Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Юлия Пересильд и Клим Шипенко в космосе: рецензия на фильм «Вызов»

Выставка достижений народного хозяйства.

Добавить в закладки

Небо все ближе, только руку протяни: полтора года назад на МКС стартовала первая кинематографическая экспедиция с художественными задачами. За 12 дней режиссеру Климу Шипенко, актрисе Юлии Пересильд и трем космонавтам — Антону Шкаплерову, Петру Дуброву и Олегу Новицкому — предстояло отснять первый игровой фильм в космосе. Месяцы подготовки, поддержка Роскосмоса, заоблачные бюджеты — готовился проект национального масштаба, призванный стать поводом для гордости на годы вперед. Премьера картины «Вызов» состоялась в День космонавтики, а на этой неделе фильм выходит в прокат.

Неудачное столкновение с обломками спутника в открытом космосе привело к серьезной травме: шансы эвакуировать с МКС пострадавшего (Новицкий) без летального исхода ничтожны, а потому ЦУП решает пойти на эксперимент — отправить на орбиту хирурга, способного провести операцию в условиях невесомости. Отборы, тренировки, подготовка не только кандидатов, но и механизма медицинского вмешательства: среди коллег-мужчин (на авансцене Милош Бикович) прочнее всего стоит на земле Женя Беляева (Пересильд), которая совсем не стремится в космос, а чаще смотрит под ноги. Дома ждет дочь с непростым характером и проблемами в школе (Варвара Володина), по телефону звонит тревожная мама с нитевидным пульсом (Елена Валюшкина), а комом в горле вот уже несколько лет стоит трагическая смерть мужа (Михаил Тройник) в автомобильной аварии. 

Юлия Пересильд в роли Жени на промо-кадре из фильма «Вызов»

Юлия Пересильд в роли Жени на промо-кадре из фильма «Вызов»

Если порассуждать на тему «а зачем снимать кино в космосе?» (исключительно с художественной точки зрения, а не идеологической), можно нащупать два пусть и общих, но довольно исчерпывающих ответа. Либо кинематографисты будут пытаться отыскать метафизическое измерение и бескрайнюю вселенную в иллюминаторе и в душе, либо станут дотошно преследовать достоверность, стараясь зафиксировать аутентичное существование в кадре. Можно предложить и третий вариант для самых отчаянных храбрецов, но для реализации задуманного помимо выхода в космос придется разыскать и настоящих пришельцев, что потенциально проблематично. Клим Шипенко с поддержкой множества структур выбрал поиски документального в вымысле, помноженном на благородную миссию. Жизнь космонавта оправдывает любые риски, а страна в беде не бросает: посыл, скажем так, актуальный и вроде бы успокаивающий. К тому же героиню Пересильд представляют старательной профессионалкой, а значит, путевка на орбиту заслужена непосильным трудом (впрочем, не обойдется без нюансов). Да и кажется, что командировка на МКС — единственная возможность для замученной бытом Беляевой перевести дух и немного… отдохнуть. Само собой, после подвига.

Юлия Пересильд на съемках фильма «Вызов»

Юлия Пересильд на съемках фильма «Вызов»

Первая треть фильма следует по пути достоверности (разговоры о возможности проведения операции в невесомости оставим знатокам за неимением компетенций) — последовательно и равномерно. В ЦУПе руководители (Владимир Машков) и начальники начальников морщат лбы, мама Беляевой причитает (Валюшкина озаряет происходящее невероятной энергией), а кандидаты демонстрируют силу воли. Разумеется, на экран то и дело пробиваются разной тяжести допущения, не все стереотипные шутки выглядят безобидными, а черно-белый мелодраматичный флешбэк с аварией невыносимо маячит красным сигналом светофора. Но, несмотря на климат сериалов выходного дня, «Вызов» подходит к полету как отличник, который старательно гладил белую рубашку перед школьной линейкой. Вот только стоит Беляевой приблизиться вплотную к старту, как экипаж и художественная составляющая фильма отклоняются от маршрута и начинают импровизировать на ходу.

Можно методично перечислять побочные эффекты смены тональности — от сдержанно-драматичной к воздушно-визионерской: акцентированно нарядный внешний вид врача на МКС, сдвиг темпоритма и растерянность космонавтов в кадре (все равно жутко обаятельных). Впрочем, осуждать вроде не за что: сценарий остается на Земле, а в космосе приходит время наслаждения моментом и празднования достижения. Шипенко любуется пролетами Пересильд по узким коридорам МКС и предлагает зрителям разделить неподдельную радость.

Юлия Пересильд в роли Жени на кадре из фильма «Вызов»

Юлия Пересильд в роли Жени на кадре из фильма «Вызов»

«Фильм, снятый в космосе» — действительно звучит как сбывшаяся мечта. Но не стоит забывать, что каждая фантазия живее, красочнее и волшебнее в воображении, чем наяву. Клим Шипенко, режиссер зрительских хитов и мастер жанровых картин, грезил о космосе с куражом мальчишки-фантазера: искренне, заразительно и масштабно. В ленте «Салют-7» с невероятной любовью и нежностью на экране ожил реальный подвиг советских космонавтов: капли воды парили в невесомости, искрясь и переливаясь, Деревянко и Вдовиченков, нахлобучив шерстяные шапки, говорили то о земном, то о вселенском, а каждый кадр наполняло чувство искреннего трепета и перед космосом (тогда еще далеким), и перед делом храбрых.

«Вызов» меняет условия в обратную сторону — вымышленный подвиг получает реальное воплощение. Греза стала явью и растеряла большую часть загадочного очарования и неприкосновенной таинственности. Нарратив обернулся необязательным прицепом к главному аттракциону — кадрам, снятым в невесомости, а ответственная миссия сменилась баловством. Возможно, дело в том, что довольно сложно рецензировать чужую мечту, особенно сбывшуюся, — победителей, как известно, не судят, а критики так высоко не задирают головы, даже на первом ряду кинозала. История фантазера, который полетел в космос, чтобы снять кино, могла бы вдохновлять на свершения, но не сегодня: возможно, однажды, когда про Клима Шипенко снимут байопик. 

Судя по приему картины, разговорам в медиапространстве и репликам космонавтов, чей график переменился ради кинематографистов, публика сейчас озабочена фантазиями куда более приземленным и прозаическими. Да и космический туризм перестал казаться чем-то диковинным: счастье открытия прекрасного далёко — больше не общая радость. Почему-то вспоминается классика перестроечного кино — «Курьер» Карена Шахназарова. Пока Базин хочет пальто на осень, Мирошников предлагает товарищу помечтать о великом. Вот и «Вызов» вроде бы тоже хочет вдохновить на мечты о великом, пока всем вокруг нужно всего-навсего теплое шерстяное пальто. 

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?