Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Для фантастического кино 2025 год стал настоящим испытанием. Люди всерьез соперничают с искусственным интеллектом за рабочие места, роботы для ведения домашнего хозяйства вот-вот станут реальностью, а пламя и пепел сопровождают человечество не только на экранах. В обстоятельствах нарастающей энтропии кинематографистам приходится искать новые подходы к научно-фантастическим историям, экспериментировать с формой и технологиями. Рассказываем о главных сай-фаях года, которым удалось заинтриговать зрителей.
Автор «Паразитов» Пон Чжун Хо, взявшись за экранизацию романа Эдварда Эштона «Микки-7», снял почти «Навсикаю в долине ветров» с голливудским бюджетом и Робертом Паттинсоном в главной роли. Точнее, множеством Паттинсонов: его герой Микки выполняет функцию расходника в космической миссии, умирает и воскресает вновь и вновь – так захотел черствый руководитель и колониалист Кеннет Маршалл (Марк Руффало), пренебрегающий жизнью не только человека, но и местных обитателей планеты – жутиков.
У «Микки 17» были проблемы и задержки при выходе, а от каких-то фильм не избавился и на финише: допустим, с пережатой экологической линией, наивным тоном и не самым удачным третьим актом, собравшим воедино «Окчу» и «Сквозь снег». Но в голливудском проекте Пон Чжун Хо хватает научно-фантастического задора, абсурдизма и очарования. Например, смотреть за тем, как работяга Микки раз за разом умирает и воскресает, – особый вид удовольствия, которое можно растянуть на два часа. «Микки 17» и близко не подошел к тому уровню международного признания, которое получили «Паразиты», но корейский постановщик сохранил в себе привычную ироничную колкость и остросоциальное чутье.
Камерная научная фантастика режиссеров-дебютантов лучше всего чувствует себя в понятных жанровых рамках. «Компаньон» Дрю Хэнкока ответственно следует правилам и ведет себя как эталонный психологический триллер о токсичных отношениях с вкраплениями осознанной критики эксплуатации искусственного разума.
Айрис (Софи Тэтчер) приезжает с парнем Джошем (Джек Куэйд) в загородный дом на берегу озера, принадлежащий весьма сомнительному миллиардеру. Очень быстро выясняется, что Джош вместе с друзьями задумал вовсе не веселый уик-энд, а хитроумное убийство владельца особняка. Айрис должна сыграть в расправе решающую роль, ведь она — андроид, созданный, чтобы потакать всем прихотям своего хозяина. Дрю Хэнкок ловко сооружает из романтики, триллера и истории о роботах, вдруг обретших сознание, жесткую и динамичную картину о власти, зависимости и последствиях игр с ИИ.
Йоргос Лантимос и Эмма Стоун ставят ноль нашей планете. «Бугония» – ремейк корейской комедии «Спасти зеленую планету!» о парочке горе-преступников, Тедди и Доне (Джесси Племонс и Эйдан Дельбис), которые похищают директоршу фармацевтической компании Мишель (Эмма Стоун), считая, что она инопланетянка, а ее цель – уничтожение пчел и людей.
Накалив градус абсурда и паранойи до предела, Лантимос – отстраненно и иронично – показывает реальность дезинформации и современных мифов, где граница между сумасшествием и здравомыслием становится зыбкой, как никогда прежде. Любой фантастический кувырок в действительности уже не выглядит чем-то странным, обсессии и страхи могут оказаться не такими уж беспочвенными, а Эмма Стоун — сорвать покровы и предстать реальным пришельцем с Андромеды, пришедшим в мир с неведомой целью. По крайней мере, такой – неземной, пленительной и особенной – ее точно считает Лантимос, снимая в четвертом фильме кряду.
Разведотряд армии США во время войны во Вьетнаме отправляется на миссию по спасению соотечественников, пропавших при загадочных обстоятельствах в скрытой от глаз долине. Там бравых вояк ждут отнюдь не вьетконговцы, а целый парк Юрского периода — каким-то образом джунгли заполнили доисторические ящеры с нездоровой тягой к человеческой плоти.
Режиссером и соавтором сценария «Первобытной войны», выросшей из одноименного романа, выступил австралиец Люк Спарк, малоизвестный за пределами узких кругов адепт «бэшек» и любитель давать экранное время вышедшим в тираж актерам популярных сериалов. «Война» получила безумный сюжет о столкновении американского милитаризма с динозаврами и секретными советскими экспериментами, а в касте собрала узнаваемые лица конца нулевых: Райан Квантен («Настоящая кровь»), Джереми Пивен («Красавцы») и Триша Хелфер («Звёздный крейсер “Галактика”»). Вышло дерзкое, дуболомное и очаровательное эксплуатационное кино в лучших традициях 80-х.
В недалеком будущем общество, пережившее разрушительные климатические изменения и демографический кризис, перестает воспринимать деторождение как необходимость и личный выбор. Вместо этого государство подвергает каждую пару, решившую завести ребенка, особому аудиту. Успешные ученые Миа (Элизабет Олсен) и Ариан (Химеш Патель) как раз в списке претендентов на подобную оценку. В их чудесный дом на окраине мира прибывает Вирджиния (Алисия Викандер), специально обученная чиновница, которая неделю будет собирать необходимую для аудита информацию странным способом — всячески нервировать потенциальных родителей, ведя себя как ребенок.
«Оценка» — определенно одна из самых тонких фантастических картин года, работающая одновременно в нескольких регистрах. Француженка Флёр Форчун дебютирует в полнометражном кино с социально ориентированным минималистичным сай-фаем о трудностях родительства, но в то же время не упускает шанс исследовать и другие, традиционные для антиутопий темы. Миа и Ариан в ходе аудита осознают, насколько сильно они лишены свободы в дивном новом мире, и задаются вопросами уже другого порядка.
Отец боди-хоррора Дэвид Кроненберг снял нежную элегию о смерти в мире высоких технологий. В «Саване» бизнесмен Карш (Венсан Кассель) не может смириться с кончиной жены, поэтому изобретает кладбище с режимом онлайн-наблюдения за телом.
Кроненберг, включив свой фирменный черный юмор, показывает, что цифровые технологии продолжают дело египетских саркофагов и практики бальзамирования, а рефлексия о смерти – все еще центральная тема для культуры. Размышления в «Саване» сопровождаются безумной детективной линией, похожей на конспирологический бред, чтобы поставить вопрос о границах контроля, как внешнего, так и внутреннего, как разума, так и тела, – недаром в сюжете появляются международные хакеры и шпионские сети. Местами отстраненное, местами просто странное кино Кроненберга по-прежнему потрясает своим холодным дизайном и постановкой научно- фантастических гипотез, где темы любви, смерти и власти сливаются в удивительный симбиоз.
Хип-хоп-исполнитель Стивен Эллисон, также известный как Flying Lotos, дебютировал в качестве режиссера научно-фантастического хоррора. Рия (Эйса Гонсалес) –– единственная выжившая из экипажа, который потерпел крушение на неизвестной планете. Пока девушка пытается разобраться в произошедшем, прибывает коллега Брион (Аарон Пол) с орбитальной станции. Она не уверена, что может ему доверять.
Хоть «Пепел» и не претендует на обновление научно-фантастического жанра, фильм въедается в память благодаря мрачному стилю, неоновым цветам и психоделическим эффектам – они подчеркивают и усиливают неопределенность момента. Не стесняясь своей дешевизны и нарочитой клишированности, своим обращением к космическому ужасу кино напоминает об иконах жанра – «Нечто» Джона Карпентера и «Чужом» Ридли Скотта. Пусть и из-за вторичности, а также склонности к пустому видеоарту кино явно потеряло много поклонников на своем пути.
Десятилетний Арко (Оскар Лапьер) живет в далеком и светлом будущем, где люди научились перемещаться между эпохами с помощью специальных артефактов, оставляя за собой радужный след. Мальчику надо подождать еще пару лет для получения официального разрешения на межвременные перелеты, но нетерпеливый Арко крадет костюм сестры и отправляется в собственное путешествие. То логично обрывается аварийной посадкой в 2075 году, где парня, потерявшего сознание, находит девочка Айрис (Марго Рингар Ольдра).
Анимационный фильм «Арко» стал настоящей сенсацией фестивального сезона: дебют режиссера Уго Бьенвеню прогремел на международном фестивале анимации в Анси и попал в Канны. Визуально мультфильм одновременно напоминает комиксы Жана Жиро (известного как Мёбиус) и работы Хаяо Миядзаки, а за выдающимся художественным стилем скрывается невероятно вдумчивая и в то же время простая история о дружбе, ответственности и надежде.
После «Добычи» и «Убийцы убийц» режиссер Ден Трахтенберг продолжил расширение франшизы о Хищнике – на этот раз куда-то в сторону «Аватара» и «Мира Юрского периода». «Планета смерти» отправляет неопытного охотника яутжа в неизвестную флору и фауну, где тот выслеживает огромного зверя, параллельно подружившись с болтливым андроидом Тией (Эль Фаннинг). В новой ленте о Хищнике внезапно много юмора, приключенческой энергии и неожиданной перестановки ролей – теперь зритель не против инопланетянина, а заодно с ним.
Гуманизация сурового пришельца, приятный сюжет об аутсайдерах на неизвестной планете (с ними в пути также мартышка) и щадящий детский рейтинг – неожиданный ход «Планеты смерти» пришелся по душе всем, кто устал от однотипной бойни коммандос против инопланетного охотника. А если посмотреть под еще более острым углом, то в триквеле Трахтенберга можно увидеть обновленную, еще более безумную версию «Волшебника страны Оз» – благо, что тут есть и своя Дороти, и свой Железный дровосек, и своя страна Оз.
Картину китайского режиссера Би Ганя не опишешь иначе как трехчасовой встряской ощущений. «Воскрешение» – фильм-хамелеон, меняющий свой окрас: это и нуар, и стилизация под немецкий экспрессионизм, и буддийская притча, и криминальная лав- стори. Все эпизоды обрамляет линия о футуристическом мире, где человечество перестало мечтать и лишь одно неизвестное существо (Джексон Йи) все еще может это делать. Мечтать — это значит видеть кино.
Би Гань снял картину о кинематографе как заветной мечте, как капсуле, в которой усиливаются наши заветные фантазии, подытоживая столетнюю историю этого дивного волшебного фонаря. «Воскрешение» помимо необычайной структуры претендует еще и на уникальный чувственный опыт, поскольку каждый эпизод посвящен определенному чувству. Еще одно напоминание, что столкновение с фильмами – это опыт, переживаемый всем телом.
«Планета» Михаила Архипова — поэтичная историко-фантастическая драма о том, как рождается (и немного умирает) мечта. Режиссер Николай Беренцев (Сергей Гилев) готовится к съемкам невиданного для СССР научно-фантастического фильма о полете на Венеру, но натыкается на противодействие главы студии (Геннадий Смирнов), мыслящего планами и указивками. Параллельно зрители то и дело ныряют в подсознание Беренцева, где он — участник той самой экспедиции, впервые ступивший на незнакомую планету, которая оказывается не такой уж необитаемой.
Дебютант Михаил Архипов расписывается в любви к советским первопроходцам научной кинофантастики и вдохновение черпает в истории Павла Клушанцева и его работе над съемками фильма «Планета бурь». Режиссер упивается романтизацией сумбурного, часто проходящего под давлением творческого процесса, где автор вынужден быть не только демиургом, но и борцом. События «Планеты» разворачиваются на Земле, но поле битвы за правду одним небесным телом не ограничивается. Так картина Архипова становится одновременно историей о кино и легендой о человеке, мечтавшем о звездах, потому что без космоса жить не может никто.
Кадр из фильма «Аватар: Пламя и пепел»
Третья часть легендарной саги Джеймса Кэмерона про борьбу коренных народов планеты Пандора против агрессивных колонизаторов с Земли только начала шествие по кинотеатрам, но, кажется, уже обречена на успех. «Пламя и пепел» продолжает сгущать краски: семью Джейка Салли (Сэм Уортингтон) вновь преследует полковник Куоритч (Стивен Лэнг), пришельцы-земляне продолжают притеснять племена на’ви, а в сюжете появляются огнепоклонники под предводительством инфернальной Варанг (Уна Чаплин), отнюдь не чуждые сотрудничеству с людьми.
И пусть критики пока отнеслись к третьей части детища Кэмерона с большей прохладой, чем к двум предыдущим, но «Аватар» все еще остается монументальной научной фантастикой с визуальными эффектами высочайшего класса, самым масштабным экшеном за всю историю серии и новыми темами, волнующими режиссера-визионера.
Фанаты ведут расследование: неужели из новых серий «Очень странных дел» Netflix вырезали целые линии и ключевые сцены?
29 декабря / Текст: Карина Назарова
Знаменитости, которые ушли из жизни в 2025 году
29 декабря / Текст: Оля Смолина
8 главных детективов 2025 года: фильмы и сериалы, которые переосмысливают жанр
29 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
Дядя Фёдор, Матроскин и Шарик в руках Сарика Андреасяна: рецензия на фильм «Простоквашино»
29 декабря / Текст: Максим Ершов
«Безумное свидание» — рецензия на новый ромком от автора «Идеальных незнакомцев»
29 декабря / Текст: Полина Николайчук
«Одиссея», «Грозовой перевал», «Хроники Нарнии»: 26 самых ожидаемых фильмов 2026 года
28 декабря / Текст: Оля Смолина, Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).