Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Видеозал 90-х: Ядовитый плющ

90-е годы стали временем, когда среднебюджетным фильмам, для того чтобы добиться успеха, не нужно было выходить сверхшироким прокатом и сопровождаться ковровой рекламной кампанией. Видеопродажи росли не по дням, а по часам, зачастую превышая кассовые сборы в кинотеатрах, а успешные франшизы рождались из фильмов, которые показывали отнюдь не рекордные результаты в прокате. Одним из таких «трендообразующих» фильмов стал «Ядовитый плющ»

Добавить в закладки
Видеозал 90-х: Ядовитый плющ

Как помнят все, кто в начале 90-х уже интересовался кино, это время было эпохой эротических триллеров. Мода на них зародилась еще во второй половине 80-х, с выходом «Зазубренного лезвия» (1985), «Рокового влечения» (1987) и «Моря любви» (1989), но в полную силу взорвалась именно в начале 90-х, когда единым фронтом вышли «Окончательный анализ» (1992) и «Основной инстинкт» (1992). Первый вышел в феврале и заработал сравнительно скромные 28 миллионов, второй добрался до проката в марте и нарубил в четыре с лишним раза больше, но главное, что оба прекрасно продавались на видео. К этому моменту «Ядовитый плющ» был уже давно снят и готов к выходу, так что упрекать его создателей в конъюнктурности было бы неправильно, но им определенно повезло – публика была уже подогретой и готовой к еще одной знойной истории женского коварства.

Вообще эротические триллеры – жанр преимущественно мужской, но идея «Ядовитого плюща» родилась у женщины, дочери актера Марка Годдарда Мелиссы. Когда она была юной, у нее дома поселилась подруга, которая в конце концов соблазнила ее отца (упс, Марк), и ей показалось прекрасной идеей положить эту историю в основу своего дебютного продюсерского проекта (интересно, что ее второй продюсерский фильм, «Большие девочки не плачут… они сводят счеты» (1992) также основан на личном опыте ее отца).

Для Ши и Рубена «Ядовитый плющ» стал последним совместным фильмом – в 1992 году они развелись

«Поднимать» фильм взялась семейная чета из сценариста Энди Рубена и постановщицы Кэтт Ши – на тот момент у них в резюме было уже четыре совместных проекта: две части триллера «Раздетые для убийства», вампирский эро-хоррор «Танец проклятых» и криминальная драма «Улицы» с Кристиной Эпплгейт в главной роли. Нетрудно увидеть, что в этом дуэте привлекло Годдард (свел их, к слову, легендарный продюсер Роджер Корман) – их предыдущие фильмы были связаны с сексом, криминалом и трудными подростками, сочетание прямо в точку. Ши, в свою очередь, загорелась идеей снять кино главным образом о дружбе между двумя девушками, которую одна из них предает.

Кадр из фильма "Ядовитый плющ"

Небольшую роль без слов в фильме сыграл совсем юный Леонардо Ди Каприо

Самым критичным пунктом готовящейся картины был выбор актрисы на главную роль – она должна была быть юна, вызывающе сексуальна и при этом выглядеть не как бессовестная соблазнительница, а как трудный подросток со сломанной судьбой. Кэтт Ши сразу остановила свой выбор на Дрю Бэрримор, которая в те времена жила примерно как Линдси Лохан сейчас – период ее громких детских ролей давно закончился, а постоянные тусовки, наркотики и алкоголь не позволяли ей выйти на новый виток карьеры. Не считая эпизода в комедии «Моторама» (1991), последний фильм Бэрримор вышел в 1989 году, и это был провальный триллер «Далеко от дома» (1989), так что на тот момент 16-летняя Дрю быстро и неумолимо теряла очки в голливудской табели о рангах.

За предложение сняться в «Ядовитом плюще» Бэрримор не уцепилась – первые пробы она попросту «прогуляла», не явилась она и во второй раз, после чего Ши позвонила ее агенту и сообщила, что больше не заинтересована в ее клиентке. Как агент упрашивала Ши дать Дрю еще один шанс и как она затем вправляла мозги своей необязательной подопечной, история умалчивает, но в скором времени Бэрримор приехала к Ши прямо домой, где тут же получила роль. Для нее это был прекрасный шанс заявить о себе как о талантливой драматической актрисе и в то же время подчеркнуть, что она уже не девочка из «Кошачьего глаза» и «Воспламеняющей взглядом» – полной обнаженки по сюжету не планировалось, но несколько весьма откровенных сцен все-таки предусмотрено было.

Кадр из фильма "Ядовитый плющ"

Головной боли добавило и название фильма. Рабочее название «Скоростная полоса» (Fast Lane) быстро изменили на «Айви» (по-английски имя Ivy переводится как «плющ»), но оно показалось недостаточно «цепляющим». По этой же причине в конце концов отказались от варианта «Наш дом». Название «Ядовитый плющ» пришло Кэтт Ши в голову в первые дни съемок, но она долго сомневалась в нем, считая его дурацким и «трэшевым» – свое мнение она изменила лишь после того, как ее поддержали другие члены съемочной группы.

Поломать голову пришлось и над финалом – изначально Айви уезжала из дома приютившего ее семейства и отправлялась путешествовать автостопом. Однако такой финал не устроил студию New Line Cinema, боссы которой упорно не видели в «Ядовитом плюще» что-то большее, нежели трэшевый эротический триллер, – Ши сообщили, что в конце Айви должна умереть, и это заставило съемочную группу собраться уже после окончания монтажного периода и доснять альтернативный финал. Свое отношение к Айви авторы выразили финальным закадровым монологом второй главной героини, ее подруги Сильви (прообраз Мелиссы Годдард), в котором та призналась, что все равно любит Айви и скучает по ней.

Кадр из фильма "Ядовитый плющ"

«Ядовитый плющ», сочетающий ностальгическое тепло «женских» фильмов о взрослении и сексуальный запал эротических триллеров нового поколения, так и не прорвался в широкий прокат – на пике своего релиза он показывался максимум в 20 кинотеатрах. Что не помешало ему собрать почти 2 миллиона долларов (при бюджете в 3 миллиона) и заработать прекрасный «сарафан» к выпуску на домашнем видео. Который еще больше усилило участие фильма в основном конкурсе фестиваля независимого кино в Сандэнсе (между прочим, в компании с «Бешеными псами» Квентина Тарантино и «Джонни Замши» Тома Ди Чилло).

Отличные продажи на VHS, в свою очередь, заставили New Line и Годдард задуматься о сиквеле – привлекать во второй раз Ши и Рубена и как-то оживлять героиню Бэрримор смысла не имело, поэтому под видом сиквела они запустили, по сути, ребут, в котором вроде бы приличная юная девушка (на этот раз Алисса Милано, также известная «детскими» ролями – например, в «Коммандо») решала кардинально изменить свою жизнь и стать сексуальной хищницей. Несмотря на то что сценаристом и режиссером «Ядовитого плюща 2» (1996) были привлечены женщины (обе, к слову, ранее работавшие над эротическим телесериалом «Дневники красной туфельки»), мягкости оригинала в сиквеле нет и в помине – это механистичный, очень «бэшный» эро-триллер, которых к середине 90-х появилось уже очень много.

Кадр из фильма «Ядовитый плющ 2: Лили»

Тем не менее творчество творчеством, а спрос рождает предложение – вторая часть продавалась немногим хуже оригинала, так что уже через год после нее появился третий фильм (на этот раз ремейк первой части), для нас ценный в первую очередь тем, что он дал толчок карьере замечательной актрисы Джейми Прессли, сыгравшей в «Ядовитом плюще 3» главную роль. Ну и, конечно же, заставил ее несколько раз раздеться на экране – сейчас она обнаженкой своих поклонников не балует.

Кадр из фильма «Ядовитый плющ: Новое совращение»

Четвертый фильм цикла появился с запозданием в одиннадцать лет, уже на излете популярности DVD и в первые годы старта формата Blu-Ray. Он по традиции никак не связан с предыдущими фильмами франшизы и изначально снимался для кабельного телевидения, так что существует как минимум в двух разных версиях – из телевизионного монтажа изъята вся обнаженка, а в релиз на домашнем видео, наоборот, ее напихали к месту и не к месту. Что фильм не спасло, но все-таки обеспечило его очередным сиквелом (на этот раз жестко связанным по сюжету с предшественником) – он должен выйти в этом или в следующем году.

Кадр из фильма «Ядовитый плющ: Секретное общество»

Оригинальный «Ядовитый плющ», конечно, тоже не назвать шедевром, и если бы тот фильм не подхватила волна моды на эротику с криминальной подложкой, как минимум сиквелов он мог бы не досчитаться, но в своем обаянии, даже несмотря на некоторую форсированность мелодрамы и сантиментов, ему не откажешь. И если бы его не было, еще неизвестно, как сложилась бы карьера Дрю Бэрримор – вышедшие в том же 1992 году «Без ума от оружия» и «Рисовальщик» с ее участием сами по себе определенно не добавили бы ей популярности.

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?