Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Кино — не только искусство, но и бизнес. А значит, наряду с обычными дельцами, которые монетизируют праздники, голливудские продюсеры с радостью используют Хэллоуин, День святого Валентина и День благодарения как способ обогатиться. Их главная палочка-выручалочка — Рождество и Новый год, две даты, когда семьи и компании друзей в погоне за настроением идут в кино или открывают стриминги.
Неудивительно, что в зимний сезон на афишах появляются тонны новогодних романтических комедий и хорроров. Эти жанры во многом похожи: оба дают дозу адреналина, оба вовсю эксплуатируют праздничную эстетику и оба не обманывают ожидания зрителя, в отличие от драм, а проводят по уже знакомым сюжетным поворотам. Просто делают это по-разному.
Так что же лучше подходит для Нового года: романтические комедии или фильмы ужасов? Давайте разбираться.
Лекарство от одиночества: ромкомы утешают в праздничный сезон
Ни для кого не секрет, что праздники могут быть не только поводом для застолья, но и источником жгучей тоски: пальму первенства по доведению человечества до депрессии получает даже не День святого Валентина, а Рождество и Новый год — об этом свидетельствует как минимум неутешительная статистика самоубийств. Чем ярче горят гирлянды в окнах соседей, тем острее ощущается одиночество внутри. Не все имеют возможность проводить время среди близких, далеко не каждый встречает праздник с романтическим партнером. Под конец года закономерно возрастает уровень стресса и возникает простое человеческое желание если не любить и быть любимым, то хотя бы смотреть на этих самых влюбленных на экране!
Ромкомы, как быстродействующие обезболивающие, отлично справляются с задачей и поднимают дофамин в крови. Зрители искренне надеются, что Джон Кьюсак отыщет Кейт Бекинсейл в шумном Нью-Йорке («Интуиция»), Бриджет Джонс поцелует правильного мужчину («Дневник Бриджит Джонс»), а Нина Добрев даст шанс скромному парню из приложения для знакомств («Неуловимый аромат любви»). Режиссеры мелодрам профессионально «продают» публике идею о «долго и счастливо» и заставляют вспомнить, что любой имеет шанс на собственное чудо.
Любопытно, как ромкомы из кассовых хитов превратились в типичный стриминговый продукт. Сегодня лиричные картины — особенно рождественские — выглядят как своего рода guilty pleasure, разгрузка для мозга и сугубо одиночный вариант просмотра. Мало кто может избежать искушения и не поддаться импульсивному порыву в декабрьский вечер — вооружиться ведром мороженого, выключить телефон, включить самый банальный ромком из всех возможных и провести время в компании героев в красно-зеленых свитерах. Признавайтесь, было?
Главный антистресс-жанр: хорроры — как кино для шумных компаний
Фильмы ужасов это по определению жанр не для одиночек. Подумайте сами: кому захочется сидеть полтора часа в темном зале, пока с экрана выскакивают монстры, чудовища и маньяки? Скорее всего, вы позовете целую армию друзей, чтобы едко комментировать происходящее на экране и пугаться вместе. А заодно купите огромное ведро попкорна. Продюсеры новогодних хорроров понимают это лучше прочих: особую ставку они делают на праздничные слэшеры с жестокими сценами убийств — буквально все, что нужно цинично настроенной группе подростков. С одной стороны, чистый адреналин, с другой — большая доля условности и нелепости, которая позволяет относиться к происходящему как к комедии. Поэтому что «Кровавое Рождество», что пресловутый «Джек Фрост» — фильмы для группового просмотра.
Может ли хоррор поднимать дофамин так же, как ромкомы? Конечно же, может — просто иначе. В конце года все, даже самые довольные своими достижениями, испытывают усталость и необходимость в разгрузке. И если ромкомы душат зрителя любовным настроением, по сути, убаюкивают и обещают, что чудо непременно случится, то хорроры, наоборот, сталкивают публику с угрозой лицом к лицу — помогают выплеснуть весь негатив в крике и испуге. А еще, что немаловажно, способствуют борьбе с тревогой: мозг сталкивается с воображаемой угрозой, и это, как ни странно, помогает в будущем проще переживать стрессовые ситуации. Даже если на экране клоун Арт из «Ужасающего 3» в костюме Санта-Клауса.
В выигрыше абсолютно все: и продюсеры, которые буквально навешали праздничную мишуру на порог знакомых слэшеров и сплэттеров, и люди, которые купили билет, а вместо этого оказались на очной ставке с собственными страхами и победили их. Ведь, в сущности, почти все фильмы ужасов показывают, что зло, каким бы оно ни было жутким, можно обезглавить, отправить в ад и даже проткнуть новогодней елкой.
Ромкомы — лучшие компаньоны в предновогодней суете
Для поднятия новогоднего настроения зрители обращаются именно к романтическому жанру. Мелодрамы, подобно мишуре на елке или аромату имбирного печенья, помогают создать определенный антураж в декабрьской суете. Очереди в магазинах, списки подарков, горящие дедлайны: сохранить спокойствие под конец года и продолжать верить в чудо — задача не из легких. Режиссеры вдоволь эксплуатируют атрибуты Рождества, чтобы подарить эскапистское удовольствие и скрасить досуг. На экране бушуют метель и чувства, герои попадают в судьбоносные ситуации и то и дело оказываются под омелой (в ромкомах они развешаны на каждом шагу), разбивают сердца и склеивают их обратно на фоне гигантской елки, находят ответы и дорогу друг к другу — конечно, под рождественские хиты.
При этом сюжеты новогодних ромкомов максимально простые и однотипные. Разумеется, одинокий герой встретит свою девушку мечты. Семья непременно соберется вместе на праздничный ужин. А враги неизбежно станут возлюбленными. В фильмах-открытках мало сурового реализма и полно обнадеживающего волшебства и идеализированных представлений о любви. Например, в ромкомах отношения редко требуют усилий — скорее больших жестов (конечно, есть исключения!): проблемы обычно решаются поцелуем в новогоднюю ночь.
Избитые тропы обеспечивают комфорт и позволяют зрителям без зазрения совести отвлекаться от экрана. Ведь ромкомы в декабре — это еще и отличный вариант фонового просмотра. Можно наряжать елку в компании Сандры Буллок, которой необходимо выбрать между двумя братьями («Пока ты спал»), упаковывать подарки, краем глаза наблюдая, как Линдси Лохан возвращается к бывшему («Наш маленький секрет»), или нарезать салаты, пока Билли Кристал и Мег Райан наконец не поймут, что им суждено быть вместе («Когда Гарри встретил Салли»).
Хорроры подходят тем, кто устал от праздников
Если есть запрос на праздник, то есть и обратный — на его разрушение. За годы, что капитализм эксплуатировал Новый год, у многих людей развилась усталость от избитых символов торжества: елок, мишуры и даже волшебного деда с подарками. Хорроры извращают эту эстетику, превращают ее из сказочной в кошмарную. Далеко за примерами идти не надо: «Гремлины» — эталонный антирождественский фильм, где злодеи на протяжении всего хронометража рушат украшения и декорации, нарушают надоевшие традиции и напоминают людям о том, что праздник — это не когда ты впрок закупился игрушками и подарками, а когда рядом любимые люди.
У рождественских хорроров вообще есть уникальная способность: они сохраняют морализаторство праздничных ромкомов, но разбавляют его жанровыми элементами. Вот, например, «Крампус»: дисфункциональная семья сталкивается с адским Санта-Клаусом и его армией кровожадных помощников. На экране умирают люди (нередко — от рук оживших праздничных игрушек), но посыл у фильма вполне конструктивный. Это трогательная история о родственниках, которые забыли про дух праздника. За что, в общем-то, и были наказаны. Легко забыть, что даже «Заклятие 2» — вполне себе рождественское кино, и рассказывает оно тоже о том, как семья побеждает зло.
Сюрпризы есть и в инди-сегменте: «Я поймал дьявола» — параноидальный хоррор про мужчину, накануне Рождества посадившего в подвал сатану, оборачивается сюжетом о доверии и поддержке родных. Не самые последние вещи, в которых мы нуждаемся в праздничный и холодный зимний сезон. Благодаря этому подходу нет ощущения, будто авторы нас чему-то назойливо учат и что-то навязывают. Ведь классические сюжеты упакованы в панковскую и бунтарскую форму.
Застольная классика — привилегия ромкомов
В чем ромкомы значительно выигрывают у хорроров, так это в богатой коллекции рождественской классики. Каждый второй при выборе фильма в праздничный сезон скорее включит условную «Реальную любовь» или «Отпуск по обмену». Мы смотрели эти фильмы десятки раз и посмотрим еще столько же — то ли по старой привычке, то ли по большой любви. Так или иначе, сентиментальный жанр в конце ХХ — начале ХХI века подарил зрителям огромное количество знаковых картин, которые сегодня можно отнести к золотому стандарту застольного кино. Смеем предположить, что для многих Новый год не наступит, пока на экране не возникнет величайший момент в истории ромкома — да-да, тот самый, где Кира Найтли получает самое красивое признание в любви.
Что касается хорроров, то здесь дело обстоит сложнее. Конечно, есть классические рождественские фильмы ужасов: «Гремлины», «Черное Рождество» или даже анимационная лента «Кошмар перед Рождеством», которую с натяжкой можно причислить к страшному кино. Но примеров в жанре меньше, да и широкая публика довольно редко обращается к перечисленным фильмам. Классика рождественского хоррора пользуется популярностью разве что у заядлых синефилов, которые могут из года в год устраивать марафоны просмотра слэшера «Тихая ночь, смертельная ночь».
Праздничный вердикт: будущее новогоднего кино за… хоррорами!
Любые дебаты о жанрах обречены разбиться о личные интересы. Для одних самым новогодним фильмом будут «Неспящие в Сиэттле», для других — «Крампус». Но сложно отрицать, что современным ромкомам тяжело тягаться с хоррор-новинками. Романтические комедии правили праздником и набирали кассу лет 20, а то и больше назад, теперь в кинотеатральных релизах зимы преобладают фильмы ужасов. Например, «Жестокая ночь» с Дэвидом Харбором при бюджете 20 млн долларов собрала более 76 млн. Успех фильма позволил продюсерам анонсировать сиквел.
Отсутствие кассовых хитов — не единственная причина, почему рождественские ромкомы уступают хоррорам. В последние годы лиричные картины не впечатляют на сценарном уровне. Режиссерам крайне редко удается сотворить магию на экране и повторить триумфы классических лент — даже с такими звездами, как Линдси Лохан и Алисия Сильверстоун. Старые формулы из 1990-х уже не работают, а новые еще не придуманы. Скорее всего, вы видели немало свежих ромкомов на том же Netflix, но едва ли запомнили имена героев или сюжетные перипетии.
Чего не скажешь про новогодние фильмы ужасов. Мрачная «Сторожка» углубляется в психологию женщины, воспитанной в культе и застрявшей с детьми под Рождество в старой хижине. «Крик. Ночь перед Рождеством» переосмысляет сюжет классического фильма «Эта прекрасная жизнь» — только в разрезе кровавого слэшера про маньяка. А «
А возможен ли компромисс? К счастью, некоторые фильмы умело сочетают элементы хоррора и ромкома. Таких картин немного, но они есть. И если вы хотите насладиться одновременно адреналиновыми сражениями с монстрами и любовной историей, присмотритесь, например, к рождественскому мюзиклу «Анна и апокалипсис»: это и зомби-хоррор, и музыкальная подростковая драма — разумеется, в декорациях европейского Рождества. Или же к новой версии слэшера «Тихая ночь, смертельная ночь», где история о маньяке смешивается с ромкомом. Уж эти фильмы как нельзя лучше показывают: в Новый год и Рождество, два самых турбулентных и стрессовых периода, от любви до ненависти — один шаг.
20 лучших сериалов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
21 декабря / Текст: Film.ru
25 лучших фильмов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
20 декабря / Текст: Film.ru
8 известных актеров, дебютировавших в режиссуре в 2025 году
21 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Выбираем, какой жанр самый новогодний — ужасы или романтические комедии?
21 декабря / Текст: Владислав Шуравин, Гульназ Давлетшина
Что это было? Авторы FILM.ru о худших фильмах и главных разочарованиях 2025 года
20 декабря / Текст: Film.ru
Что посмотреть? Алихан Исрапилов советует «Наше Рождество» — праздничный антитриллер со звездами «Сопрано»
20 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).