Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

15 3D-фильмов, лучше всего распорядившихся третьим измерением

Технологии взаимодействия экрана и зрителя совершенствуются и видоизменяются с самого зарождения кинематографа, развлечения обретают новые формы, контакт с публикой становится все более тесным, реалистичность картинки превосходит любые, самые смелые ожидания

Добавить в закладки
Взгляд в бездну

Кадр из фильма "Дом восковых фигур"

Первые эксперименты с объемным изображением в кино датируются еще началом прошлого века, но до широкого зрителя отдельные пробы практически не доходили, чтобы 3D увидела массовая публика, нужно было заинтересовать эффектом крупную студию. Для Warner Bros. первым «объемным» фильмом стал хоррор «Дом восковых фигур», несколько водевильная, искрящая кислотными цветами история безумного кукольника. Особой интриги ленте добавлял тот факт, что режиссер Андре де Тот не мог видеть, получается ли у него тот самый эффект «третьего измерения», ради которого затевалась картина, – у постановщика попросту не было одного глаза. Тем не менее для своего времени ужастик получился впечатляющим, а в 2014 году «Дом восковых фигур» по праву вошел в Национальный реестр фильмов США как имеющий историческое, культурное и эстетическое значение.

Кадр из фильма "Маска"

На протяжении многих лет технология съемок в 3D была весьма трудоемкой, но что еще более удручало – использование «объемного видения» не требовалось на протяжении всего фильма. Но как совместить два формата? Авторы канадского хоррора «Маска» использовали любопытный прием: перед началом трех сцен, снятых в 3D (общий их хронометраж укладывался в 15 минут), голос за кадром предупреждал зрителя и просил надеть специальную маску, а фактически стилизованные анаглифные очки, выдаваемые на входе в кинозал. Через глазницы маски зрители видели совсем иное кино – в основном выполненный в черно-белой гамме, фильм в 3D-эпизодах обретал цвет, дополнительно усиленный психоделической музыкой. Сценарий ленты неоригинален, но шокирующий эффект просмотра не оставлял зрителей равнодушными.

Кадр из фильма "Пятница, 13-е. Часть 3"

Студия Paramount тоже от души «поигралась» в 3D в середине прошлого века, но после череды невыразительных экспериментов надолго от лишних трат отказалась. Объем в исполнении этой компании вернулся на экраны лишь в 1982-м, когда зрителям была представлена третья часть франшизы «Пятница, 13-е». Даже без 3D-эффектов ленте был предначертан культовый статус, ведь именно здесь Джейсон впервые примерил свою знаменитую вратарскую маску, но и новый формат придал хоррору свежее дыхание. Как и положено подобной ленте, в зрителя с экранов летели ножи, гарпуны, кровь лилась рекой. А если и этого было мало, то вас ждала впечатляющая сцена с раздавленной головой, в которой глазные яблоки выскакивали из черепа прямо вам в лицо.

Кадр из фильма "Титаник"

В первоначальном виде Джеймс Кэмерон не планировал демонстрировать свой «Титаник» в 3D, куда больше его интересовали характеры персонажей и масштабы экранной катастрофы. О конвертации режиссер задумался уже в 2000-х, но занялся реформированием кассового хита только в 2010-м. Перевод обычного изображения в объемное стоил авторам 18 миллионов долларов, но расходы были вознаграждены сторицей – и без того впечатляющая мировая касса фильма пополнилась почти на 350 миллионов. Даже те зрители, которые знали «Титаник» наизусть, оказались впечатлены увиденным – вы действительно чувствовали себя частью вселенской трагедии, а от вида приближающегося айсберга по спине бежал холодок и хотелось срочно убежать из зала. Если такое уместно говорить о корабле, покоящемся на дне океана, «Титаник» в 3D пережил второе рождение.

Кадр из фильма "Аватар"

Кассовый рекорд «Титаника» в 1,8 миллиарда долларов долгое время казался «вечным» – не было в мировом кинематографе конкурентов Кэмерону. Кроме него самого. И он собственный вызов с удовольствием принял – ответом на «Титаник» стал «Аватар», фильм, совершивший 3D-революцию. Картинка, созданная Джеймсом Кэмероном, была столь впечатляющей, что зрители были согласны сидеть в кинозале в неудобных очках почти три часа, а потом выходили и снова шли в кассу, чтобы повторить впечатление. Любая сцена на Пандоре – произведение искусства, но если вы хотите прочувствовать, что такое настоящее трехмерное кино, пересмотрите эпизод с первым полетом Джейка на драконе. Вот где нужно хвататься одной рукой за подлокотник кресла, а второй – за собственную выпавшую челюсть.

Кадр из фильма "Трон: Наследие"

Изначально студия Disney намеревалась выпустить сиквел культовой фантастической картины «Трон» одновременно с «Аватаром» Джеймса Кэмерона, но затем премьеру перенесли на год. И славно, Пандора проглотила бы внутренности компьютерной игры и выплюнула. Сравнение двух проектов будет явно не в пользу кибербоевика Джозефа Косински, но отдельно от других «Трон: Наследие» смотрится очень неплохо. Лента необыкновенно хороша визуально, саундтрек на высоте, актеры не вызывают отторжения, чуть подкачал ходульностью сюжет, ну так и упор был сделан на зрелище. И зрелище удалось, причем, в отличие от других 3D-картин, «Трон: Наследие» упор делает не на вылетающие в зал предметы, а на впечатляющей глубины перспективу. В мир виртуальной реальности буквально затягивает с головой.

Кадр из мультфильма "История игрушек 3"

Даже если Pixar и разразится когда-нибудь четвертым фильмом о похождениях Вуди и Базза, «Историю игрушек 3» студии превзойти будет непросто. Энергичный сценарий, залихватский экшен, эмоциональный накал и драматизм высочайшей пробы в грамотном сочетании подарили зрителю едва ли не лучшую картину о прощании с детством. Поскольку с самого начала фильмы этой серии были выполнены на компьютере, переход к объему был не просто гладким, он, кажется, был наиболее естественным в истории кино. Герои не просто стали ближе, они просились в руки, словно зритель прогуливается по огромному детскому магазину. Но прелесть 3D в этом фильме не только в объеме и реалистичности, глубина кадра здесь тоже впечатляет – в сцене с мусоросжигательной машиной легко потерять ориентацию в пространстве, настолько живой кажется зловещая воронка.

Кадр из мультфильма "Как приручить дракона"

Достичь уровня Pixar пытались многие студии, но лишь «Как приручить дракона» от Dreamworks можно без колебаний назвать достойным ответом. Великолепная история, блестяще проработанные персонажи, восхитительные пейзажи и цветовая палитра – картина не случайно стала кассовым хитом. А какие в ней полеты на драконах! Даже с выходом на телеэкраны новых серий «Игры престолов», в которых огнедышащие монстры Дейенерис наконец-то взялись крушить армии, сложно представить себя летающим всадником, если вы никогда не видели в 3D головокружительных полетов Иккинга и Беззубика. Если и есть мультфильмы, с которых стоит начинать прививать детям вкус к хорошему, красивому, доброму и справедливому большому кино, то «Как приручить дракона» – лучший выбор. Особенно в 3D.

Кадр из фильма "Пункт назначения 5"

Создателей франшизы «Пункт назначения» стоит поблагодарить не только за то, что они закончили серию, не дожидаясь, пока иссякнут идеи, а бесконечный повтор очевидной формулы набьет оскомину даже преданным фанатам. Прежде всего, хочется отметить, что это тот случай, когда пятая часть оказалась достойной оригинала, а не бледной тенью былой славы. И 3D сыграло в успехе фильма не последнюю роль – пусть ничем сверхоригинальным авторы не удивляют, зритель сполна получает то, за чем пришел. Кровь, брызгающая в глаза, вываливающиеся из кадра кишки и орудия смерти, к которым, кажется, можно прикоснуться, лишь протяни руку. Касаться, правда, хочется не всего, упавшая с моста на мачты корабля девушка в 3D смотрится впечатляюще, но отталкивающе.

Кадр из мультфильма "Приключения Тинтина: Тайна Единорога"

Когда за фильмы, выполненные по технологии захвата движений актера, брался Роберт Земекис, получалось довольно пугающе – в «Полярном экспрессе», «Беовульфе» и «Рождественской истории» на зрителя с экрана смотрели пустые глаза жутких парафиновых монстров с неестественной мимикой и жестами. У Стивена Спилберга в «Приключениях Тинтина» получилось несколько лучше, прежде всего, потому что он не пытался из мультяшных героев сделать реалистичных людей. 3D тоже оказалось весьма кстати, морское путешествие превращается для зрителя в настоящее плавание по волнам, не хватает только запаха соленой волны и свежего ветра, хлещущего по лицу. Жаль, что с продолжением так ничего и не получилось – фильм был достоин сиквела.

Кадр из фильма "Хранитель времени"

Любовное послание истории кино под названием «Хранитель времени» – наверное, самый недооцененный фильм Мартина Скорсезе, слишком уж сильно эта лирическая история выбивается из ряда брутальных боевиков и драматичных биографий. Зато режиссер в одном фильме выразил всю свою любовь к тому делу, которым занимается всю жизнь, и это получилось очень трогательно. Вместе с героями фильма зритель попадет в самую гущу событий, которые сегодня мы называем рождением кинематографа, и это попадание – не плоское стороннее наблюдение, а полное погружение в мир Жоржа Мельеса. Сравнить впечатление от «Хранителя времени» можно только с тем эффектом, который на первых зрителей визуального аттракциона в Париже производила кинокартина «Прибытие поезда».

Кадр из фильма "Прометей"

Возвращение Ридли Скотта во вселенную «Чужих» разделило зрителей и критиков – «Прометей» получился довольно сумбурным и местами не слишком логичным, но бесконечно красивым. Инопланетные миры, зловещий корабль Создателей, андроид Дэвид, скрывающий некую тайну за безупречной внешностью, – все это выглядит потрясающе и не может оставить равнодушным. И 3D в данном случае не дань моде, а необходимость, зритель через объем и трехмерность принимает угрожающую красоту планетоида LV-223, холод и пустоту тоннелей и коридоров брошенного звездолета и смертоносную тайну подземелий. Масштаб постановки тоже не может не потрясти – когда видишь в 3D катящийся корабль-бублик, хочется только одного: пусть это захватывающее дух зрелище никогда не заканчивается.

Кадр из фильма "Жизнь Пи"

Книга Янна Мартела «Жизнь Пи» после своего появления на прилавках считалась неэкранизируемой, однако режиссера Энга Ли чужое мнение не интересовало – он не просто снял фильм по роману, но сделал его таким, что повторить продемонстрированное на экране волшебство последователям удастся еще не скоро. Съемки потребовали от создателей картины использования широчайшего спектра технологий, но результат оказался ошеломляющим, и 11 номинаций на «Оскар» – самая скромная оценка, какую можно дать фильму-событию. «Жизнь Пи» великолепно смотрится и в традиционном формате, но 3D заставляет картинку буквально оживать и проситься к вам в руки. Попробуйте посмотреть сцену с хороводом медуз и не попытаться поймать хоть одну в свои руки – вряд ли удастся.

Кадр из фильма "Гравитация"

Для того чтобы в его «Гравитации» зритель даже краем глаза не мог заметить, что съемки фильма по большей части проходили в павильоне на фоне зеленого экрана, режиссер Альфонсо Куарон использовал все доступные мощности британских студий компьютерной графики. Результат превзошел все возможные прогнозы: фильм захватывает с первого кадра и не отпускает до финала, превращая зрителя в полноценного участника одиноких космических скитаний персонажа Сандры Буллок. 3D ощущение причастности в случае «Гравитации» поднимает до космического случая – сцену удара спутника по шаттлу, запустившего цепочку трагических событий, можно смотреть бесконечно, она восхитительна. Настолько, что даже противники 3D соглашаются – подобную картину нужно смотреть на большом экране и в «объеме».

Кадр из фильма "Вий"

В Советском Союзе стереокино не было чем-то удивительным, едва ли не все областные центры большой страны были оснащены залами и проекторами для демонстрации фильмов с трехмерной картинкой. Однако с разрушением киноиндустрии в 1990-х 3D тоже превратилось в заморское баловство. Изменить ситуацию и отношение зрителя был призван гоголевский Вий, точнее, его переосмысленная киноверсия, снятая режиссером Олегом Степченко. Фильм «Вий» отнюдь не случайно стал самой кассовой российской картиной 2014 года – в нем присутствуют все признаки добротного развлекательного кино: впечатляющие спецэффекты, увлекательный детективный сюжет, романтика и пугающая тайна. 3D-эффекты создатели «Вия» использовали не слишком оригинально, зато от души – по числу моментов, когда в зрителя что-то «вылетает» с экрана, наш фильм может посоперничать с Голливудом.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?