Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Все фильмы Тайки Вайтити — от худшего к лучшему

В честь дня рождения новозеландского балагура вспоминаем все его работы — смешные и трагичные, масштабные и компактные, с веллингтонскими вампирами и воображаемыми Гитлерами.

Добавить в закладки
Все фильмы Тайки Вайтити — от худшего к лучшему

6-е место

Джемейн Клемент в роли Джеррода на кадре из фильма «Орел против акулы»

Джемейн Клемент в роли Джеррода на кадре из фильма «Орел против акулы»

Лили (Лорен Тейлор) — невзрачная неудачница, работающая в дешёвой закусочной. Джеррод (Джемейн Клемент) — такой же неказистый лузер, который Лили почему-то кажется самым привлекательным человеком на планете. На костюмированной вечеринке, где обоим нет места, они сойдутся (один из них, как можно догадаться, будет в костюме орла, другая оденется в акулу), и вскоре Джеррод повезёт подругу в родную новозеландскую деревню, где у него есть некие незаконченные дела.

Полнометражный дебют Тайки Вайтити — не самый изящный по форме его фильм, да и нередко он кажется слишком эпигонским по отношению к американским неловким инди-комедиям нулевых а-ля «Наполеон Динамит». Но тем интереснее, как внутри, в общем-то, чужой эстетики режиссёр нащупывает свой стиль: во внезапных вспышках драмы посреди комического сюжета (так мы узнаём, что талантливый брат Джеррода когда-то погиб, и его странность объясняется в том числе попытками избавиться от придуманного им же самим груза ответственности за наследие родственника), в неожиданных шутках, в потрясающих пейзажах руральной Новой Зеландии, так любимых Тайкой.

5-е место

Сэм Нил в роли Гека на кадре из фильма «Охота на дикарей»

Сэм Нил в роли Гека на кадре из фильма «Охота на дикарей»

Маленький сирота Рики (Джулиан Денисон) не может прижиться ни в одной семье — вечно бедокурит, после чего его сдают обратно в приют. По-настоящему принимает его только сердобольная Белла (Римма Те Вьята), живущая вдали от цивилизации в деревне вместе с неразговорчивым мужчиной Геком (Сэм Нил). Сердобольной она, правда, оказывается вполне буквально: в один день женщина, развешивая бельё, просто падает замертво. Теперь Рики должны забрать обратно в приют, откуда он уже никогда, видимо, не выйдет — но вместо этого он, совершенно не приспособленный к дикой жизни, сбегает с Геком в новозеландские леса.

«Охота на дикарей» — последний новозеландский фильм Вайтити: после него он окончательно переедет в Голливуд. И в каком-то смысле его легко воспринять как маленькое подведение итогов, собрание всех драматургических и стилистических приёмов, которые режиссёр нарабатывал годами, работая на родине. Здесь и знакомая детская оптика, и история взросления — причём как героя-ребёнка, так и его непутёвого приёмного отца, — и всё то же сочетание невозможно смешного и бесконечно грустного, которое спустя несколько лет принесёт Тайке «Оскар». В то же время именно из-за этой собирательной сути «Охоты» фильм выглядит повторением того, что Вайтити уже делал прежде — и делал более изящно.

4-е место

Марк Руффало в роли Халка на кадре из фильма «Тор: Рагнарёк»

Марк Руффало в роли Халка на кадре из фильма «Тор: Рагнарёк»

Marvel уже давно подрядились брать на свои супергеройские блокбастеры режиссёров маленького инди-кино — и, кажется, только с Вайтити этот подход действительно оправдал себя. Новозеландский постановщик пришёл на третьего «Тора» со своим видением и радикально перевернул всю франшизу: после шекспировской первой части и мрачной второй снял эксцентричный цветастый «Рагнарёк» с инопланетянами, космическими полётами и фирменными неловкими шутками. Скандинавский бог здесь больше не хмурый Гамлет, а взрослый ребёнок, за напускным пафосом скрывающий собственную неспособность принимать серьёзные решения.

Можно сколько угодно обвинять Вайтити в том, что он превратил Тора (да и Локи с Халком заодно) в клоунов, а сами похождения бога грома — в цирк с конями. Это правда, да, но, во-первых, это смешно, во-вторых, в ироничном фильме Тайки души всё равно несоизмеримо больше, чем в серьёзных потугах Кеннета Брана и Алана Тейлора. Одна сцена встречи Тора с Одином, где отец объясняет ему, что он «бог грома, а не молота», драматичнее и пронзительней чуть ли не любого другого фильма Marvel целиком.

3-е место

Тайка Вайтити в роли Вияго на кадре из фильма «Реальные упыри»

Тайка Вайтити в роли Вияго на кадре из фильма «Реальные упыри»

Большинство зрителей (как минимум в России) узнали имя Вайтити именно благодаря «Реальным упырям» — мокьюментари-комедии о жизни старомодных приятелей- вампиров в Веллингтоне. Тайка и его соратник Джемейн Клемент ёмко переосмыслили всю историю вампирского кино — от Носферату до «Сумерек» — и сделали это с таким остроумием и дерзостью, что их маленькое новозеландское кино просто не могло не оказаться замеченным всем миром. Теперь это, вероятно, последняя по- настоящему культовая комедия XXI века, породившая несколько спин-оффов и телевизионный ремейк для американского канала FX (тоже хороший, ведь им занимаются те же Вайтити и Клемент).

Если забыть про схожую ироничную интонацию и фирменный юмор (который сам Вайтити определяет как «вежливая новозеландская комедия»), «Упыри» заметно отличаются от всего, что делает режиссёр. Как минимум потому, что он тут не единственная креативная единица: в фильме сильно заметен почерк создателя «Полёта Конкордов» (другой мокьюментари-комедии о жизни неустроенных и не вписывающихся героев) Клемента. Они сильно проще лучших работ Тайки, но зато это с большим отрывом самый смешной фильм в его фильмографии. Который не надоедает, кажется, даже после десятого или двадцатого просмотра.

2-е место

Роман Гриффин Дэвис в роли Джоджо на кадре из фильма «Кролик Джоджо»

Роман Гриффин Дэвис в роли Джоджо на кадре из фильма «Кролик Джоджо»

Маленький мальчик по прозвищу Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) живёт с мамой (Скарлетт Йоханссон) в нацистской Германии. Он неуклюжий и, в общем-то, незлой, вот только с полностью промытыми пропагандой мозгами: парень искренне считает, что евреи — это какие-то страшные монстры, а его воображаемый друг — буквально Гитлер (только скорее смешной, чем ужасающий, и сыгранный новозеландским маори Вайтити). Мир Джоджо рушится, когда на чердаке у себя дома он обнаруживает еврейскую девочку (Томасин МакКензи), которую там прячет его мать. И она вдруг оказывается совсем не монстром.

Несмотря на кричащий концепт (воображаемый друг-Гитлер! нацисты! юмор на костях!), «Кролик Джоджо» — удивительно трепетное кино о взрослении и столкновении детского мира с неприглядной реальностью. Вайтити тут в каком-то смысле обращается в собственное прошлое, когда он, будучи ребёнком, разрисовал все тетради свастиками (после чего, стесняясь, дорисовывал их до окон), рефлексирует на тему хрупкого ребяческого сознания, которое так легко направить по неверному пути. Это всё ещё очень смешное и яркое кино, но больше всего оно запомнится редкими моментами непередаваемой боли, когда пряничный мир Джоджо жестоко крушит окружающая его война. Заслуженный «Оскар» за адаптированный сценарий — и, надеемся, не последний в карьере Тайки.

1-е место

Тайка Вайтити в роли Аламейна на кадре из фильма «Мальчик»

Тайка Вайтити в роли Аламейна на кадре из фильма «Мальчик»

Самый недооценённый и по совместительству лучший фильм Тайки Вайтити сегодня принято воспринимать как эдакий разогрев перед «Кроликом Джоджо». У них действительно много общего: оба фильма рассказывают одновременно смешные и пронзительные истории о мальчиках из неблагополучной среды, живущих в своём воображаемом мире. Только тут это новозеландская деревня, а не нацистская Германия. А вместо друга-Гитлера другая father figure — пришедший из тюрьмы отец, мечтающий найти давно зарытый клад (играет его, впрочем, всё равно Вайтити).

Тайка рисует свой мир от лица ребёнка, ещё не научившегося отделять правду ото лжи и вымысел от травмирующей правды, и все эти противоположности сталкиваются в фильме удивительным образом. В один момент мы смотрим милую инди-комедию о парне-фантазёре, в другой — заливаемся слезами от сцены, где тот вспоминает о смерти матери, и картинка из прошлого вдруг встаёт перед глазами ужасным напоминанием о бренности жизни (погибшая мать — вообще постоянный мотив у Вайтити). При всём напускном дурачестве и как бы «детскости», Тайка — режиссёр, которому в первую очередь интересен сложный процесс взросления. Ему тут подвергается и сам Мальчик, чья мечта о безбедной жизни с отцом разбивается о беспечность последнего, и родитель с лицом Вайтити, для которого жизнь мелкого криминального элемента стала способом сбежать от реальности, забравшей у него жену.


Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?