Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Жуки-первопроходцы

Скоро в российский прокат выйдет Yesterday Дэнни Бойла — фильм-фантазия, задающий нехитрый вопрос: «Что было бы, если в нашем мире не существовало The Beatles?» Мы знаем точный на него ответ: ничего хорошего. И в том числе для кино — как ни странно, легендарные музыканты не раз оказывали большое влияние на развитие кинематографа, и сегодня мы решили вспомнить, в каких отношениях ливерпульская четвёрка пребывала с экраном.

Добавить в закладки
Жуки-первопроходцы

Beatles как первопроходцы мокьюментари

Beatles как первопроходцы мокьюментари

В 1964 году вышел легендарный фильм «Beatles: Вечер трудного дня», приуроченный к одноимённому альбому ливерпульской четвёрки, A Hard Day’s Night. Это, по сути, одно из первых мокьюментари в истории кино — построенный как типичный фильм о музыкальном закулисье и хроника тура, «Вечер трудного дня» быстро оборачивается полнейшим фарсом, полуимпровизированным калейдоскопом визуальных гэгов и слэпстика в духе братьев Маркс, в котором участники Beatles самоиронично играют гиперболизированные версии самих себя. Этот фильм сильно повлиял на становление мокьюментари как жанра, несмотря на то что в 64-м даже самого слова «мокьюментари» ещё не существовало. Появится оно лишь через двадцать лет, когда выйдет «Это Spinal Tap» — что символично и закономерно, тоже кино о (как бы) музыкальной группе.

Beatles как аниматоры-сюрреалисты

Beatles как аниматоры-сюрреалисты

После «Вечера трудного дня» Beatles выпустили ещё несколько фильмов, названных в честь сопутствующих альбомов: фарсовый Help!, кислотно-психоделичный (и потому совершенно непонятый) Magical Mystery Tour и Let it Be, выпущенный после распада группы и фиксирующий её упаднические настроения. Но самым известным и важным остаётся Yellow Submarine, в создании которого «битлы» принимали очень опосредованное участие (но которым оказались бесконечно довольны). «The Beаtles: Жёлтая подводная лодка» — это сюрреалистичный мультфильм с ни на что не похожей стилистикой, абсурдная и имаджинативная история о том, как ливерпульская четвёрка сражается со злом в фэнтези-мире. Фильм, по словам основателя Pixar Джона Лассетера, многое сделал для того, чтобы анимацию на Западе начали воспринимать как серьёзную форму искусства, и до сих пор в любви к «Жёлтой подводной лодке» признаются многие ведущие мультипликаторы.

Джон Леннон как комедийный актёр и режиссёр-авангардист

Джон Леннон как комедийный актёр и режиссёр-авангардист

Впрочем, участники Beatles появлялись в кино и вне групповых проектов. Джон Леннон, например, ещё в 1966 году сыграл второстепенную роль в сатирической комедии «Как я выиграл войну» режиссёра Ричарда Лестера — того же, кто снял «Вечер трудного дня». А позже вместе с Йоко Оно он начал продюсировать и режиссировать авангардное кино — в 1969-м на австралийском телевидении вышла их совместная полнометражка с провокационным названием «Изнасилование». И в том же 69-м они сняли документалку про самих себя, «Медовый месяц», куда на огонёк к ним заглядывает ни много ни мало Тимоти Лири, «ЛСД-гуру» и один из самых известных борцов за легализацию психоделиков. Интересное, в общем, кино.

Ринго Старр как фарсовый комик

Ринго Старр как фарсовый комик

Пробовал себя в комедии и Ринго Старр. И в отличие от Леннона, карьеру ударника The Beatles можно назвать вполне себе стабильной: всего на его счету более десятка ролей, и это не считая всевозможных камео. Он играл с великим Питером Селлерсом в «Волшебном христианине» и с Деннисом Куэйдом в «Пещерном человеке», а в 1974-м даже попробовал себя на монтажном поприще — Ринго смонтировал и сыграл в комедийном хорроре «Сын Дракулы». Правда, не очень удачном (и монтаж тут, думается, не при чём).

Пол МакКартни как мастер камео

Пол МакКартни как мастер камео

Из всех «битлов» Пол МакКартни оказался самым незаинтересованным в кино. Если он и числится в титрах фильмов, то чаще как автор песен — у Пола есть две номинации на «Оскар» за лучшую песню (к «Ванильному небу» и «Живи и дай умереть»), и это не считая его общего с Beatles песенного «Оскара» за фильм Let it be. Его же появления в качестве актёра ограничиваются камео (но зато какими!). В четвёртых «Пиратах Карибского моря», например, МакКартни появляется буквально на несколько секунд в роли дяди Джека Воробья, комично подбадривающего племянника перед скорой казнью. Напомним, что отца Джека в третьей части играл Кит Ричардс из The Rolling Stone — музыкальная у Воробья, выходит, семейка.

Джордж Харрисон как великий продюсер

Джордж Харрисон как великий продюсер

Самым же успешным и важным для кино «битлом» стал Джордж Харрисон — причём почти случайно. Однажды его близкий друг и участник «Монти Пайтон» Эрик Айдл пожаловался приятелю на то, что «Пайтоны» никак не могут найти деньги для своего «Жития Брайана» — продюсеры отвергали идею библейской сатиры как слишком рискованную. Но чего Айдл никак не мог ожидать, так это того, что Джордж Харрисон, никогда раньше не демонстрировавший особенного интереса к кинематографу, предложит лично профинансировать их кино — он был большим поклонником «Монти Пайтон» и позже заявлял, что отдал деньги практически без возможности их вернуть «просто потому, что хотел посмотреть фильм». Для продюсирования «Жития Брайана» он основал студию HandMade Films, вместе с которой позже поучаствовал в создании «Бандитов времени» Терри Гиллиама и культовой комедии «Уитнэйл и я».

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?