Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Статьи о кино

Я один такой на свете

Обзор иностранной прессы по фильмам «Ной» и «Дивергент»

Добавить в закладки

Каждый человек по сути своей идентичен: два глаза, два уха, руки, ноги, двенадцать пар ребер, двадцать три хромосомы и от одного до двух килограммов мозгов. Все мы похожи, а если хотите, и вовсе одинаковы, но стоит хоть что-то радикально поменять, и вы – один такой на свете. Вы, как юбилейная монетка в куче отчеканенных жестянок, выделяетесь и созданы для чего-то особенного. Осталось понять, для чего и как свою неординарность использовать.

Ной обыкновенен, вместе со своей семьей он ведет праведный образ жизни и чтит Бога, пока мир вокруг сходит с ума. Эта правильность его и спасла, ее отметили свыше. Ноя избрал Бог, он послал ему грозное видение, и праведник после одного сна превратился из заурядного в исключительного. Он один знает, что мир перестанет существовать, все живое истребят и на землю придет большая вода. Дальше больше, Бог дал Ною точные инструкции, как быть и что делать. Избранный должен построить ковчег, собрать на нем каждой твари по паре и сам поселиться вместе с близкими.

Кадр из фильма «Ной»

Эту историю еще в детстве рассказали Даррену Аронофски, и к 45 годам постановщик, известный своим живым воображением, нарисовал у себя в голове темный, сложный образ человека, выживающего в экстремальных условиях и борющегося с неослабевающим чувством вины. В итоге Аронофски снял красочное и одновременно мрачное, религиозное, но абсолютно не набожное, масштабное и в то же время интимное кино.

«Изобретательно, амбициозно, жестко и красиво – мощный мифологический эпик. Более того, это еще и фильм, ставящий нас перед вопросом, который может и воодушевить, и взбесить, поскольку он полностью проводит нас через жестокость Ветхого Завета и заставляет задуматься об экологии. Если бы только все блокбастеры были подобны “Ною”», – пишет Дэн Джолин (Dan Jolin/Empire).

На самом деле «Ной» мог предстать перед нами в совсем ином образе, ведь религия – столь острая тема, что на ней можно легко пораниться. Понимая это, студия, не ставя в известность Аронофски, подготовила три разных версии фильма и показала их верующим. Ни один из показов не прошел гладко, во всех трех случаях нашлись недовольные. Режиссер об этом, конечно же, прознал и был, мягко говоря, не рад, хотя, к его счастью, студия, так и не снискав расположения религиозной общины, отдала Даррену право последнего монтажа.

Кадр из фильма «Ной»

«Даррен Аронофски бьется над одной из главных историй Священного писания, он ее полностью разбирает и выносит нечто жизненное и оригинальное, одновременно насыщая картину агрессивным инвайроментализмом. Тогда как Голливуд почти век с осторожность и трепетом подходит к библейским темам в крупнобюджетных эпиках, Аронофски хватает смелости копать глубже, и в итоге он выдает смелую интерпретацию сказания, которая в своей сущности дает нам пищу для размышлений и почву для свершений», – воодушевлен просмотром «Ноя» Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).

Верующие смелость не оценили, почти все они поголовно (согласно соцопросам) заявили, что Аронофски коверкает посыл Библии и искажает сказанное в ней. Благо, Папа подсобил – накануне премьеры он благословил Расселла Кроу, Даррена Аронофски и вообще фильм. Когда Ватикан официально на стороне киношников, об остальных, таковы уж реалии, можно не беспокоиться.

«Библейский миф “Ной” получился масштабным и очень личным. Пуристы могут сколько угодно говорить о Боге, а остальным лучше насладиться этим поразительным рассказом, выложенным сквозь кровь и пот, с мужеством и чувством к прекрасному, с легкой ноткой безумия», – написал Роджер Мур (Roger Moore/Movie Nation).

Кадр из фильма «Ной»

«Сконцентрированный на природе и внутренних мирах героев “Ной” удачно играет на энергии режиссера, который воодушевлен новым взглядом на классический материал, но с началом второй части фильма – напыщенной и неуклюжей – лента провисает, и остается лишь поблагодарить Аронофски за новые элементы, привнесенные им в историю Ноя. Быть может, нововведения не сходятся по духу с оригиналом, но они помогают добиться оригинальности, несмотря на сбивчивую, безэмоциональную концовку», – остался со смешанными впечатлениями Чарли Шмидлин (Charle Schmidlin/The Playlist).

В России «Ной» начал строить ковчег вчера, 27 марта.

Термин «дивергенция» ввел Чарльз Дарвин, и под ним он подразумевал расхождение признаков организмов в ходе эволюции. То есть дивергент – это особь, которая по какому-либо из признаков отличается от своего предшественника. Если такая особь первая, то она уникальна.

У режиссера Нила Бергера и писательницы Вероники Рот дивергент – это девушка, которой оказались подвластны вся пять базовых эмоций, выделяемых в мире будущего. Таким образом, главная героиня по имени Трис обладает искренностью, отречением, бесстрашием, дружелюбием и эрудицией. Обычные люди, не попадающие в разряд избранных, делятся на пять фракций по пяти основополагающим качествам, а те, у кого совпадают хотя бы два, становятся персонами нон грата и попадают под прицел властей.

Кадр из фильма «Дивергент»

Этот фильм, как, собственно, и книга, не появился бы на свет, не разыграйся в США мода на антиутопии и депрессивные настроения а-ля «Голодные игры». Под влиянием успеха Сюзанн Коллинз и лучницы Китнисс Эвердин Lionsgate выкупила права на книгу вскоре после ее появления на прилавках, на главные роли набрали Шэйлин Вудли, Тео Джеймса, Кейт Уинслет, Мэгги Кью, Джея Кортни и Майлза Теллера. Что сказать, многообещающий актерский состав, который наглядно демонстрирует притязания студии. Об амбициях также говорит тот факт, что на стадии препродакшена Lionsgate в два раза увеличила бюджет «Дивергента» (с 40 до 80 миллионов долларов).

В книжке критики нашли сразу несколько сюжетных линий, среди которых выделялась любовная и собственно основная приключенческая. Естественно, не обошлось без типичного для антиутопии философского настроя.

Кадр из фильма «Дивергент»

«Я читала сценарий, мне очень понравилось, и на меня произвело большое впечатление то, что создатели сумели достаточно подробно передать основную сюжетную линию книги. Для меня это стало приятным удивлением, потому что я ждала, что меня написанное оскорбит, но такого не произошло», – призналась Вероника Рот.

Если автор романа Вероника Рот сценаристов похвалила, то критики остались от их работы не в восторге.

«Идея растеряла всю свою силу в киноадаптации, потому что Нилу Бергеру так и не удалось смешать философию, сложную историю отношений и жесткий экшен», – считает Шери Линден (Sheri Linden/The Hollywood Reporter).

Кадр из фильма «Дивергент»

Билл Гудикунц (Bill Goodykuntz/Arizona Republic) сравнивает фильм с раскраской по номерам. Если правильно выбрать цвета и накалякать нужными цветами в разных местах, получится кассовый хит… Не в этот раз: «”Дивергент” – это масштабный и тягомотный проект, который отчаянно пытается поспеть за своим предшественником — “Голодными играми”, однако желанной цели фильм так и не достигает».

«”Дивергент” почти дотягивает до того формата фильмов, которые с каждой новой сценой заставляют забыть, что эта картина – лишь холодный расчет. Подобно оригинальной книге Вероники Рот – безусловно, захватывающей, но все же одноразовой, – лента читается так, как и должна, то есть как откровенная попытка автора переписать “Голодные игры”», – сказал Тай Берр (Ty Burr/The Boston Globe).

«Кроме Кейт Уинслет, перевоплотившейся в устрашающую злодейку, в “Дивергенте” не за кого болеть, поскольку единственное, чем лента запоминается зрителю, это чувство страха, что фильм никогда не закончится», – с облегчением покидал пресс-показ Питер Траверс (Peter Travers/The Rolling Stone).

Кадр из фильма «Дивергент»

Несмотря на то что подавляющее большинство критиков отнеслись к «Дивергенту» как минимум снисходительно, зритель в залах собрался и принес в первый уик-энд 55 миллионов долларов. Глядя на цифры бокс-офиса, критики уже поговаривают, что, вопреки солидному отставанию от предшественников, антиутопия идет по стопам «Сумерек» и «Голодных игр». По крайней мере сиквел и триквел «Дивергенту» обеспечены, тем более что второй фильм уже выписан на 2015 год и за ним закреплен сценарист – ни много ни мало оскароносный Акива Голдсман.

В Россию антиутопия с оттенком вампирской саги и извечной войны с Капитолием прибудет 10 апреля.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?