Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Все, что вы хотели знать о джалло, но стеснялись спросить: 8 главных жанровых фильмов

Марио Бава, Дарио Ардженто, Лучио Фульчи – режиссёры, во многом сформировавшие феномен итальянского джалло. Брутальные, стилизованные триллеры, изобилующие гротескными сценами насилия и разворачивающиеся среди пышных арт-пространств и декораций, – то, без чего невозможно себе представить джалло. Эти фильмы всегда ступают на территорию радикальных и формалистских экспериментов. Эстетика джалло также живет во многих современных хоррорах, заимствующих его атрибуты: это заметно и в «Хостеле» Элая Рота, и в хоррор-дилогии «Коллекционер». В подборке мы выбрали 8 ярких представителей джалло, начиная от его основателей и заканчивая современными подражателями.

Добавить в закладки
Все, что вы хотели знать о джалло, но стеснялись спросить

Кадр из фильма "Шесть женщин для убийцы"

«Шесть женщин для убийцы» – стилизованный триллер Марио Бавы, появление которого и знаменует рождение феномена итальянского джалло. Эта красочная постановка задала новый тренд в еврохорроре и евротриллере – после успеха Бавы посыпался целый град похожих детективных триллеров, где маньяки обязательно носили кожаные перчатки, а женская плоть умерщвлялась самыми варварскими способами.

Бава превратил заурядное чувство страха в эстетическое переживание: маньяк охотится за жертвами среди помпезных декораций и модных интерьеров ателье, а цветовые фильтры, с любовью используемые режиссёром, придают ночным сценам мистический антураж. Бава виртуозно доказал, что даже второсортное кино может быть состоятельным с эстетической точки зрения – светотеневая игра в триллере Бавы буквально отсылает к живописи итальянского маньеризма и создаёт причудливую мистическую атмосферу.

Кадр из фильма "Птица с хрустальным оперением"

Дебютная работа Дарио Ардженто – хрестоматийный фильм, задавший многие параметры для последующих картин в стилистике джалло. Это и витиеватое название фильма, напоминающее дешевую беллетристику, и сама история – рассказ о случайном туристе, который ввязывается в непредсказуемую череду событий, связанных с активностью некоего серийного убийцы. И это, безусловно, стилистические коды, определяющие сам жанр: ночные улочки Рима, модные интерьеры, зверские сцены убийств, снятые с нарочитой вульгарностью и артистизмом, а также саундтрек Эннио Морриконе – композитора, с которым будут сотрудничать многие джалло-режиссёры (сам Морриконе напишет саундтрек ко всей «животной трилогии» Ардженто).

Кадр из фильма "Ящерица под женской кожей"

Картина Лучио Фульчи может по праву считаться самым экзотическим джалло. Вместо дешевой макулатуры с шаблонными развязками картина Фульчи выделяется крепко сваренным детективным сюжетом, который обыгрывает whodunit – излюбленную формулу романов Агаты Кристи.

«Ящерица под женской кожей» отказывается от привычной для джалло схемы с отсчётом трупов и сосредотачивается на одном конкретном убийстве. Головокружительные погони по винтовым лестницам, культ тела, хулиганские монтажные решения – ко всему этому Фульчи добавляет атмосферу психоделии и фрейдистские мотивы, которые окончательно выбивают картину из целого ряда предшественников и последователей.

Кадр из фильма "Кровавый залив"

После «Шести женщин для убийцы» Бава не изменил своему жанровому и стилистическому чутью и снял «Кровавый залив» – ещё один джалло-фильм, в котором рассказывается о подростках, по несчастью, оказавшихся в заброшенном здании с орудующим там маньяком.

Мрачное настроение, усиливающее экранный саспенс, изобретательные операторские решения и сценография убийств – благодаря этому «Кровавый залив» стал одним из самых ярких режиссёрских достижений Бавы и проторил дорогу слэшеру. Многие эпизоды этого фильма впоследствии будут воспроизведены в событиях «Пятницы, 13-е», в некоторых случаях даже покадрово.

Кадр из фильма "Короткая ночь стеклянных кукол"

Загадочный триллер Альдо Ладо, во многом опирающийся на эстетику джалло, – разница лишь в том, что действие перенесено из живописных улочек и арт- пространств Апеннинского полуострова на территорию Праги.

История о журналисте, пытающемся разобраться в таинственном исчезновении своей девушки, постепенно выходит на неожиданные виражи – в процессе поиска зритель сталкивается и с конспирологическим заговором, и с мистической сектой, посвящённой в оргистический культ, и с сомнамбулической атмосферой кошмара. Прага в фильме Альдо Ладо не менее абсурдистская и загадочная, чем в романах Франца Кафки. Возможно, именно поэтому «Короткая ночь стеклянных кукол» обходится без стилизованного кровопролития – довлеющая атмосфера кошмара и электрошоковая развязка здесь исправно выполняют свою задачу.

Кадр из фильма "Торсо"

Брутальный итальянский триллер Серджио Мартино продолжает традиции джалло. «Торсо» – типичная для жанра история о студентах, которых убивает серийный маньяк, используя для этого загадочный красно-чёрный платок и пилу. Мартино уделяет много внимания тем атрибутам, на которых обычно концентрируется итальянское джалло: крупные планы с кричащими и агонизирующими женщинами, обнажённое и чрезмерно эротизированное тело, а также сцены убийств, снятые со свирепой жестокостью. Неспроста «Торсо» вместе с «Кровавым заливом» Бавы признаётся одним из главных предшественников американских слэшеров, в которых всегда происходит ровно то же самое – молодое и свободное тело умерщвляется неизвестным психопатом.

Кадр из фильма "Кроваво-красное"

Из целого ряда джалло-фильмов, снятых Ардженто, «Кроваво-красное» – пожалуй, стилистически наиболее выразительная и цельная работа. Убийство парапсихолога неизвестным маньяком заставляет американского пианиста и журналистку приступить к самостоятельному расследованию смерти. Этот прямолинейный сюжет, очень сильно напоминающий развитие событий «Птицы с хрустальным оперением» – дебютного фильма маэстро, обыгрывается в совершенно новых тонах. Во многом благодаря саундтреку прог-рок-группы Goblin, с которой Ардженто будет сотрудничать при создании своего следующего и главного хита – мистического хоррора «Суспирия». Работа музыкального коллектива придала пыточному триллеру окрас настоящего арт-боевика: сцены резни стали у Ардженто ещё более зверскими, события – более непредсказуемыми и стремительными, а кровь, струящаяся из тела, стала почти неотличима от краски для живописи. «Кроваво-красное» справедливо считают пиковым достижением итальянского джалло – во многом это объясняется характерным стилем Ардженто, в котором стала чувствоваться зрелость и его цепкая хватка.

Кадр из фильма "Странный цвет слез твоего тела"

Радикальный и весьма специфичный трибьют эстетике итальянского джалло. Французский дуэт Элен Катте и Бруно Форцани обратился к жанровой атрибутике, предложив во многом бессюжетный психоделический экскурс в жизнь мужчины, который пытается расследовать исчезновение своей жены (традиционное начало большинства джалло-фильмов, но больше всего это похоже на «Короткую ночь стеклянных кукол» Альдо Ладо).

Содержание фильма и его сюжетное наполнение ставятся в ущерб формализму – режиссеры с нескрываемым удовольствием смакуют кадры с острыми лезвиями, брызгающей кровью и взрывающимися цветовыми всполохами интерьерами. Монтажный ритм картины так и вовсе способен вызвать у особо чувствительного зрителя эпилептический эффект – вряд ли кто-то ещё с таким же безудержным формализмом осмыслял эстетику джалло. Воспринимать фильм режиссёров- супругов как полноценное повествовательное произведение, конечно, можно, но делать это вовсе необязательно – больше удовольствия здесь доставляют всё- таки отдельно выхваченные эпизоды, образы и детали.


Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?