Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

8 авторских фильмов 2023 года, которые вы могли пропустить

В российских кинотеатрах можно посмотреть награждённые в Каннах «Идеальные дни» и «Рецепт любви». Фестивальные хиты обычно добираются до зрителей через несколько месяцев после премьеры. История любви работницы супермаркета и строителя, путешествие двух сенегальских мальчишек до Италии и поиски исчезнувшего более 20 лет назад актёра — рассказываем об отличных авторских фильмах 2023 года, которые вы могли пропустить.

17 февраля Текст: Максим Ершов Обсудить
Добавить в закладки
8 авторских фильмов 2023 года, которые вы могли пропустить

Юсси Ватанен на кадре из фильма «Опавшие листья»

Юсси Ватанен на кадре из фильма «Опавшие листья»

Узнаваемый стиль главного финского режиссёра современности сформировался более 30 лет назад. Однако, снимая похожие друг на друга забавные и обманчиво наивные истории о противостоянии маленьких людей злому внешнему миру, Аки Каурисмяки не повторяется и каждый раз немного удивляет. Помогают фирменный абсурдистский юмор и оптимистичная интонация. Уволенная за мелкий проступок сотрудница супермаркета Анса (Альма Пёвсти) и перебивающийся подработками на стройке Холаппа (Юсси Ватанен) вскоре после знакомства идут на первое свидание в кино. Оба рады встретиться вновь, но Холаппа теряет бумажку с номером телефона Ансы. Следующее свидание под угрозой. Снятые на стыке между трагикомедией и мелодрамой «Опавшие листья» радуют трогательной историей любви с окраин мифического Хельсинки и заставляют с внимательностью и добротой относиться к окружающим. Только солидарность поможет выдержать тяжёлые времена.

 

Соя Курокава на кадре из фильма «Монстр»

Соя Курокава на кадре из фильма «Монстр»

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Хирокадзу Корэеда набрал крейсерский ход — между двумя фильмами постановщик успел снять сериал «Маканай: Готовим для дома майко». «Монстр» состоит из трёх глав и трёх точек зрения на одну и ту же историю. Можно сказать, что сюжет построен по принципу «Расёмона» Акиры Куросавы, в котором несколько персонажей воссоздают прошлое, противореча друг другу, но драма Корэеды скорее похожа на ребус. Здесь никто не врёт, но каждый явно что-то недоговаривает. Мальчик Минато (Соя Курокава) издевается над одноклассником Йори (Хината Хиираги). Классный руководитель господин Хори (Эйта Нагаяма) физически наказывает задиру. Мама Минато Саори (Сакура Андо) в ужасе от того, что директор выгораживает учителя и бездействует. Поначалу у зрителей может кружиться голова — не складывающихся в единое целое событий много, а персонажи ведут себя странно. Однако в последней трети всё встаёт на свои места, и фильм вызывает заслуженное восхищение. Запутанная драма о школьном насилии внезапно превращается в нежную историю первой любви.

Кадр из фильма «Закройте глаза»

Кадр из фильма «Закройте глаза»

Виктор Эрисе — один из самых влиятельных, но в то же время недооценённых и обиженных судьбой режиссёров современности. На счету 83-летнего автора всего четыре фильма. Какие-то проекты так и не нашли финансирования, другие отняли продюсеры. Даже «Закройте глаза», первую за 30 с лишним лет работу Эрисе, впервые показали лишь во внеконкурсной программе Канн, что очень расстроило постановщика. И в новой работе мелькают все разочарования Эрисе. В 1990 году актёр Хулио Аренас (Хосе Коронадо) бесследно исчез со съёмочной площадки фильма «Прощальный взгляд». В 2012-м испанские телевизионщики готовят программу о таинственной пропаже артиста и берут интервью у режиссёра недоделанной картины Мигеля Гарая. Постановщик ищет старые катушки с отснятым материалом и впервые за долгое время вспоминает старого друга. «Закройте глаза» — меланхоличное и упоительно снятое путешествие в прошлое и увлекательный детектив в одном флаконе. Ответы на наболевшие вопросы и загадки былых дней даёт плёнка с фильмом. Возможно, это прощание Эрисе с кинематографом. И напоследок у мастера получился шедевр.

Кадр из фильма «Старый дуб»

Кадр из фильма «Старый дуб»

Имя Кена Лоуча сегодня прочно ассоциируется с социальными историями о простых, но гордых людях, зажатых в тиски государства и капиталистического мира. Если Каурисмяки схожие сюжеты решает в форме трагикомедий, то британский режиссёр обращается к сентиментальным драмам. И несколько раз в «Старом дубе» сложно сдержать слёзы. Жизнь небольшой деревушки неподалёку от Ньюкасла замерла с закрытием шахт. Последним прибежищем местных является захудалый бар «Старый дуб», который держит Томми Джо Балантайн (Дэйв Тёрнер). Когда в населённый пункт перебираются бегущие от войны в Сирии беженцы, жители деревеньки тут же начинают винить во всех смертных грехах чужаков. Балантайн пытается примирить людей из разных миров. Лоуч делает бар местом, где обсуждаются и решаются социальные вопросы. Английский мастер гневно обличает власти и призывает беженцев и пролетариев не ссориться, а объединять усилия против общего врага. Трудно не проникнуться убедительными на примере одной трагической истории доводами режиссёра.

Кадр из фильма «Похищенный»

Кадр из фильма «Похищенный»

Ещё одним живым классиком, представившим на суд публики новую работу в 2023 году, стал 84-летний итальянец Марко Беллоккьо. В 1852 году в Болонье болеющего еврейского мальчика шести месяцев от роду Эдгардо (Эниа Сала) тайно крестила служанка-католичка Анна (Аурора Каматти). В семь лет ребёнка забирает из семьи церковь — Болонья тогда относилась к Папской области, а у Пия IX (Паоло Пьеробон) была неограниченная власть. Родители начинают многолетнюю борьбу, чтобы вернуть сына домой. В фильмах Беллоккьо простые люди часто страдают от жестокости и неповоротливости социальных институтов, в данном случае католической церкви. Однако репрессии влияют как на жертв, так и на исполнителей, на общество. Поразительный исторический эпизод оборачивается то политическим триллером, то судебной драмой. Жаль, что разрушить семью легко, а вот склеить заново невозможно.

Сейду Сарр в роли Сейду на кадре из фильма «Я — капитан»

Сейду Сарр в роли Сейду на кадре из фильма «Я — капитан»

Итальянец Маттео Гарроне, режиссёр «Гоморры» и «Догмэна», после «Пиноккио» снова обращается к сказке, только на основе насущных социальных проблем. Сенегальские подростки Муса (Мустафа Фалл) и Сейду (Сейду Сарр), накопив достаточное количество денег, отправляются в опасное путешествие за лучшей жизнью в Европу. Парочка мечтает о музыкальной карьере. На пути подростков ждут не только пустыня и моря, но и жадные пограничники, пыточные тюрьмы и торговцы людьми. «Я — капитан» начинается как жёсткая почти что документальная драма, но выруливает к магическому реализму. К тому же в глазах подростков даже самые ужасные испытания похожи на приключенческий роман, ведь впереди всё ещё маячит заветная мечта. Кризис беженцев в Европе не прекращается несколько лет, но Гарроне придумывает оригинальный способ рассказать о непростой и чуть утомившей теме.

Бай Квинг Синь на кадре из фильма «Башня без тени»

Бай Квинг Синь на кадре из фильма «Башня без тени»

Китайского автора Чжан Лу в последнее время часто сравнивают с корейцем Хон Сан-су. Режиссёр из Поднебесной тоже снимает душевные разговорные драмы о разочарованных интеллигентах. Разведённый ресторанный критик Гу Вентон (Синь Байцинь) знакомится в кафе с юной фотографкой Уян Венхуэй (Хуан Яо). Гу видит, как многие сверстники спиваются из-за не сложившейся жизни, и едва ли доволен собой. Критик мило забоится о маленькой дочери, но большую часть времени тоскует по упущенным возможностям. Уян побуждает нового знакомого связаться с отцом, которого Вентон не видел много лет. Китайский автор представляет симпатичного и рефлексирующего героя, который с трудом находит общий язык с окружающими. За неспешными разговорами и поэтичными индустриальными пейзажами Пекина скрывается драма о современных проблемах коммуникации. Гу Вентон одинок, как и не отбрасывающая тени башня-пагода, вокруг которой часто бродят персонажи.

Кадр из фильма «Внутри жёлтого кокона»

Кадр из фильма «Внутри жёлтого кокона»

Один из самых красивых созерцательных фильмов прошедшего года снял дебютант из Вьетнама Фам Тхьен Ан. «Внутри жёлтого кокона» принёс молодому автору «Золотую камеру Канн». Когда у Тхьена (Ле Пхон Ву) в ДТП погибает жена брата, на его плечи ложится забота о племяннице Дао (Нгуен Тхин). Также Тхьен должен сопровождать тело погибшей из Сайгона в родную деревеньку. Племянница атакует дядю экзистенциальными вопросами о вере и смысле жизни. У Тхьена нет ответов, зато он решает заняться поисками давно пропавшего старшего брата. Вьетнамская медитация о жизни и смерти, конечно же, заставляет вспомнить творчество Андрея Тарковского и Апичатпонга Вирасетакула. Вьетнамская драма из тех медленных фильмов, которые доставят удовольствие, если привыкнуть к неспешному ритму. Сюжет здесь не играет первостепенную роль, важнее панорамы ночного леса, горного водопада и крупные планы качающейся на ветру листвы и шелкопряда в жёлтом коконе.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?