Все на борт!

Не фильм-катастрофа, а военная драма, рассказывающая о мало известной в России гражданской войне. Картина прекрасно снята и разыграна, но китайский «Титаник» начнется только во второй части

 

Рецензии

Переправа. Часть 1
Переправа. Часть 1 (2014)
The Crossing
драма
Режиссер: Джон Ву
В ролях: Такеши Канеширо, Чжан Цзыи, Хю-ке Сон, Хуанг Ксяоминг, Тон Давэй
Премьера: 23 июля 2015 года

Вторая мировая война закончилась, но до мирной жизни Китаю еще далеко – с избавлением от японцев вновь обострился конфликт между Гоминьданом и коммунистами. Генерал Лей (Хуан Сяомин) высылает свою жену на Тайвань, а сам отправляется на фронт, где его люди попадают в окружение коммунистов. Тем временем в Шанхае пытается выжить девушка по имени Ю Жен (Чжан Цзыи) – ей нужно набрать денег на билет до Тайваня, однако стоит он столько, что не заработать даже проституцией.

Кадр из фильма "Переправа"

Кадр из фильма "Переправа"

Как известно, в материковом Китае кинематограф предельно идеологизирован – разумеется, простые зрители охотнее идут на комедии и боевики, но компартия активно поддерживает исторические эпики по событиям XX века, превращая многие из них в настоящие фильмы-события. Так, в картине «Основание республики» (2009) засветилось несколько десятков гонконгских и китайских звезд (включая Джеки Чана, Джета Ли, Донни Йена и Энди Лау), такая же россыпь знаменитостей украсила и афишу его идейного продолжения-приквела, «Начало великого возрождения» (2011).

Кадр из фильма "Переправа"

Кадр из фильма "Переправа"

Не более чем иллюстрированные учебники по важным историческим событиям первой половины XX века (рассказанным, конечно же, с точки зрения коммунистической доктрины), эти фильмы неплохо прошли в прокате, но умы не захватили и за пределы Китая не выбрались, поэтому сейчас кинематографисты действуют хитрее. Так, Цуй Харк в этом году выпустил «Захват Тигриной горы», где скрестил «коммунистическую» военную драму с приключенческим фэнтези-истерном, а Джон Ву затеял эпопею «Переправа», которая изначально подавалась как восточный ответ «Титанику» – мелодрама на фоне одной из самых известных морских катастроф страны.

Кадр из фильма "Переправа"

Кадр из фильма "Переправа"

В чем же подвох? В том, что Ву по факту снял не просто фильм-катастрофу, а китайскую «Войну и мир» – кино с несколькими центральными персонажами из разных миров, судьбы которых сойдутся в одной точке только во второй части фильма. В то время как первая половина дилогии – это преимущественно военная драма, в которой на первый план выходит генерал Лей, который (спойлер!) во второй части дилогии вообще отсутствует. Чтобы лучше понимать, что вам предстоит увидеть, представьте себе «Титаник» на пять часов, в котором открывающие два часа заняты рассказом о детстве Роуз и Джека, их первых возлюбленных, ссорах с родителями и тому подобных вещах, а львиную долю экранного времени вовсе «отъел» бы сосед Роуз, который был очень хороший, но на «Титаник» не успел.

Кадр из фильма "Переправа"

Кадр из фильма "Переправа"

Иными словами, «Переправа, Часть 1» – это что угодно, только не обещанный фильм-катастрофа, и надо сказать, здесь очень важно осознавать, на что вы идете. На двухчасовую экскурсию в очень сложное для Китая время гражданской войны, в которой, конечно, есть намеки на любовь, но куда больше мужской дружбы, военной патетики и тщательно задокументированных примет эпохи – голода, смятения, отчаяния. И персонажи, которые пока что практически никак не взаимодействуют между собой – у них есть совместные сцены, но основательно их судьбы пересекутся лишь во второй части фильма. А пока что каждый гнет свою линию, что привносит в картину сумбура – преисполненные героической бравады военные сцены соседствуют с пасторальной идиллией Тайваня, где жена Лея (кореянка Сон Хи Ки) заводит себе друга в лице местного доктора Зекуна (Такеши Канеширо), переживающего разрыв с любимой женой-японкой, а затем мы возвращаемся в Шанхай, где несчастная Чжан Цзыи работает медсестрой и по ночам продает себя, стоически перенося презрение окружающих. Это несколько фильмов в одном, и хотя все они сняты уверенной рукой профессионала, какой-то необходимости объединять их под одной крышей не видно – кроме желания «втюхать» зрителям очередную образовательную «интерактивную кинокнигу» по сравнительно недавней китайской истории.

Кадр из фильма "Переправа"

Кадр из фильма "Переправа"

Тем не менее, если все вышенаписанное вы поняли и вас это, в общем-то, не пугает, фильмом вы наверняка останетесь довольны, потому что он сочетает в себе многие приметы «большого стиля» Джона Ву – размашистое повествование, ярких персонажей, впечатляющие батальные сцены и такую немного наивную, старомодную, но очень искреннюю киноромантику «золотого века» Голливуда. Трепетные девушки, молодцеватые мужчины, вальс в вихре снежинок у раскрытого окна, одинокая фигура в колосящемся поле у белоснежного маяка… Парящие голуби, опять же.

Хуанг Сяомин в главной роли невероятно напоминает Чоу Юн-Фата времен его расцвета – тот же лихой прищур, та же непреклонная стать… Он рисуется, но не настолько, чтобы превратиться в карикатуру, и, в общем-то, понятно, почему Хуанг сейчас является одним из самых популярных (и высокооплачиваемых) актеров Китая. Остальной каст на его фоне немного меркнет, но во второй части «Переправы» в ход пойдут другие механизмы воздействия на зрителя, так что не исключено, что на выходе мы получим действительно выдающуюся дилогию, в которой будет всего понемножку – и война, и любовь, и смерть, и надежда.

С 23 июля в кино.

13.07.2015 Текст: Борис Хохлов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00