Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
В 2025-м разрыв между кассовыми хитами и лучшими представителями авторского кино в России продолжает расти. Даже победителям отечественных фестивалей непросто добраться до проката, чаще им уготованы спецпоказы в крупных городах. Что характерно, начали появляться артмейнстримные картины, которые пытаются занять нишу между «Чебурашкой» и «Снегом в моём дворе». На что готова мать ради сына, каким был последний день великого поэта и справится ли пара друзей-лоботрясов с нейроотличным взрослым — отвечают лучшие отечественные фильмы 2025 года.
Bosfor Pictures пару лет назад уже громко заявляли о себе на фестивале — тогда студия победила с фильмом «Бери да помни» на калининградском смотре «Короче». В уходящем сезоне кинематографисты взяли новую планку и привезли новую картину на «Маяк», где та сорвала овации — и забрала главный приз.
«Здесь был Юра» рассказывает историю трех друзей-музыкантов, двое из которых живут в чем-то вроде коммуналки. Олег (Денис Парамонов) и Серега (Кузьма Котрелев) мечтают о великом — чтобы их панк-группа стала популярной и на доход от музыки можно было жить. Путь к мечте резко меняет направление, когда Олегу приходится взять на себя заботу о дяде Юре (Константин Хабенский) — молчаливом мужчине с ментальными особенностями. История режиссера-дебютанта Сергея Малкина во многом основана на его собственном жизненном опыте — когда-то он был одним из мечтателей и жил с соседями на съемной квартире. Постепенно бытовые конфликты, страхи и неловкость на экране уступают место человечности, сближающей друзей и с Юрой, и даже с недовольным сожителем. «Здесь был Юра» — кино без катарсиса, явных эмоциональных горок, излишнего трагизма. Одним словом, кино безопасное, в котором можно раствориться и поверить в доброту, которой нам всем не хватает.
Светлана Проскурина — победительница фестиваля в Локарно («Случайный вальс») и участница смотра в Венеции («Удалённый доступ»), но успехи авторки были давно. Два ее предыдущих фильма были показаны на ММКФ. Новая работа «Над вечным покоем» завоевала две награды на «Маяке» и на голову сильнее «Воскресенья» и «Первой любви». Соцработница Рита (Мария Леонова) из посёлка на берегу реки узнаёт, что сын Серёжа (Егор Абрамов) случайно убил мальчика с особенностями развития Пашку. Мать хоронит тело в подвале собственного дома и помогает односельчанам в поиске пропавшего ребёнка, скрывая правду.
«Над вечным покоем» — холодный и неуютный триллер в духе фильмов Михаэля Ханеке и Линн Рэмси, от которого по коже нередко бегут мурашки. Хотя помогающая старикам соцработница в момент превратилась в хладнокровную преступницу, убийство и сокрытие тела разъедают семью. Страшный скелет в шкафу не даёт спокойно жить. Проскурина создаёт галерею персонажей, обитающих в посёлке, так что складывается впечатление, будто в провинции счастья быть не может по определению. Спасти от новой беды способен разве что переезд.
Stereotactic снимают кино для своих, молодых и творческих, и картина Сони Райзман с загадочным сложным названием не исключение. Бывшие однокурсники из актерской мастерской собираются вместе всего на один вечер, чтобы проводить Сашу (Александр Паль) в далекое «плавание» — он уезжает из страны и не знает, когда вернется. К компании присоединяется даже мастер в исполнении Евгения Цыганова — в какой-то момент он наставит бывших подопечных на путь свободы, словно те сами не могли его найти. Позади остаются дружба, любовь, даже преданных животных приходится отпустить в небытие. И все же картина словно посмеивается над всем происходящим: появляется здесь Руслан Братов, снявший «Экспресс», Мария Карпова словно играет в фильме раннего Ноа Баумбаха, а Паль — наконец-то! — вспоминает свой юмористический потенциал. «Картины дружеских связей» — кино распада: оно учит свыкаться с постоянными потерями, сменами планов и не рефлексировать понапрасну. Райзман начинает со смерти и заканчивает жизнью, пышущей из каждого кадра, ведь даже в расставании есть свое обаяние.
«День рождения Сидни Люмета» дебютанта Рауля Гейдарова победил на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Как и в коротком метре режиссёра «Бебия, бабуа, Анзорик, я и мама», в центре внимания некогда большая грузинская семья, живущая на юге России. На дворе 2009 год. Одиннадцатиклассника Дато (Артём Кошман) воспитывает бабушка Бебия (Джульетта Степанян). Дядя мальчика Анзорик (Ян Гахарманов) рано умер от СПИда, а мать Анна (Мариэтта Цигаль-Полищук) отсидела восемь лет в тюрьме. Бебия боится, что и Дато свяжется с плохой компанией. Внук мечтает стать кинорежиссёром, хотя бабушка советует пойти учиться на бурильщика. Гейдаров позволяет зрителям полистать чужой семейный альбом и поностальгировать по собственной юности. Окружающий Дато мир опасен, но всё равно по-своему уютен. Однако в первую очередь «День рождения Сидни Люмета» — фильм о становлении юного режиссёра, отечественная южная версия «Фабельманов».
«Филателия» Натальи Назаровой победила в прошлом году на «Окне в Европу» в Выборге, но до российского проката добралась только в 2025-м. К сожалению, роспись у фильма была не самая большая, так что наверняка не все желающие успели посмотреть чуткую трагическую северную сказку о любви. «Филателия» стала последней работой Назаровой — постановщица скончалась 2 апреля 2025-го после болезни, так и не дождавшись реакции широкой аудитории на главную картину в карьере. У Яны (Алина Ходжеванова), работницы почтового отделения приморского городка в Мурманской области, ДЦП. В свободное время одинокая хромоножка с любовью перебирает редкие марки. Знакомство с заботливым моряком Петей (Максим Стоянов) заставляет Яну забыть о филателии. Назарова оглядывается на наследие Диккенса и Достоевского, а заодно обходит все штампы романтического кино и не пытается показать мелодраму в чистом виде. Зарождение чувств в столь холодных широтах уже сродни чуду. Две травмированные и несчастные души нашли друг друга и сделали мир вокруг чуточку краше. Лишённая фальши «Филателия» не скатывается ни в беспросветную драму, ни в сказочное кино в чистом виде, а дарит надежду на счастье для каждого.
Бакур Бакурадзе сосредоточился не на классическом для жанра исторического байопика повествовании, а на последних часах жизни великого поэта — от утра на Кавказе до роковой дуэли с Николаем Мартыновым у подножия Машука. Разве что Михаил Лермонтов в исполнении Ильи Озолина — совсем не тот статный дворянин с портретов из учебников литературы. Вместо этого он плюется ядом, извергает едкие комментарии и словно сам приближает собственную гибель — разве что с любимой лошадью находит общий язык, потому что та ему не отвечает. Бакурадзе собирает на экране новую жизнь — молодых актеров, имена которых, возможно, совсем скоро будут звучать чаще. От этого усиливается ощущение, словно жить нужно здесь и сейчас, а завтра может не наступить. «Лермонтов» не познакомит с творчеством поэта, ведь стихотворение о золотой тучке зритель знает и так, зато столкнет с необратимостью, поджидающей у горного подножия.
Кто бы мог подумать, что на российские экраны выйдет достойный отечественный ромком — сделать такое чудо возможным удалось режиссерке Дарье Лебедевой. Зрители в социальных сетях остались в восторге от дуэта Юры Насонова и Милы Ершовой, которые в фильме оказываются в параллельных вселенных — и в одной квартире, разграниченной разве что зеркалом в ванной. «Соседи» сначала враждуют, затем мирятся, потом, конечно, влюбляются, и все мы знаем, что будет в конце, но все равно волнуемся, когда что-то идет не по плану. Лебедева со всей любовью к жанру и со всем уважением к фантастике сняла молодежное кино о любви, наполненное актуальными шутками и искренностью, которую иногда встретить можно только по счастливой случайности. Если вам покажется, что «Сводишь с ума» — слишком розовый, нежный и пушистый, то вам не кажется, так и должно быть. Потому что миром правит одно — любовь.
Картина Нины Воловой разворачивается как столкновение двух культур, а оказывается инструкцией к честной осмысленной жизни. Магазин российского предпринимателя Виктора (Александр Робак) терпит крах по его же вине, и китайский партнер Вэйхонг (Ван Бин) пытается помочь идущей ко дну лодке. Разваливающийся бизнес — лишь верхушка айсберга, под которой скрывается неумение Виктора общаться с тремя дочками, попытки мужчины найти любовь по вызову и другие антропологические задачки, которые Вэйхонгу предстоит решить. Волова бескомпромиссна: в «Фейерверках днем» не будет «клюквы» или высмеивания китайского менталитета — напротив, герои сближаются, когда едят лапшу быстрого приготовления за одним столом. Таких мелочей в картине целая горсть: именно в них и заключается прелесть межкультурной дружбы, которая внезапно оказывается актуальной для российского зрителя.
«Легенды наших предков» Ивана Соснина разительно отличаются от потока сказочных фильмов, которые заполонили отечественные кинотеатры и зачастую схожи до неотличимости. Режиссёр обращается к персонажам фольклора удмуртов, манси и коми, о которых зрители едва ли прежде слышали. Никаких Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Конька-горбунка или Колобка на экране нет.
Екатеринбургский журналист средних лет Антон (Александр Яценко) вместе с дочерью-подростком Мирой (Александра Бабаскина) отправляются в путешествие по родному краю и ближайшим областям, чтобы собрать информацию о мифических существах из легенд и написать книгу о Нюлэсмурте (Антон Кузнецов), Шишиге (Наталья Павленкова) и Нёр-Ойке (Юрий Колокольников). Фильм Соснина подкупает стремлением сохранить фольклор малых народов, ещё и в увлекательной форме роуд-муви. В дороге отец с дочерью наконец-то прислушиваются другу к другу и становятся чуточку ближе. «Легенды наших предков» напоминают, как важно детям и родителям учиться находить точки соприкосновения.
Роуд-муви в последние годы стали в отечественном кинематографе благодатной почвой для терапевтического разговора о личных и поколенческих тревогах и сомнениях. Ирина Старшенбаум уже отправлялась в дорогу по Пермскому краю в драмеди «Втроём», а теперь выбрала другой маршрут в «Туда» Ивана Петухова. Вера (Старшенбаум) хочет добраться из Москвы до Уфы, родины Андрея Губина, и вызывает обычное такси. Водитель Вадим (Пётр Фёдоров) неожиданно соглашается отправиться в путь на полторы тысячи километров. Истинные мотивы пассажирки поехать в другой город станут известны позднее. «Туда» выглядит достойно не только как обзорная экскурсия по населённым пунктам по дороге в Башкирию, но и как обаятельный и утешительный ромком про заплутавших людей. Да, фильм работает по не самой новой жанровой схеме и сводит manic pixie dream girl и хмурого парня, но уж больно динамично продвигаются герои по маршруту. Может быть, «Туда» поможет и зрителям вырулить на нужную дорогу.
Культурные связи между Россией и Индией становятся всё прочнее. Старается не только Роман Михайлов, но и Тина Баркалая. «Жемчуг» — семейная драма с яркими музыкальными номерами и индийскими мелодиями. Боссы настоятельно советуют москвичу Роману (Евгений Цыганов) для продвижения по службе взять на попечение ребёнка из детского дома в Ханты-Мансийске. Карьерист едет в заснеженный город с супругой Леной (Светлана Ходченкова). Пара выбирает девочку Марту (Дарья Полунеева), которая сходит с ума по индийской культуре, поскольку уверена, что папа был из далёкой красочной страны. Появлением ещё одного ребёнка в доме недоволен биологический сын Романа и Лены Олег (Фёдор Кудряшов).
Баркалая любопытно противопоставляет зиму в Москве и лето в Индии. Появление Марты в доме добавляет новых ярких красок в быт богачей, переживающих кризис в отношениях. «Жемчуг» можно обвинить в наивности и сказочности, но ближе к финалу трудно усидеть на месте и не пуститься в пляс. Иногда хочется, чтобы любые неприятности решались танцем или песней, как в индийском кино. «Жемчуг» уверенно разгоняет хандру и заставляет задуматься о поездке в жаркую страну или о назревших переменах.
Анимационный фильм Константина Бронзита начинается с гротескной, почти анекдотической сцены: дорогой галстук, выброшенный из окна люксового автомобиля, внезапно обретает голос, характер и чувство собственного достоинства. Так Мак оказывается на помойке, откуда начинается его странствие в компании таких же «отбросов». Путешествие к мифическому Великому Разделителю быстро выходит за рамки приключенческого сюжета и превращается в притчу, где мусорная компания служит зеркалом человеческих отношений, страхов и иллюзий. Бронзит, верный своей авторской манере, избегает прямолинейной экологической морали, предпочитая говорить о внимании, уважении и способности меняться — независимо от социального статуса или степени «нужности». За внешней легкостью и юмором здесь скрывается философское размышление о втором шансе и высокомерии, которое заставляет зрителя взглянуть на привычный мир под неожиданным углом и задуматься, что именно мы так легко отправляем «на выброс».
12 лучших российских фильмов 2025 года
22 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
10 лучших аниме-сериалов 2025 года
22 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Римские каникулы: каким вышел пятый сезон сериала «Эмили в Париже»?
22 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
20 лучших сериалов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
21 декабря / Текст: Film.ru
25 лучших фильмов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
20 декабря / Текст: Film.ru
8 известных актеров, дебютировавших в режиссуре в 2025 году
21 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).