Наверх
Фильмы 2016 Доктор Стрэндж Джейсон Борн Бен-Гур Отряд самоубийц Бриджит Джонс 3 Великолепная семерка Инферно Стартрек: Бесконечность
На пыльных тропинках далеких планет.
15 самых далеких космических путешествий
Поехавшие.
13 харизматичных киноидиотов
Нарисуем – будем жить.
9 игровых фильмов с рисованными персонажами
Машины любви.
15 самых сексуальных женщин-роботов
Старики и море.
13 лучших морских киносражений 2000-х

Рецензия на фильм

Волкодав, Волкодав, Волкодав

Волкодав нелетучий

Еще один опыт российского «фэнтези»

Стебаться над «Волкодавом» – легче легкого: это фильм-подстава, который так жалобно лежит на спине, задрав лапки, что грех по нему ударить.

Поэтому начну с новости хорошей. Наука делать родное фэнтези уже перешла на уровень второго класса начальной школы.

Кадр из фильма "Волкодав"

Кадр из фильма "Волкодав"

Конечно, я имею в виду «фэнтези» нового типа. Ибо фэнтези как таковое у нас умели делать – от «Аэлиты» Протазанова до философских картин Тарковского. Их не называли красивым заграничным словом, но жанр тот же. Тогда киномир сразу принял и Протазанова и Тарковского в киноклассику, стал у них учиться. Но иностранное кино – богатое кино, и дефицит внутреннего действия (борений свежей мысли, смятений чувств) вскоре стало компенсировать захватывающими дух спецэффектами и визуальной фантазией – пошли галактические эпопеи класса «Звездных войн» /Star Wars/, «Властелина колец» /Lord of the Rings/. Катаклизмы в космических империях совпали по времени с катастрофой в империи советской, где то, что было идеями, обратилось в пыль. И русские «фэнтези» остались без хлеба насущного: «о чем говорить, когда не о чем говорить!». Голливудские блокбастеры продолжали в новых спецэффектных формах толковать о все тех же общечеловеческих ценностях, а русское кино пребывало в спешных поисках национальной идентичности. Голливуд примерял современные ценности к мирам будущего – русское кино в будущее заглядывать робело и спасения принялось искать в прошлом. Зафиксировав ситуацию апокалипсиса в лужковской Москве («Дозоры»), поиграв в мистику в «Меченосце» (2006), она устремилась в православие – вышло фэнтези по имени «Остров» (2006), который в официальной рекламе уподобили коммерческому «Экзорсисту», а западная критика приняла за «черную комедию». В «Волкодаве» нам и вовсе предложили прильнуть к языческим корням славянства. Впрочем, в процессе скоропостижного воцерковления многие зрители и «кнесинки» сочтут православным атрибутом – не случайно же гадалки и знахарки у нас котируются наряду с батюшкой.

И вот режиссеру Николаю Лебедеву, уже имевшему дело с патриотической темой в военной драме «Звезда» (2002) (святая дань памяти павших плюс немного спецэффектов и «фэнтези», что считается данью новому киностилю) пришла идея потягаться с «Властелином колец» на материале не менее загадочном и фантазийном, чем гоблины, и в антураже не менее эффектном, чем Среднеземье. Он взял роман Марии Семеновой о Волкодаве, бродящем по миру, похожему на былинную Русь, в поисках справедливости, но с нелетучим Мышом на плече.

Сравнивать с романом не стану – кино надо воспринимать отдельно. Скажу только, что в романе есть элементы литературы – некая магия слова, пусть невеликая и не вполне оригинальная, но магия. Словесная ворожба, которая способна гипнотизировать неведомыми именами и названиями – попытка создать свою «фантазму» так, чтобы ожила.

В этом смысле роман – чертеж, которому художникам фильма остается придать движение. Это во многом получилось: выстроенный на «Мосфильме» языческий Галирад – пять квадратных км полуистлевших деревянных хором, где хоть сейчас снимай блокбастер про сестрицу Аленушку и царевну Лягушку. Некий абрис прошлого-будущего таким образом возник. Какое это царство-государство? Не Русь, разумеется (компьютерные горные кручи, бездонные пропасти, нелетучий мыш опять же), но что-то слышится родное в этих песнях про «кнесинку», «Лучезара»… Хотя есть и отзвуки ненашего, враждебно гортанного: Дунгорм, Эллад и даже Эврих. Волкодав в этих координатах должен восприниматься подобием Добрыни, Бесогона Никитича, последнего борца за землю русскую.

Это все расставлено по фильму как фигуры на шахматной доске, и даже понятно, кто главнее: у него волосы длиннее и мыш без мягкого знака наперевес. Но иных примет нету, и это беда.

Что нам стоит дом построить (в данном случае, говорят, под 20 миллионов долларов)! Нарисуем – будем жить. Нарисовали. А жить не получается. Весь пар ушел в гримы и бороды. Сделано все, чтобы в заросшем Лучезаре мы не распознали Игоря Петренко. Александра Бухарова знают меньше, и его в кадре можно отличить по нелетучему мышу на плече. Правда, Нина Усатова неожиданным появлением в образе местного Батыя вызывает в зале хохот узнавания – но это уже эффект капустника. Остальные персонажи – некая человеческая взвесь без характеров и функций.

Потому что не заданы правила игры. Шахматные фигурки играют то в городки, то пускаются в слалом. Лихо снятые боевые сцены с внушительным долби-шмяканьем не сцепляются в сюжет.

Внимание режиссера совершенно очевидно витает вдали от героев. Это ведь надо совсем забыть про актеров, чтобы главный герой, претендующий стать долгоиграющим персонажем новорусского фольклора, вышел таким безликим и бесхарактерным: встретишь – не узнаешь. Не слишком волнует режиссера и внятность фабульного письма. Талантом рассказчика Лебедев не отличался ни в одной из своих картин: из всего «Змеиного колодца» в памяти застряла только разверзшаяся челюсть усопшей. Но пуститься в «фэнтези» без умения рассказать историю – это как летчику выйти в полет, не поинтересовавшись маршрутным листом. Либретто этого кинобалета стоило бы читать перед сеансами. Сцементировать распавшееся действо не может даже музыка Алексея Рыбникова, и ее нужно издать отдельным CD, чтобы киношный сумбур не мешал воспринимать эту замечательную по мелосу «Языческую фантазию».

Но некий азарт режиссером все же владеет. Это азарт неумирающей хрущевской эпохи: догнать и перегнать. Построить мир городка Галирада на манер планеты Бабуин, воздвигнуть каменный мост над пропастью точь-в-точь как в последнем «Кинг-Конге», помахать мечом-кладенцом как в «Экскалибуре»! Похоже на историю про Левшу, подковавшего английскую блоху. Ювелирная работа, одна только беда: блоха уже не скачет.

Кадр из фильма "Волкодав"

Кадр из фильма "Волкодав"

Продолжая сравнение с азартным пилотом, дорвавшемся до полета на голливудском суперлайнере, могу уподобить «Волкодава» самозабвенному, дорогому и несомненно рискованному полету курсанта-новобранца, который, нарушив все правила летного училища, угнал самолет покувыркаться в небесах – просто так, «для адреналину». Вышло зрелище огромно (два с половиной часа), обло, усыпительно стозевно, но лаяй. Неслыханный по нынешним временам тираж в 600 копий и солидный рекламный бюджет на миг сделают его национальным событием. Кто досидит до конца – выдержит самое суровое испытание на древнеславянский патриотизм. Но Мыш с подбитым крылом все равно висит головой вниз. Нелетучий он.

  7

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще

Новости по теме

28.12.2007
На первое место в российском прокате с 30,9 млн. долларов выбились «Пираты Карибского моря: На краю света». На третьем месте оказался отечественный «Волкодав».
23.11.2007
По итогам Американского кинорынка компания «Централ Партнершип» заключила сделку с Weinstein Company. Для дистрибуции в Северной Америке, Англии, Австралии, Новой Зеландии и англоговорящей части...
13.03.2007
На прошедшей 12 марта в РИА «Новости» пресс-конференции генеральный директор «Централ Партнершип Sales House» – Армен Дишдишян рассказал о планах компании по производству и продвижению...
14.02.2007
На кинорынке проходящего сейчас 57-го Берлинского кинофестиваля фильм «Волкодав» приобрели для проката в Китае и еще десяти странах.
10.01.2007
Кинокартина «Волкодав», стартовавшая 28 декабря 2006 года более чем на 600 копиях на территории СНГ, за 11 дней проката собрала – по сообщению компании-дистрибьютора «Централ Партнершип» ...


 


 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть