Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Интервью

«Я не хочу, чтобы люди отчаивались»: интервью с режиссером Хирокадзу Корээда

Приз за лучший сценарий прошедшего Каннского кинофестиваля получил Юдзи Сакамото, работавший над «Монстром» Хирокадзу Корээды. Фильм в трех частях рассказывает историю школьного и домашнего насилия, на которое взрослые и дети смотрят совершенно по-разному. Мы поговорили с Хирокадзу Корээдой о строгих порядках японского общества, реинкарнации и детских воспоминаниях.

Добавить в закладки
«Я не хочу, чтобы люди отчаивались»: интервью с режиссером Хирокадзу Корээда

Чаще всего вы снимаете кино по собственным сценариям или пишете их в соавторстве с кем-то. В «Монстре» вы в первый раз обратились к созданному другим человеком тексту — сценарий написал Юдзи Сакамото. Почувствовали ли вы разницу в работе?

Разница очень заметна, причем в положительную сторону. Когда мы снимали «Монстра», было значительно меньше разного рода колебаний, в этом целиком заслуга Юдзи Сакамото. Я же в процессе подготовки, конечно, пересматривал «Расёмон», читал материалы о том, как Акира Куросава обходился с такого типа сценариями. Оказывается, он держал в голове различные варианты и взвешивал их слабые и сильные аспекты. Было чему поучиться. Процесс работы занял три года: я получил текст и постоянно возвращался к нему, обсуждая мельчайшие подробности с Сакамото. Для меня это первый опыт подобного взаимодействия, потому что обычно я поступаю совершенно иначе и беру во внимание мнения нескольких людей. Когда же дело дошло до съемок, было чувство полного понимания и погружения в сюжет. 

В «Монстре» вы по очереди показываете три сюжетные линии, дополняющие с разных точек зрения одну большую историю. Кажется, будто в каждом сегменте визуальное решение немного меняется: тяжело ли было придумывать свои приемы для каждой части? 

Не очень тяжело, ведь у нас был четкий и ясный план перед началом съемок. Я подробно обсуждал движение камеры с Юдзи Сакамото и оператором Рюто Кондо. Так, в третьей главе мы пришли к следящей за детьми камере, сопровождающей их до кульминации.

Вы как-то рассказывали, что ваше детство прошло в бедности, но вы не чувствовали особого дискомфорта из-за этого. «Монстр» частично посвящен опеке родителей над детьми. Неужели в Японии это большая проблема? 

Да, потому что японское общество — это общество контроля. Например, установка не выделяться из толпы всегда была одной из главных, от этих и других неписаных правил в одинаковой степени страдают и дети, и взрослые. Правда, детей со времен моей молодости рожают намного меньше, сейчас в каждой семье в среднем по одному ребенку, поэтому чадо становится вместилищем родительских ожиданий и контроля. Невидимый для остальных мир детства, как мне кажется, исчез. Взрослеть сегодня как никогда трудно, потому что ты всегда в чужом поле зрения, взрослые либо обеспокоены твоим состоянием, либо заняты на работе. В мое время в каждой семье было по трое детей, и если один был странноватым, то в этом не было ничего страшного.

Кадр из фильма «Монстр» Хирокадзу Корээда

Кадр из фильма «Монстр» Хирокадзу Корээда

Можно ли сказать, что мальчики в «Монстре» все время пытаются отстранить родителей от себя, словно пытаясь вытолкнуть их из своей песочницы?

Не думаю, что дети стараются укрыться от взрослых, наоборот, те стараются не замечать происходящего с их детьми. В начале «Монстра» взрослые бездумно верили мальчикам и другим детям, но потом потеряли интерес к их словам. Школа попыталась разобраться в скандале и принесла формальные извинения. На этом расследование причин буллинга закончилось, никто не пожелал докопаться до подлинной причины произошедшего. В тот момент, когда все отвели взгляд и сдались, появился «монстр». Взрослые виноваты, что дети путаются в правде и лжи и потому начинают видеть чудовищ в себе самих. «Монстр» — это история о том, как победить зло. 

Было ли у вас в детстве укромное место, как у героев вашего фильма? Весело ли было строить такой тайный уголок для детей в картине?

Рядом с нашим домом было поле, застроенное под автомобильную свалку. Там стояла куча машин, а у нас не было ни одной. Я облюбовал одну незапертую, в которой было много брошенных владельцами вещей, и в нее потом перетащил все свои маленькие сокровища. Это была настоящая крепость для меня, поэтому в «Монстре» мне так понравилось наблюдать за мальчишками, украшающими свой вагончик поезда посреди леса. До сих пор помню запах бензина в машине, он ассоциируется у меня с прекрасным детством.

А что за сокровища были у юного Хирокадзу Корээды?

(Долгое молчание.) Плюшевые медведи.

Отношения ребят в кадре невероятно деликатны. Близкое общение между мальчиками порицается в Японии?

Сложный вопрос. Полагаю, главный герой Минато (Соя Курокава) думает, что ему надо слушать, мягко говоря, противоречивые слова матери и брать пример с отца, который в ее глазах остается сильным человеком, хотя он совершил суицид. Минато ощущает постоянное давление традиционных ценностей, требующих быть «нормальным» и осуждающих нежную дружбу между мальчиками. В финале Минато понимает, что он совсем не монстр, а в его чувствах к Йори (Хината Хиираги) нет ничего плохо. Тем не менее в Японии некоторые дети лишены возможности это осознать, потому что до сих пор есть такие люди, как отец Йори, готовые издеваться над детьми из-за своих предубеждений.

Кадр из фильма «Монстр» Хирокадзу Корээда

Кадр из фильма «Монстр» Хирокадзу Корээда

Вы полагаете, что именно прошлое делает людей монстрами, давние душевные раны, которые разрушают изнутри? 

Монстры не существуют как таковые. Мы все живем в обществе, но у нас есть неконтролируемые чувства, эмоции и порывы. Когда их становится слишком много, это влияет на взаимодействие с людьми, с собой и окружающим миром. Монстр внутри растет и рано или поздно вырывается наружу. 

Судя по фильмографии, вы верите в торжество добра. Где вы находите вдохновение и мотивацию для подобного мироощущения?

Мне хочется верить в светлую сторону человека, поэтому я не делаю фильмов, после которых зритель мог бы выйти и подумать, что люди ужасны. Я не хочу, чтобы люди отчаивались. И это не изменится.

В вашей ранней работе «После жизни» (1998) действие происходит в небытии, где люди могут видеть свои последние сны и размышляют о реинкарнации. В «Монстре» ребята тоже задумываются о том, кем бы они могли стать. Каким животным или, может быть, деревом вы бы хотели оказаться после смерти?

Вы спрашиваете меня, верю ли я в реинкарнацию?

Вы вольны фантазировать. 

(Около минуты тишины.) Китом.

Хирокадзу Корээда для New York Times

Хирокадзу Корээда для New York Times
Текст: Дмитрий Елагин
4 комментария
А
Спасибо за перевод интервью. От такого интересного человека хотелось бы больше услышать о социальных и экзистенциальных проблемах.
Скрыть 3 ответа
3 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?