Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Все фильмы Кристофера Нолана — от худшего к лучшему

Среди любителей кино только и разговоров, что о Кристофере Нолане. Вчера британец отметил юбилей, ему исполнилось 50 лет, в августе в честь 10-летия в повторный прокат выйдет «Начало», а в сентябре зрители наконец-то увидят его долгожданный 11-й фильм — интригующий «Довод». Мы решили воспользоваться случаем и основательно пройтись по фильмографии гения, чтобы выбрать его худшую и лучшую работы.

Добавить в закладки
Все фильмы Кристофера Нолана

10 МЕСТО

Кадр из фильма "Интерстеллар"

Космический эпик о людях, которые отправились в далёкие системы, чтобы там найти замену уничтоженной плохой экологией Земле, вышел не то чтобы плохим, но явно менее слаженным и стройным относительно прошлых работ Нолана. Здесь много интересных концептов и потрясающие визуальные находки (то, как режиссёр снял гиперкуб, используя в основном практические эффекты, — уму непостижимо). Но всё это несколько ломается об чересчур сентиментальный сюжет, где люди уж очень любят сесть друг напротив друга и начать читать лекции о любви, вселенной и всём том, что в хорошем космическом сай-фае остаётся между строк и в самой кинопоэтике.

Вот поэзии Нолану тут как раз и не хватает. Он по сути своей чистокровный прозаик, и как только речь заходит про высокие чувства, режиссёр теряется, ударяется в банальности. Возможно, лучше бы «Интерстеллар» и правда снял Спилберг, как это задумывалось изначально. А Нолан тогда бы снял «Первому игроку приготовиться» — посмотрели бы, как он решил его практическими эффектами.


9 МЕСТО

Кадр из фильма "Темный рыцарь: Возрождение легенды"

Бич большинства трилогий — неудачная третья часть: из-за нее пострадали многие серии, от «Человека-паука» и «Крестного отца» до «Матрицы» и даже диснеевских «Звездных войн». Трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене, к сожалению, стала еще одним показательным примером: проблема фильма состоит даже не в том, что он не смог дотянуть до планки качества, которую слишком высоко поднял «Темный рыцарь», — нет, это не только ужасный финал отдельной трилогии, но и просто неудачный блокбастер, в котором количество минусов превысило количество плюсов, а сумма неудачных решений перекрывает отдельные удачи.

В этой сборной солянке на одну оригинальную завязку (например, показать Бэтмена как сломленного и ненужного Готэму героя, который взял на себя грехи Дента) приходится череда сырых идей (захват фондовых бирж как попытка кинуть камень в огород Уолл-стрит), сюжетных дыр (как Брюс Уэйн сбежал из тюрьмы, сделал огромный горящий знак летучей мыши на мосту и в итоге избежал радиуса взрыва) и просто нелепых эпизодов (смерть героини Марион Котийяр). Конечно, в динамике это выглядит не так плохо, даже напротив — как образцовый блокбастер, но когда начинаешь задумываться о сюжете, мотивах фильма, его нарочитом символизме, понимаешь, что части не стыкуются и вызывают чересчур много вопросов. Показательно, что спустя 8 лет о фильме вспоминают только благодаря шуткам о Бейне и ЦРУ, а еще недавно люди заметили, насколько актуальной для пандемии COVID-19 была его политика — носил маску, соблюдал карантин и во всем винил летучую мышь.

8 МЕСТО

Кадр из фильма "Бессонница"

После удачных дебютных фильмов — «Преследования» и «Помни» — Кристофер Нолан оказался в числе талантливых независимых режиссеров, которых студийные боссы всегда хотят переманить под свое крыло. Для молодого британца «Бессонница» — ремейк одноименного норвежского детектива 1997 года об игре в кошки-мышки детектива и убийцы — должна была стать фильмом-проверкой, который бы доказал, что Нолан готов к работе над крупными проектами со всеми вытекающими последствиями — внушительным бюджетом и актерами первой величины. Очевидно, проверку он прошел, но неспроста о фильме редко вспоминают, когда говорят о творчестве Нолана.

«Бессонница» — это ни в коем случае не плохой фильм: о таком студийном дебюте большинство режиссеров может только мечтать, однако в контексте фильмографии Кристофера Нолана картина торчит как большой палец. Причина в том, что Нолан не работал над сценарием «Бессонницы» — его роль заключалась в том, чтобы выступить режиссером по найму и перенести чужие идеи на большой экран. Получился такой по-финчеровски мрачный и напряженный, но чересчур простой, приземленный и реалистичный детектив. Хотя у фильма был потенциал стать «нолановским» фильмом — чего только стоит типичный для режиссера главный герой с обостренным чувством справедливости, который ставит долг превыше всего. К тому же из-за постоянной бессонницы он начинает путать сны и реальность — звучит знакомо, не так ли?

7 МЕСТО

Кадр из фильма "Престиж"

По иронии судьбы фильм о фокусниках не сумел грамотно водить зрителя за нос. Тот случай, когда режиссёр заигрался собственными приёмами и слишком отчаянно пытался произвести нужный эффект. В «Престиже» мало выверенности, чувства меры, зато много тонально лишних абсурдистских сюжетных поворотов из совсем другого рода кино. Едва ли тут кто-то ставит в укор отсутствие абстрактной вездесущей логики, которой требуют от многих фильмов, — дело в другом. Начинаясь как кино о великих обманщиках, которые с помощью выдающегося ума умудряются рациональное превратить в иррациональное, необъяснимое, в финале «Престиж» уходит в дебри бульварной фантастики XX века.

Это по-прежнему выдающийся фильм, обманка для невнимательного зрителя — другой вопрос, что внимательный в этот раз свои вопросы уж точно задаст. Чарующая магия твистов Нолана заключалась в том, что объяснение по итогу делало все парадоксально простым. В «Престиже» эта магия, напротив, делает всё парадоксально сложным.

6 МЕСТО

Кадр из фильма "Дюнкерк"

Начиная с «Престижа» и заканчивая «Интерстелларом» Кристофер Нолан работал по четкому графику «один фильм в два года», но «Дюнкерк» пришлось ждать дольше, целых три года — сейчас становится понятно, что этот дополнительный год работы негативно сказался на зрительском приеме фильма. Фанаты ждали очередной заставляющий поломать голову и облиться слезами блокбастер, но получили иммерсивный киноаттракцион, в котором даже нет героев, чтобы им сопереживать. Точнее, они есть, и их тысячи — это солдаты, ждущие эвакуации. Никаких предысторий, минимум диалогов о жизни, одни испуганные лица, передающие атмосферу тотального страха, — зритель понимает, что они могут в любой момент умереть, но не знает их стимула выжить.

Конечно, отсутствие традиционного героя — это не главное достижение фильма. «Дюнкерк» — это в первую очередь технический шедевр, который раскрывается на максимально большом экране и с отличным звуком: пленочное зерно, минимум спецэффектов и выдающаяся режиссура, благодаря которой происходящее выглядит не как несвязанный набор экшен-сцен, а как тщательно воссозданный военный хаос. Это во многом заслуга лаконичного и экспериментального сценария, который сплетает воедино три истории длиною в одну неделю, один день и один час — каждая из них могла бы стать финалом крепкой военной драмы. Здесь аж три финала, безупречно смонтированных в один фильм. Наверное, понять особенность и значимость «Дюнкерка» сразу невозможно — неудивительно, что синефил Квентин Тарантино, назвавший «Дюнкерк» одним из двух лучших фильмов прошлого десятилетия, оценил его размах только после третьего просмотра.

5 МЕСТО

Кадр из фильма "Бэтмен: Начало"

До «Тёмного рыцаря» Нолан пытался делать более аккуратные и выдержанные шаги на поприще супергероики. «Бэтмен: Начало» если не полностью сформировал подход, который потом использовался в двух продолжениях, то точно задал главные тенденции в новой истории о мстителе в костюме летучей мыши. Тонкий психологический портрет мальчика, полного комплексов и страхов, в этот раз радикально изменил дискурс. Для комиксов такой ход, само собой, не нов, но вот в кино супергерои редко становились людьми с настоящими проблемами.

А уж тем более с настолько мрачным сознанием, которое, думается, распространяется на весь город. Можно обвинить Нолана в гиперболе или вымученной жанровости, но ведь потому «Бэтмен: Начало» настолько и привлекателен, что предлагает гипертрофированную чувственность во всех аспектах. Это по-прежнему не предельно реалистическая трансформация сеттинга (а во многом даже романтическая), что, к слову, делает её ещё более любопытным объектом изучения. При всём своём стремлении к психологизму Нолан не пытается превратить «Бэтмен: Начало» во что- то более серьёзное — ещё один случай, когда режиссёр не позволяет рафинированно-интеллектуальной стороне произведения взять верх.

4 МЕСТО

Кадр из фильма "Преследование"

Крайне необычный дебютный фильм Кристофера Нолана, о котором сейчас говорят до обидного мало. Необычна, кстати, и идея его создания: сначала режиссёр долго думал о концепции слежки за людьми, а после, когда ограбили его дом, он начал размышлять о психологии преступников и рамках нравственности в современном обществе. Две эти мысли сложились, и получилось «Преследование» — уникальный запутанный неонуар о границах общественного и вуайеризме, первая мрачная головоломка Нолана.

Главный герой — молодой писатель Билл, начинающий пялиться на прохожих и следить за ними, — после встречи с воришкой Коббом (сделаем вид, что совпадение с персонажем «Начала» случайно) проникает в новый мир — мир расширенных моральных рамок, несоблюдения личного пространства. «Преследование» тоже очень крепко держится за жанровую сторону, но в это же время по выразительности уходит далеко от конвенции, шаблона. Тот факт, что Нолан в первом же своём фильме настолько стройно совместил условно интеллектуальное и условно зрительское, лишь доказывает важность дебюта не только в рамках его фильмографии, но и всего контекста кино. А что произошло в его карьере после — вы знаете сами.

3 МЕСТО

Кадр из фильма "Начало"

Для многих — magnum opus Кристофера Нолана, для других — подтверждение идеи о том, что некогда гениальный режиссёр окончательно погряз в безэмоциональном формализме. Мы, как нетрудно понять, придерживаемся первого мнения и убеждены в исключительности «Начала». В первую очередь из-за его иллюзорной, обманчивой сложности. Ведь именно Нолан способен киноголоволомку сделать парадоксально понятной, наделить её обыкновенным жанровым каркасом (в этом случае — структурой фильма об ограблениях) и на его основе создать изящную конструкцию из вроде бы простых сюжетных ходов и кинематографических приёмов.

С каждым новым сюжетным поворотом «Начало» сдержанно и планомерно собирается в единую архитектурную громадину. Формально Нолан действительно делает нечто сложносочинённое, вычурное, однако все его головоломки обречены разрешиться (причём с подачи самого автора) крайне быстро. Ход со снами внутри сна — грамотная обманка, часть фокуса, которыми так хвастались персонажи нолановского «Престижа». И как объяснение любого фокуса, секрет «Начала» разгадать нетрудно. Другой вопрос, что зрителям хочется чувствовать себя обманутыми, заведёнными в лабиринт загадок, где они сами позволят себе заблудиться.

2 МЕСТО

Кадр из фильма "Темный рыцарь"

Если «Бэтмен: Начало» показал, что Нолан уверенно себя чувствует в пространстве мейнстримного супергеройского кино, то его «Тёмный рыцарь» пошёл дальше — он это пространство перестроил. Вдохновлённый film noir, он вдруг показал, что о комиксных супергероях можно рассказывать вот так: серьёзно, жизнеподобно, без всякого глянца и фальши — и при этом всё равно быть успешным. Не зря именно после «Тёмного рыцаря» случилась повальная мода на угрюмую супергероику — в тёмно-серые цвета перекрасили даже снайдеровского «Человека из стали», хотя ему это совсем не шло.

Впрочем, «Тёмный рыцарь» важен не только как культурный феномен — без которого мы никогда не увидели бы, например, «Логана». Это ещё и сам по себе выдающийся фильм: с впечатляющими по масштабу и постановке экшен-сценами, сильным сценарием и великой актёрской работой Хита Леджера. Единственная причина, по которой «Тёмного рыцаря» не номинировали на главный «Оскар», в том, что в те годы претендентов на «лучший фильм» было всего 5. И как раз после картины Нолана (и, думается, из-за неё) академия расширила их количество до 10 и чаще начала замечать условно развлекательное кино.

1 МЕСТО

Кадр из фильма "ПОМНИ"

Тот самый фильм, с которого началась долгая и до сих пор крайне успешная карьера Нолана, — запутанный триллер о человеке, который хочет найти убийцу жены, но, вот беда, совсем не имеет долговременной памяти. События «Помни» разворачиваются задом наперёд — фильм стартует с финала и заканчивается завязкой, и потому главный плот-твист тут не в том, чем завершится история, а в том, с чего она вообще началась.

Это сам по себе очень хитрый драматургический трюк и, несмотря на все поздние ухищрения Нолана, всё ещё самый эффектный в его фильмографии. «Помни», одновременно прекрасно работая как жанровый детектив, ещё и переносит зрителя на совсем другой уровень повествования — тот, где аудитории, как и герою, приходится прилагать усилия, чтобы вообще понимать, что происходит и, главное, в какой последовательности. И хотя нам нравится, куда Нолан пошёл творчески после «Помни», свой прорывной фильм он так и не переплюнул. Ну да у него всё ещё впереди.


Текст: Ефим Гугнин, Владислав Шуравин, Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?