Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

7 фильмов и мини-сериалов с Итаном Хоуком, которые мало кто видел

Королю печальных инди-шедевров Итану Хоуку исполняется 51 год. Вы его наверняка знаете по ролям в «Обществе мёртвых поэтов», «Гаттаке» и классике Линклейтера, однако выдающихся работ у артиста куда больше. Рассказываем о фильмах и сериалах с любимым актёром, о которых мало кто слышал: от безумной трагикомедии о борьбе с рабством до брутального вестерна, где конкуренцию Хоуку составляет усатый Траволта.

Добавить в закладки
7 фильмов и мини-сериалов с Итаном Хоуком, которые мало кто видел

Итан Хоук в роли Джона Брауна на кадре из сериала «Птица доброго Господа»

Итан Хоук в роли Джона Брауна на кадре из сериала «Птица доброго Господа»

Беспощадная историческая трагикомедия о борьбе с рабством в Америке, от которой достаётся и кровожадным южанам, и идеалистам-аболиционистам. Несмотря на то, что главный герой здесь — маленький темнокожий паренёк по кличке Луковка, всё внимание зрителей будет приковано к другому персонажу: в «Птице доброго Господа» бал правит безумный старик Джон Браун в исполнении Итана Хоука. Тот вечно цитирует Библию и считает свою миссию божественной, а ещё не жалеет рабовладельцев и постоянно конфликтует с соратниками из-за их мягкотелости.

Истошно вопящий бородатый мужчина со взглядом сумасшедшего, впрочем, оказывается милее опрятных кухонных демагогов (темнокожий оратор Фредерик Дуглас) и взвешенных политиков, выступающих против насильственных реформ. Он безнадёжный романтик и идеалист с пеленой на глазах (хотя что важнее — плохой тактик, во всех вопросах уповающих на Бога), так что его трагическая гибель — обидная закономерность. В любой другой истории тот же Джон Браун стал бы вдохновенным борцом. В «Птице доброго Господа» он остолоп. Остолоп, достойный восхищения.

Итан Хоук в роли Николы Теслы

Итан Хоук в роли Никола Теслы

Если в «Птице доброго Господа» героя Хоука не заткнуть (над чем периодически подшучивают чуть ли не все персонажи), то в «Тесле» главного конкурента Томаса Эдисона до жути сложно разговорить. Никола сдержан, молчалив, все свои великие идеи фильтрует через себя и своё воображение, а если и подбирает нужные слова, то выдаёт их с непоколебимой лаконичностью. В экспериментальной драме Майкла Алмерейды, разрушающей четвёртую стену и повествующей о жизни учёного по-театральному причудливо, Тесле уготована роль ещё одного трагического пророка. Как и, кстати, Джон Браун, он обречён на незавидную судьбу непонятого и недооценённого романтика. Хотя Никола Хоука и генерирует одну эпохальную идею за другой, ему не хватает предпринимательской жилки и готовности идти на компромиссы.

Тесла, в отличие от безумца Дон Кихота, борется не с ветряными мельницами, а, кажется, со всем беспощадным миром вокруг. Он грезит о доступных изобретениях для каждого и великом будущем без нужды, а близкие и коллеги зачем-то пытаются научить его мыслить реалистично и образумить гения болтовнёй о капитализме. Впрочем, кино Алмерейды как раз и пытается восстановить справедливость — дать голосам мечтателей прозвучать на больших экранах и вернуть, да, немного сумасбродную, но такую вдохновенную веру зрителя в самые свои смелые творческие фантазии.

Итан Хоук в роли Расселла Миллингса на кадре из фильма «Следи за дорогой»

Итан Хоук в роли Расселла Миллингса на кадре из фильма «Следи за дорогой»

Мужчина, отсидевший в тюрьме 20 лет, возвращается на волю и пытается вернуться к жизни, но находит в мусорном баке ребёнка, который как водится, круто изменит ход вещей в и без того непростых буднях бывшего зэка. Герой «Следи за дорогой», минималистичного дебюта Логана Маршалла-Грина («Апгрейд»), почти не говорит — в его печальных поблёскивающих глазах куда больше жизни и правды, чем в любом обывательском трёпе. И в то же время Рассел не гений-романтик, как Тесла или Браун, а маленький человек с маленькими амбициями и гигантской, съедающей изнутри травмой прошлого.

В «Следи за дорогой» душа у протагониста не нараспашку: она скрыта за ярко жёлтым худи, сплетёнными в узлы грязными космами и гигантской бородой. Вместо надежды на будущее — отчаянная попытка жить суровым настоящим, вместо принятия себя — безостановочное самобичевание. Если и есть типаж, который на Хоуке сидит как влитой, так это безнадёжно грустный американец-аутсайдер, затянутый в беспощадный круговорот жизни.

Итан Хоук в роли Пола на кадре из фильма «В долине насилия»

Итан Хоук в роли Пола на кадре из фильма «В долине насилия»

Ещё одна «молчаливая» роль Итана Хоука — на этот раз в увлекательном жанровом упражнении Тая Веста. «В долине насилия» подражает дешёвым вестернам 80-х не только визуально (в зернистых кадрах режиссёр то и дело выдаёт реверансы классике), но и сценарно: кино испещрено нелепыми диалогами фильмов категории B, а главный герой — эдакий бескомпромиссный мститель в духе крутых олдскульных ковбоев. У Хоука здесь, как нетрудно догадаться, чуть больше дюжины дерзких ванлайнеров и ещё парочка реплик — всю оставшуюся часть картины он манерно хмурит брови.

Вообще «В долине насилия» — тот редкий случай, когда харизму Хоука оттеняет талант другого артиста. Одного из врагов протагониста играет Джон Траволта, рациональный шериф, который хочет замять конфликт (его сын убил собаку героя), но не может успокоить двух болванов, источающих токсичную маскулинность. На фоне простого, как дважды два, образа Хоука, этот персонаж оказывается куда симпатичнее. Это кино лишь подтверждает, что Итан — не только бессменно ведущий артист, но и замечательный командный игрок, готовый сыграть даже самые стандартные жанровые роли.

Итан Хоук в роли Винса на кадре из фильма «Пленка»

Итан Хоук в роли Винса на кадре из фильма «Пленка»

Необычный, а потому и ценный образ из ранней фильмография Хоука. У Линклейтера актёр появляется чуть ли не в каждой второй работе, но именно в «Плёнке» его герой кажется самым целостным и продуманным. Вин — великовозрастный наркоман-провокатор, который хочет вывести на чистую воду своего дружка-морализатора Джона и бывшую девушку Эми. Но, как водится, в ловушку, хаотично собранную укуренным бездельником, попадает сам создатель: трикстер и балагур Вин с каждой секундой всё стремительнее теряет контроль и становится жертвой созданных им же обстоятельств.

Ещё не романтик, но уже дитя — лучшие персонажи Хоука всегда сохраняют запал несмышлёных подростков себе на уме. Если уж в чём-то и стоит винить героя, то за безбашенную верность своему инфантилизму. То же самое, кстати, можно сказать и о фильме Линклейтера — диалоговом аттракционе в чётырех стенах, который заводит увлекательный разговор одновременно обо всём и ни о чём. По-детски наивно? Пожалуй. Увлекательно? Разумеется.

Итан Хоук в роли Чета Бейкера на кадре из фильма «Рожденный для грусти»

Итан Хоук в роли Чета Бейкера на кадре из фильма «Рожденный для грусти»

Чет Бейкер — ещё одно печальное лицо эпохи, великий музыкант и безнадёжный наркоман, безуспешно пытавшийся вернуться в нормальную трезвую жизнь. «Рождённый для грусти», с одной стороны, типичный байопик-энциклопедия: зрителя перебрасывают из одного ключевого дня героя в другой, попутно пытаясь объяснить феномен знаменитого творца. И в то же время меланхоличное неистовство Хоука делает из экранного Бейкера больше, чем просто художника печальной судьбы. Чет — и есть олицетворение джаза: безудержный, непредсказуемый и по-хорошему импульсивный, он столько же раз терял себя, сколько и обретал. В учебниках Бейкер навсегда останется спорной личностью, но ни в каком другом человеке его печальная музыка родиться и не могла — чтобы её написать, нужно было самому пережить отчаяние и утраты.

Итан Хоук на съемках фильма «Блэйз»

Итан Хоук на съемках фильма «Блэйз»

Хоука здесь всего на несколько секунд, но не упомянуть этот фильм в подборке — значит, упустить чуть ли не самую выдающуюся картину в карьере артиста. Режиссёрская работа Итана рассказывает о фолк-певце Блэйзе Фоули — забытом всеми поэте улиц, маленькой Америки и пустынных дорог. Он жил и умер незамеченным, но песни навсегда остались неотъемлемой частью родной культуры. Образ, который Хоук сам так часто воплощает на экранах (пророк, безнадёжный романтик, позабытый всеми герой своего времени) действительно близок для актёра — иначе зачем уделять ему целый режиссёрский опус? Правда, в этот раз он достался другому человеку — тучному бородатому Бену Дики, эдакому альтер-эго самого Итана.

Его «Блэйз» будто бы снят через призму стакана с виски, а экран то и дело окутывает сигаретная дымка. У этого фильма нет начала и конца, нет стройного сюжета и привычного сильного героя. Но есть персонаж-призрак, персонаж-легенда, который, думается, отражает и характер Хоука — человека от мира маленького, незаметного искусства, смотрящего не ввысь, а себе под ноги. Его удел — скромные инди-шедевры, трогательные треки-фильмы, настолько же очаровывающие своей простотой, насколько и отчаянием. «Гаттака» и «Общество мёртвых поэтов» — замечательные картины, но истинное мастерство Хоука раскрывается именно в «Блэйзе».

 

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?