Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Спарта»

Не бездарный, но слабо выстроенный спортивный фильм о чемпионе по боям без правил, который становится тренером после отсидки в тюрьме

Добавить в закладки
Я его через бедро с захватом!

Трейлер

Успешно отстояв свой титул, чемпион по боям без правил Николай Кудряшов (Николай Кудряшов) ввязывается в драку со зрителями, которые оскорбили его жену. Один из грубиянов оказывается в реанимации, и Николай на три года отправляется в тюрьму. Когда он выходит на свободу, спортсмен не чувствует себя способным вернуться на ринг. Поэтому Николай устраивается тренером в спортзал, где когда-то начинал и где теперь заправляет его старый друг (Денис Никифоров), бывший чемпион по боксу. Тем временем боец, который три года назад проиграл Николаю, готовится к схватке за мировое чемпионство, но мечтает о матче-реванше против Кудряшова.

Кадр из фильма "Спарта"

«Спарта» – реально существующий формат командных единоборств, и соревнования по нему уже проводятся

Кто такой Николай Кудряшов? Бывший питерский спортсмен, который в 2000 году стал чемпионом мира по боям без правил. Год спустя он проиграл свой титул, а еще через несколько лет оставил ринг и переквалифицировался в актера. Четыре роли спустя Кудряшов решил, что сам может поставить картину. Разумеется, о спортивных схватках и, разумеется, с собой в главной роли.

Наше кино – отнюдь не лавина удачных постановок, и потому любой дебют воспринимается с интересом. Даже если в режиссерском кресле человек без профессионального образования и без большого профессионального опыта. Раз на профи особых надежд нет, то, может, выходец из другого, неэкранного мира расколет орешек увлекательного и нестыдного развлекательного кино? Однако в «Спарте» чуда не произошло. В фильме есть удачные сцены, и далеко не только боевые, но он плохо выстроен и потому не работает.

Кадр из фильма "Спарта"

Фильм посвящен памяти тренеров по дзюдо и боксу, у которых занимался Николай Кудряшов

В чем суть почти любого удачного спортивного кино? В том, что оно драматичнее, чем просто «победа или поражение». Болеть за спортивный результат нужно на настоящих, несрежиссированных состязаниях. Кино же поднимает ставки. Рокки отстаивает право «лузера» проявить себя, герои «Матча» доказывают, что не прогибаются перед нацистами, монахи из «Убойного футбола» демонстрируют превосходство китайской традиции над западной технологией… Экранный спортсмен бьется не только за себя, но и за зрительские чаяния, и его победа (если не формальная, то моральная) становится жизнеутверждающим триумфом публики.

А что мы видим в «Спарте»? Мы видим замечательного спортсмена, который еще в прологе все и всем доказал. Николай не неудачник, а чемпион, сам сломавший себе карьеру и легко отделавшийся. После трех лет в тюрьме он вновь поселяется в своем большом доме и продолжает ездить на большой машине. Друг с готовностью дает ему работу, которая ему явно нравится, и ученики смотрят Николаю в рот, а не попрекают тюремным сроком. А ушедшая жена – это просто подарок судьбы, потому что таких меркантильных и эгоистичных особ ни один мужчина не должен подпускать к своим деньгам и своему сердцу.

Кадр из фильма "Спарта"

Николаю не нужно возвращаться на ринг, и он даже особенно не мечтает об этом, пока почти в самом конце фильма не узнает о новом боевом шоу под названием «Спарта», в котором участвуют команды из четырех человек. Кудряшов выходит на битву вместе со старыми друзьями, чтобы немного заработать, и в его участии в «Спарте» нет никакой особой драмы. «Просто бизнес, ничего личного».

Это его давнишний визави рвет и мечет из-за того, что у него не было матча-реванша, и это он рискует контрактом и карьерой, когда без санкции менеджера и спонсоров появляется на ринге, чтобы поквитаться с Николаем. В сущности, фильм должен был быть его историей и его драмой, потому что у Кудряшова все в порядке еще до финала. У героя даже появилась новая любимая женщина (певица Наталья Власова), которая не нуждается в деньгах своего мужчины и которой нет дела до его боевых заработков.

Кадр из фильма "Спарта"

Так за что же зрителям переживать? Какие драматические ставки картина предлагает? Никаких. «Победит ли Николай того, с кем три года назад уверенно расправился?» Прямо скажем, это не интрига «Рокки» и даже не интрига «Крида». По киномеркам это вообще не интрига. Киногерой должен лезть на гору, где еще не бывал, и побеждать противника, который кажется намного сильнее. Тогда это триумф, а не простая потасовка. Причем потасовка короткая. Финальный бой «Спарты» заканчивается куда быстрее, чем изнуряющие поединки цикла «Рокки», и он по своей экшен-драматургии намного менее интересен.

Фундаментальное непонимание того, как должно быть устроено спортивное кино, проявляется даже в такой мелочи, как тренировочный монтаж. Все мы знаем музыкальные сцены, которые демонстрируют, как готовящийся к бою герой накачивает мускулы, отрабатывает приемы и так далее. Суть таких сцен – показать прогресс персонажа, сопоставить слабость в начале с мощью в конце. «Вот герой едва подтягивается, а вот легко крутится на турнике». В «Спарте» же тренировочный монтаж – просто нарезка упражнений, без подчеркнутого прогресса. Это кино или пособие по тренировкам для начинающего спортсмена?

Кадр из фильма "Спарта"

Хуже тренировочного монтажа в «Спарте» только сцены с женщинами. Бывшая жена Николая донельзя раздражает, а его новая пассия и ее попсовые песни (героиня выступает на сцене) никак не рифмуются с в остальном сугубо мужским повествованием. При этом романтическая линия вообще не привязана к основному сюжету, а Кудряшов совершенно не убеждает как герой-любовник. «Спарта» заметно выиграла бы, если бы избавилась от потуг на мимимишность.

Ненужность романтической линии особенно очевидна на фоне того, как удачны дружеские сцены. Кудряшов, Никифоров из «Боя с тенью», Владимир Епифанцев и примыкающий к ним по ходу действия Максим Коновалов – отличный, колоритный квартет обитателей спортзала, и их постоянные перешучивания и совместные тренировки – лучшее, что есть в фильме. Если бы Кудряшов выстроил «Спарту» не как историю о своем альтер эго, а как сагу о мужской дружбе наподобие «Трех мушкетеров» с почти равноценными персонажами, кино бы вышло на славу. А так Никифоров, Епифанцев и Коновалов изо всех сил тащат картину, но все-таки ее не вытаскивают, поскольку слабый сюжет и драматургически проваленный финал портят все дело. Постановка боев же в фильме хоть и неплоха, но не настолько эффектна, чтобы ради нее идти в кино.

С 25 августа в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?