Зависимая моя: Рецензия на фильм «Сувенир»

Фильм-воспоминание о бурном романе молодости оставляет сильное впечатление, несмотря ни на что.

Мимо кассы

Сувенир
Сувенир (2019)
The Souvenir
детектив, драма, мелодрама
Режиссер: Джоанна Хогг
В ролях: Тильда Суинтон, Онор Суинтон-Бирн, Том Берк, Нил Янг, Тосин Коул

Двадцатилетняя студентка киношколы Джули (Онор Суинтон Бирн) на вечеринке у себя дома знакомится с Энтони (Том Берк). Он гораздо старше ее, одевается ярко, имеет солидные познания в культуре и утверждает, что служит в Министерстве иностранных дел. Джули вступает с ним в отношения, но еще не понимает, какие демоны скрываются за его личностью и кажущейся мудростью.

Кадр из фильма «Сувенир»

Кадр из фильма «Сувенир»

В переводе с французского «сувенир» означает память, воспоминание. Именно в этом контексте и стоит воспринимать отсылку к одноименному шедевру Фрагонара, который главные герои отправляются смотреть в музей. Его героиня также оставляет на память о возлюбленном его нацарапанные инициалы на дереве. Эти инициалы будут иметь значение лишь для нее, и почти ничего не скажут взгляду прохожего. Не так ли?

Фестивальный хит Джоанны Хогг, казалось бы, не должен работать от слова совсем. Это полу-автобиографическая история известной в узких кругах женщины-режиссера, начинавшей снимать экспериментальное кино на камеру, которую ей дал Дерек Джармен в конце семидесятых. На роль своего альтер-эго по имени Джули Хогг берет дочь Тильды Суинтон, с которой с детства водит дружбу – и, естественно, дает Суинтон сыграть ее мать. Хогг совершенно без стеснения снимает историю девушки из обеспеченной семьи, которая заводит роман с мужчиной старше себя.

Кадр из фильма «Сувенир»

Кадр из фильма «Сувенир»

В наше время эту историю печальной первой любви назвали бы созависимостью, а ухажера, снисходительно относящегося к киноувлечениям девушки, но не забывающего стрельнуть у нее десяток фунтов – токсичным. А автобиографические картины всегда носят оттенок бесстыжего нарциссизма. Но не в случае с Хогг. Ее фильм не старается переписать память или встроить воспоминания в знакомую трехактную структуру драмы. Сцены разбросаны, казалось бы, произвольно, а важные моменты не проговариваются или даются впроброс. Но чувство приближающейся трагедии неумолимо нарастает. Домашняя тусовка, на которой друзья за стаканами задают вопросы. Поездка к родителям в загородный дом и споры тет-а-тет. Находка дома фольги, шприца и обгорелой ложки. Реальные истории могут быть рассказаны через цепь случайных, будто бы ничего не значащих фрагментов, память именно так и работает.

Кадр из фильма «Сувенир»

Кадр из фильма «Сувенир»

Джоанне Хогг удается миновать многочисленные ловушки, которые таит в себе рассказ о своей личной жизни. Хогг, стиль режиссуры которой напоминает формалистов новой берлинской школы вроде Кристиана Петцольда, делит фильм на главы при помощи повторяющегося кадра с печатной машинкой, выбивающего слова на листе бумаги. И акцент здесь делается не на драматические повороты сюжета, а на чувство понимания происходящего, и попытка запечатлеть наступление этого самого момента прозрения удалась – для этого Хогг лишила актрису-дебютантку возможности прочесть полный сценарий.  Когда ближе к финалу запутавшаяся Джули поворачивается и смотрит в камеру, это ощущается не как претенциозное желание нарушить главное табу кино, но как настоящий триумф.

Прохожий, увидев выцарапанные на стволе дуба инициалы, конечно же, ничего не поймет. Но с большой вероятностью вспомнит, как сам трудился перочинным ножиком в далеком прошлом, выпиливая дорогие сердцу буквы в древесном массиве. «Сувенир» Джоанны Хогг не должен работать, казалось бы. Но работает, и еще как.

07.08.2019 Текст: Илья Миллер
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00