
От Леночки Крыловой до интердевочки – вспоминаем, кто из киногероинь, рожденных в СССР, запал нам в сердца и стал символом своего поколения.
«Карнавальная ночь» – полнометражный дебют Эльдара Рязанова, одного из самых известных советских режиссеров, и вторая актерская работа юной Людмилы Гурченко. Ее Леночка Крылова навсегда вошла в историю – девушка мгновенно покорила зрителей своими пышными юбками до щиколоток, узкой талией и очаровательными кудряшками. Музыкальный фильм Рязанова стал лидером проката, а позже был признан одним из символов начинающейся «оттепели». «С новым счастьем!», «А будет оно?» – говорят друг другу персонажи Людмилы Гурченко и Юрия Белова. Хочется думать, что обязательно будет! Как отказаться от веры в прекрасное будущее, когда все вокруг сверкает и поет?
Заплаканное и встревоженное лицо Татьяны Самойловой, бегущей через толпу на перроне, – больше, чем финальный кадр из монументального фильма. Горькая тревога целой эпохи и трагедия поколения запечатлена на пленке режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским. Вероника, или, как ласково называл возлюбленную Борис – Белка, одновременно и образ метафорический, поэтический, героический. И девушка близкая и земная, узнаваемая и «вечно живая», как название пьесы Виктора Розова, которая легла в основу картины. Без Белки, смешливой и смелой, невозможно представить ни советское, ни мировое кино, ни великих женщин на больших экранах.
Повариха Тося Кислицына (Надежда Румянцева) приезжает из южного Симферополя в заснеженный уральский леспромхоз и с первых же минут дает понять окружающим – она не такая, как остальные. Тося много шутит, отказывается следовать глупым правилам, с удовольствием ест батон с вареньем, не боясь потолстеть, громко включает музыку, когда хочет танцевать и не стесняется бросаться радикальными заявлениями. «Я вообще не хочу замуж! Одной спокойнее» – Кислицына не проводит часы перед зеркалом, не ищет свиданий. Где это видано, чтобы советская девушка вела себя подобным образом? Фильм Юрия Чулюкина мгновенно вызвал симпатию среди зрителей и подарил Надежде Румянцевой прозвище «Чаплин в юбке». Ярко? Не то слово!
По оживленной улице уверенно идет женщина. Ее зовут Надежда Петрухина (Майя Булгакова). В прошлом военная летчица гвардейского полка, ныне – директриса в ремесленном училище. Время идет, но для Нади оно остановилось в тот миг, когда она, совсем еще юная летчица, вступила в войну. Как найти себя в этой новой, совершенно непривычной мирной эпохе? В драматической картине молодой постановщицы Ларисы Шепитько «Крылья» на первом плане сложная, непонятая женщина, столкнувшаяся с тотальным непринятием со стороны окружающих. Она страдает от своей неприкаянности и часто впадает в отчаяние, но не знает, как объяснить внутреннюю боль. Петрухина оказала большое влияние не только на зрителей, но и на саму Майю Булгакову – актриса признавалась, что после завершения съемок смогла осознать, как важно во что бы то ни стало пытаться находить себя в настоящем.
«Спортсменка, комсомолка и просто красавица» – главная героиня эксцентрической комедии Леонида Гайдая Нина (Наталья Варлей) с первого появления поразила не только Шурика и его осла, но и многомиллионную аудиторию, с замершим дыханием следившую за каждым движением девушки. Улыбка, брюки капри, топ с квадратным вырезом, тканевые кеды и легкие танцевальные па – Нина только выглядит хрупкой. На деле же она легко может постоять за себя и заставить похитителей играть по ее правилам.
Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) – образ женщины сильной, но раздираемой сомнениями. С одной стороны, она видит, что можно быть счастливой и без борьбы, а с другой – знает, что такое счастье скоротечно и иллюзорно. Раз – и нет перед ней Ефима и Марии, два – нет и самой Клавдии. Поэтому главная героиня единственного фильма Александра Аскольдова – комиссар Красной армии – оставляет недавно родившегося ребенка и снова берется за оружие. Кто, если не она, защитит его и миллионы других людей, не способных дать отпор? За эту роль Нонна Мордюкова была включена в двадцатку самых выдающихся актрис XX века по мнению составителей британской энциклопедии Who is Who…
От строгого костюма до романтичного платья в пол – один шаг, но сделать этот шаг может быть очень непросто. Людмила Прокофьевна (Алиса Фрейндлих) из всенародно любимой советской лирической комедии Эльдара Рязанова знает об этом не понаслышке. Главная героиня одного из самых известных фильмов отечественного проката всегда была успешной женщиной, но после того как полюбила себя, обрела внутреннюю силу и стала нравиться окружающим. Людмила Прокофьевна – классический пример сильной, деловой и привлекательной женщины, без которой, как ни крути, ни рыбку не вытащишь, ни договор не заключишь.
Во второй части фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов переключает внимание с пышных платьев Людмилы, позаимствованных у другой, не менее яркой Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи», на строгий твидовый костюм-тройку Катерины Тихомировой (Вера Алентова) – успешной директрисы крупного комбината, депутатки Моссовета, держащей в подчинении несколько десятков сотрудников. Но так было не всегда – Катерина Александровна построила себя сама, чтобы однажды он «узнал о ее успехах и понял, как ошибся». Благодаря художнице по костюмам «Мосфильма» Жанне Мелконян образ Катерины – это не банальное воплощение руководящей женщины. Прежде всего она красива. Красные туфли, желтый плащ, шелковый платок – все это дополняет строгий вид Катерины и напоминает о стремлении быть желанной. Несмотря на активную жизненную позицию и достигнутые высоты, Катерина все еще ищет того, кому она однажды сможет сказать заветные слова: «Как долго я тебя искала…»
1913 год. Васса Железнова (Инна Чурикова) – представительница прогрессивной купеческой семьи. Она успешно окончила гимназию, знает несколько иностранных языков и понимает, как нужно вести семейное дело, чтобы увеличить наследственный капитал пароходной компании. Когда Васса сталкивается с трудностями и предлагает мужу избавиться от необходимости проходить через судебное разбирательство посредством суицида, легко поддаться ошибочному порыву обвинить ее в чудовищной бесчеловечности. Но она не такая – решение не далось героине легко. Васса знает, что самоубийство – тяжкий грех, но не видит другого решения: она должна спасти семью, просто потому, что больше некому. По мнению Инны Чуриковой, «Васса совершает вынужденные поступки в соответствии со своим пониманием жизни». Это может шокировать, но все-таки Васса – героиня своего времени.
1986 год. Катя Кузнецова (Анастасия Немоляева) знает, как заявить о себе: оригинальный костюм Adidas она не хранит для выхода, а небрежно носит дома, словно и не догадывается о его стоимости. Надо ли напоминать, что в те годы брендовые вещи были на вес золота? Образ Кати ярок, но говорит он скорее о финансовом состоянии ее родителей, нежели о девушке. Профессорская дочка, папина любимица. Долгое время зрители не знают, чего желает юная героиня – она привыкла хранить свои желания в молчании, которое воспринимается отцом как закономерность. Знакомство со свободолюбивым Иваном помогает Кате начать говорить, но первыми словами становится крик. Желая доказать независимость, она отбрасывает родительские правила и заявляет, что хочет все и сразу: быть красивой, нравиться мужчинам, спортивную машину, длинный алый шарф, магнитофон и маленькую собачку. «Это честно», – добавляет она, но все же немного лукавит. Совершенно неважно, что окажется в списке – главное, что она имеет право хотеть и не стесняется заявлять об этом. В финале фильма Карена Шахназарова Катя говорит с экранов за всех молодых девушек Союза. Пока страна находится в состоянии перестройки, новое поколение уже сделало пусть маленький, но шаг вперед. Теперь оно не боится открыто заявлять о своих мечтах, даже если те связаны прежде всего с личным комфортом.
Лента Василия Пичула, ставшая одним из символов перестройки, прежде всего известна как первый советский фильм, содержащий интимную сцену, а также как одна из серии картин, говорящих на языке свободы. «Девочка-агрессия» Вера (Наталья Негода) с ее лакированными мини, дерзкими румянами и объемными начесами поразила аудиторию и со временем стала настоящей иконой диско-стиля 1980-х. Яркая, неуправляемая, свободолюбивая – она первая из многих, возникших позже. Благодаря Вере мир увидел новую женщину – рано повзрослевшего ребенка, который выбрал не следовать заветам родителей и пойти по своему пути.
После «Маленькой Веры» невозможно не вспомнить об «Интердевочке», в свое время тоже шокирующей зрителей не только из-за затронутых режиссером Петром Тодоровским тем, о которых многие предпочитают молчать, но и из-за внешнего вида главных героинь. Выпадающие из реальности ажурные чулки, блестящие мини-юбки, леопардовые платья и кожаные костюмы поразили советских женщин, но уже очень скоро плавно вошли в гардеробы смелых модниц. Таня Зайцева (Елена Яковлева) активно демонстрирует свою сексуальность и не боится быть увиденной, бросая вызов системе. Благодаря этой героине успех фильма превзошел все самые смелые ожидания режиссера.
Этот текст из печатного коллекционного издания Printed.