.
13 лучших битв постапокалиптического кино
Маэстро, туш!
12 музыкальных конкурсов в современном кино

Рецензия на фильм

Волкодав, Волкодав, Волкодав

Волкодав нелетучий

Еще один опыт российского «фэнтези»

Стебаться над «Волкодавом» – легче легкого: это фильм-подстава, который так жалобно лежит на спине, задрав лапки, что грех по нему ударить.

Поэтому начну с новости хорошей. Наука делать родное фэнтези уже перешла на уровень второго класса начальной школы.

Кадр из фильма "Волкодав"

Кадр из фильма "Волкодав"

Конечно, я имею в виду «фэнтези» нового типа. Ибо фэнтези как таковое у нас умели делать – от «Аэлиты» Протазанова до философских картин Тарковского. Их не называли красивым заграничным словом, но жанр тот же. Тогда киномир сразу принял и Протазанова и Тарковского в киноклассику, стал у них учиться. Но иностранное кино – богатое кино, и дефицит внутреннего действия (борений свежей мысли, смятений чувств) вскоре стало компенсировать захватывающими дух спецэффектами и визуальной фантазией – пошли галактические эпопеи класса «Звездных войн» /Star Wars/, «Властелина колец» /Lord of the Rings/. Катаклизмы в космических империях совпали по времени с катастрофой в империи советской, где то, что было идеями, обратилось в пыль. И русские «фэнтези» остались без хлеба насущного: «о чем говорить, когда не о чем говорить!». Голливудские блокбастеры продолжали в новых спецэффектных формах толковать о все тех же общечеловеческих ценностях, а русское кино пребывало в спешных поисках национальной идентичности. Голливуд примерял современные ценности к мирам будущего – русское кино в будущее заглядывать робело и спасения принялось искать в прошлом. Зафиксировав ситуацию апокалипсиса в лужковской Москве («Дозоры»), поиграв в мистику в «Меченосце» (2006), она устремилась в православие – вышло фэнтези по имени «Остров» (2006), который в официальной рекламе уподобили коммерческому «Экзорсисту», а западная критика приняла за «черную комедию». В «Волкодаве» нам и вовсе предложили прильнуть к языческим корням славянства. Впрочем, в процессе скоропостижного воцерковления многие зрители и «кнесинки» сочтут православным атрибутом – не случайно же гадалки и знахарки у нас котируются наряду с батюшкой.

И вот режиссеру Николаю Лебедеву, уже имевшему дело с патриотической темой в военной драме «Звезда» (2002) (святая дань памяти павших плюс немного спецэффектов и «фэнтези», что считается данью новому киностилю) пришла идея потягаться с «Властелином колец» на материале не менее загадочном и фантазийном, чем гоблины, и в антураже не менее эффектном, чем Среднеземье. Он взял роман Марии Семеновой о Волкодаве, бродящем по миру, похожему на былинную Русь, в поисках справедливости, но с нелетучим Мышом на плече.

Сравнивать с романом не стану – кино надо воспринимать отдельно. Скажу только, что в романе есть элементы литературы – некая магия слова, пусть невеликая и не вполне оригинальная, но магия. Словесная ворожба, которая способна гипнотизировать неведомыми именами и названиями – попытка создать свою «фантазму» так, чтобы ожила.

В этом смысле роман – чертеж, которому художникам фильма остается придать движение. Это во многом получилось: выстроенный на «Мосфильме» языческий Галирад – пять квадратных км полуистлевших деревянных хором, где хоть сейчас снимай блокбастер про сестрицу Аленушку и царевну Лягушку. Некий абрис прошлого-будущего таким образом возник. Какое это царство-государство? Не Русь, разумеется (компьютерные горные кручи, бездонные пропасти, нелетучий мыш опять же), но что-то слышится родное в этих песнях про «кнесинку», «Лучезара»… Хотя есть и отзвуки ненашего, враждебно гортанного: Дунгорм, Эллад и даже Эврих. Волкодав в этих координатах должен восприниматься подобием Добрыни, Бесогона Никитича, последнего борца за землю русскую.

Это все расставлено по фильму как фигуры на шахматной доске, и даже понятно, кто главнее: у него волосы длиннее и мыш без мягкого знака наперевес. Но иных примет нету, и это беда.

Что нам стоит дом построить (в данном случае, говорят, под 20 миллионов долларов)! Нарисуем – будем жить. Нарисовали. А жить не получается. Весь пар ушел в гримы и бороды. Сделано все, чтобы в заросшем Лучезаре мы не распознали Игоря Петренко. Александра Бухарова знают меньше, и его в кадре можно отличить по нелетучему мышу на плече. Правда, Нина Усатова неожиданным появлением в образе местного Батыя вызывает в зале хохот узнавания – но это уже эффект капустника. Остальные персонажи – некая человеческая взвесь без характеров и функций.

Потому что не заданы правила игры. Шахматные фигурки играют то в городки, то пускаются в слалом. Лихо снятые боевые сцены с внушительным долби-шмяканьем не сцепляются в сюжет.

Внимание режиссера совершенно очевидно витает вдали от героев. Это ведь надо совсем забыть про актеров, чтобы главный герой, претендующий стать долгоиграющим персонажем новорусского фольклора, вышел таким безликим и бесхарактерным: встретишь – не узнаешь. Не слишком волнует режиссера и внятность фабульного письма. Талантом рассказчика Лебедев не отличался ни в одной из своих картин: из всего «Змеиного колодца» в памяти застряла только разверзшаяся челюсть усопшей. Но пуститься в «фэнтези» без умения рассказать историю – это как летчику выйти в полет, не поинтересовавшись маршрутным листом. Либретто этого кинобалета стоило бы читать перед сеансами. Сцементировать распавшееся действо не может даже музыка Алексея Рыбникова, и ее нужно издать отдельным CD, чтобы киношный сумбур не мешал воспринимать эту замечательную по мелосу «Языческую фантазию».

Но некий азарт режиссером все же владеет. Это азарт неумирающей хрущевской эпохи: догнать и перегнать. Построить мир городка Галирада на манер планеты Бабуин, воздвигнуть каменный мост над пропастью точь-в-точь как в последнем «Кинг-Конге», помахать мечом-кладенцом как в «Экскалибуре»! Похоже на историю про Левшу, подковавшего английскую блоху. Ювелирная работа, одна только беда: блоха уже не скачет.

Кадр из фильма "Волкодав"

Кадр из фильма "Волкодав"

Продолжая сравнение с азартным пилотом, дорвавшемся до полета на голливудском суперлайнере, могу уподобить «Волкодава» самозабвенному, дорогому и несомненно рискованному полету курсанта-новобранца, который, нарушив все правила летного училища, угнал самолет покувыркаться в небесах – просто так, «для адреналину». Вышло зрелище огромно (два с половиной часа), обло, усыпительно стозевно, но лаяй. Неслыханный по нынешним временам тираж в 600 копий и солидный рекламный бюджет на миг сделают его национальным событием. Кто досидит до конца – выдержит самое суровое испытание на древнеславянский патриотизм. Но Мыш с подбитым крылом все равно висит головой вниз. Нелетучий он.

 10

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров

Читайте также

показать еще

Новости по теме

28.12.2007
На первое место в российском прокате с 30,9 млн. долларов выбились «Пираты Карибского моря: На краю света». На третьем месте оказался отечественный «Волкодав».
23.11.2007
По итогам Американского кинорынка компания «Централ Партнершип» заключила сделку с Weinstein Company. Для дистрибуции в Северной Америке, Англии, Австралии, Новой Зеландии и англоговорящей части...
13.03.2007
На прошедшей 12 марта в РИА «Новости» пресс-конференции генеральный директор «Централ Партнершип Sales House» – Армен Дишдишян рассказал о планах компании по производству и продвижению...
14.02.2007
На кинорынке проходящего сейчас 57-го Берлинского кинофестиваля фильм «Волкодав» приобрели для проката в Китае и еще десяти странах.
10.01.2007
Кинокартина «Волкодав», стартовавшая 28 декабря 2006 года более чем на 600 копиях на территории СНГ, за 11 дней проката собрала – по сообщению компании-дистрибьютора «Централ Партнершип» ...


 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть