Что посмотреть
Статьи о кино

10 режиссёров, которые отказались снимать фильмы по комиксам

Жанр кинокомикса у многих именитых режиссёров вызывает смесь опасения и отторжения. Кажется, эти эмоции вместе с усталостью начинают разделять и зрители — за последний год проекты киновселенных Marvel и DC в лучшем случае были умеренно популярны в бокс-офисе, в худшем — не окупали заложенного в них бюджета. Вспоминаем, кто из постановщиков отказывался снимать фильмы по комиксам или резко высказывался об их художественной значимости.

Сегодня Текст: Егор Козкин Обсудить
Добавить в закладки
10 режиссёров, которые отказались снимать фильмы по комиксам

Мартин Скорсезе

Скорсезе предлагали снять криминальный нуар «Дик Трейси» по мотивам комиксов Честера Гулда. Он отказался, и фильм возглавил Уоррен Битти, который также исполнил в нём главную роль.

Спустя много лет Скорсезе прозвали главным борцом с супергероями в Интернете. В интервью Empire 2019 года он сравнил кинокомиксы с «парками аттракционов» без особой кинематографической ценности:

«Это не кино. Честно говоря, самое близкое, с чем я могу их сравнить, — это парки аттракционов, какими бы качественно сделанными они ни были и как бы ни старались актёры в этих условиях. Это не то кино, где одни люди пытаются передать другим эмоциональный и психологический опыт».

После шквала недовольных комментариев от фанатов и даже звёзд Marvel (включая Тома Холланда) Скорсезе прояснил свою позицию в колонке для The New York Times. Он подчеркнул, что кинематограф всегда отличался от других форм искусства своей «неожиданностью». Подобный риск, по мнению режиссёра, в проектах Marvel и DC напрочь отсутствует.

Джордж Лукас

Лукас — известный фанат комиксов про Флэша Гордона, протагониста одноимённой космической оперы Алекса Рэймонда (выходили в 1930-х годах). В начале 1970-х режиссёр пытался экранизировать первоисточник, однако не смог выкупить права у продюсера Дино Де Лаурентиса. Пришлось выкручиваться и придумывать свою сагу — так появились «Звёздные войны». Во время подготовки «Новой надежды» Лукаса звали снимать «Супермена» с Кристофером Ривом, однако постановщик был уже занят. «Флэша Гордона» адаптировали для больших экранов на заре 1980-х: фильм получил культовый статус и вдохновил многих современных режиссёров, включая Эдгара Райта и Тайку Вайтити.

Стивен Спилберг

Спилберг дважды мог попробовать свои силы в жанре — и дважды отказывался. В 1970-х ему, как и Лукасу, рекомендовали заняться «Суперменом», но Спилберг снимал в это время «Близкие контакты третьей степени». В 1980-х, ещё до Скорсезе, Спилберг стал одним из кандидатов на режиссёрский пост «Дика Трэйси». В 2018-м он подписался на экранизацию комиксов DC про Чёрного ястреба. С тех пор проект пропал с радаров, а сам Спилберг снял несколько оригинальных картин.

Дэвид Финчер

Автор «Бойцовского клуба» тщетно пытался перенести на экран «Человека-паука», однако с его видением не соглашались в руководстве студии Sony. По словам режиссёра, он хотел сосредоточиться на выросшем Питере Паркере, тогда Sony требовала сместить фокус на происхождение героя (и не забыть включить сцену с укусом радиоактивного паука). В интервью Variety Финчер назвал идею «глупой». На смену ему пришёл Сэм Рэйми: его фильм с Тоби Магуайром был выпущен в 2002 году, заработал в мире 825 млн долларов и задал для жанра новую планку.

С тех пор пути Финчера с кинокомиксами разошлись. В 2023 году он выпустил триллер «Убийца», основанный на французском графическом романе. Он также подчёркивал, что работать с уже известными персонажами-супергероями ему неинтересно.

Квентин Тарантино

Ещё до «Криминального чтива» Тарантино предлагали экранизировать «Людей в чёрном» и «Люка Кейджа». На роль последнего он даже приметил Лоренса Фишбёрна, но помешали планам друзья режиссёра: они начали критиковать физическое сложение актёра, сравнивать его с более мускулистым Уэсли Снайпсом (впоследствии тот станет Блэйдом) и т.д. Тарантино такое отношение к персонажу смутило, и он пообещал, что притронется к жанру только с оригинальным героем. В конце 1990-х режиссёр также был прикреплён к «Железному человеку» студии 20th Century Fox (проект остался нереализованным).

Ридли Скотт

За свою внушительную карьеру сэр Ридли ни разу не снял кинокомикс. Причина проста: его истории «лучше». В интервью Deadline Скотт пояснил, что персонажи его фильмов, включая «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Гладиатора», уже можно назвать «супергероями».

В конце 1990-х режиссёр обсуждал планы на экранизацию «Сержанта Рока» DC Comics, после чего отказался. Недавно аналогичным образом поступил Лука Гуаданьино («Суспирия») — в итоге проект полностью закрыли.

Дэвид Кроненберг

В детстве Кроненберг обожал читать комиксы (среди его фаворитов — «Супермен», «Тарзан» и ранее упомянутый «Чёрный ястреб»). Единственной экранизацией графического романа в его фильмографии стала «Оправданная жестокость» 2005 года. Криминальный триллер о примерном семьянине (Вигго Мортенсен), перешедшем дорогу гангстерам, едва ли можно поставить в один ряд с супергероями. Задолго до мейнстрима Кроненберг жёстко раскритиковал кинокомиксы. Досталось даже Нолану с «Возрождением легенды» (её Кроненберг охарактеризовал как «скучную»):

«Я не считаю их возвышенной формой искусства. […] Супергеройские фильмы по определению являются комиксами. Они по природе своей подростковые. В этом всегда была их популярность, и я не думаю, что люди, называющие «Тёмного рыцаря» высшим киноискусством, вообще понимают, о чём говорят», — заявил режиссёр в интервью THR.

Терри Гиллиам

Совсем не стеснялся в выражениях создатель «Бразилии» и «12 обезьян» Терри Гиллиам:

«Я ненавижу супергероев. Чушь! Давайте, взрослейте уже! Хорошо иметь суперспособности. Супергерои только ими и пользуются. Вот это мне в них и не нравится».

Единственное исключение Гиллиам сделал для «Хранителей» Алана Мура, которых считал ««Войной и миром» среди графических романов». В 1990-х Гиллиам собирался ставить собственную экранизацию, сделав особый акцент на Докторе Манхэттене — единственном по сюжету персонаже со сверхспособностями. Режиссёра расстраивало ограничение по времени, и в итоге он покинул проект. Своих «Хранителей» в 2009 году снял Зак Снайдер, в 2019-м — HBO.

Бен Аффлек

После релиза «Бэтмена против Супермена» и «Лиги справедливости» Аффлек собирался заняться сольным фильмом про Тёмного рыцаря. В результате подготовка к картине оставила у него «чудовищное впечатление», усилила его алкогольную зависимость и ухудшила ментальное состояние на фоне развода с Дженнифер Гарнер. Свою версию «Бэтмена» снял Мэтт Ривз с Робертом Паттинсоном.

После прихода в DC Джеймса Ганна Аффлек повторно и категорически открестился от кинокомиксов:

«Точно нет. […] Я бы просто не захотел снимать в их стиле».

Ава ДюВерней

ДюВерней успела попробовать себя в различных жанрах: от исторической драмы («Сельма») до документального кино («Тринадцатая») и диснеевского фэнтези («Излом времени»). Режиссёрка была номером один в списке претендентов на «Чёрную Пантеру» — но не сложилось.

«Мне понравилось, что они обратились ко мне. Понравилось встречаться с Чедвиком [Боузманом], сценаристами и руководством Marvel. В конце концов всё сводится к сюжету и перспективе. И мы просто не сошлись во мнениях. Для меня лучше осознать это сейчас, чем потом ссылаться на творческие разногласия», — вспоминает ДюВерней в беседе с Essence.

«Пантера» отошла Райану Куглеру, сам фильм превратился в поп-культурный феномен. ДюВерней решила попытать счастья в DC с «Новыми богами» — своеобразной интерпретацией марвеловских «Вечных» (над обоими работал художник Джек Кирби). Warner Bros. закрыли проект в 2021 году на фоне пандемии, но обещали подумать над будущим возрождением.

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?