Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Брак за решеткой»

Тяжелая, вычерпывающая до дна эмоции зрителя драма о женах заключенных, отправляющихся в персональное добровольное заточение вслед за своими новоявленными мужьями. Сильный дебют интересного режиссера и талантливой актрисы

Добавить в закладки
…А на воле воронье

Трейлер

Возлюбленный Нуцы, отец двоих ее детей Гога попал в тюрьму, на десять лет государство изолировало мужчину от общества. Чтобы иметь хоть какую-то возможность видеться с заключенным, Нуца проходит через скромную процедуру бракосочетания и становится супругой узника. Подобный брак, впрочем, не столько становится венцом влюбленности и логичным продолжением отношений, сколько превращает жизнь в сплошную череду преодолений, тягот и лишений. Ради минутной встречи с мужем Нуца проводит дни и ночи за работой и воспитанием детей, которые очень скоро начинают забывать отца. Ложь, чувство вины и бесконечная усталость превращают жизнь Нуцы в сплошной кошмар.

Кадр из фильма "Брак за решеткой"

Сценаристка и режиссер Тинатин Каджришвили сама несколько лет являлась подобной «невестой», так что картину в какой-то степени можно считать автобиографичной

Когда высокие жюри Берлина, Милана и Трайбеки отметили номинациями фильм Тинатин Каджришвили, а на кинофестивале в Сараево «Браку за решеткой» даже дали приз, многие наши СМИ поспешили придать политическую окраску этой грузинской драме. В синопсисах замелькали словосочетания «режим Саакашвили», все проблемы, рассматриваемые в фильме, превратились в жестокие перегибы, вызванные реформами теперь уже бывшего президента Грузии. Конечно же, такая точка зрения вполне имеет право на существование, но сам фильм отнюдь не взывает к праведному гневу в адрес Саакашвили, наоборот, кино получилось вневременное, внепространственное и внеконтекстное. Это история любви и проверки этого чувства временем и расстоянием. Подобные события могли произойти и у нас, и в Америке, и в Европе. Бывший же столь нелюбимый в России президент в ленте даже не упоминается ни разу. Героини фильма жалуются не на власть, а на несоразмерные преступлениям сроки заключения, хотя, с другой стороны, мы вовсе не уверены, что мужчины в «Браке» сидят именно за то, о чем рассказывают. У них то волк корову съел, то велосипед они украли – правда неизвестна.

Кадр из фильма "Брак за решеткой"

Картина стала полнометражным дебютом и для режиссера, и для исполнительницы главной роли Мари Кития. Мари за свою первую большую экранную работу уже отмечена призом кинофестиваля в Сараево за лучшую женскую роль

Да она и не нужна, фильм не об этом. «Брак за решеткой» рассказывает о том, во что превращается жизнь жен заключенных, этих женщин, обреченных «умирать» молодыми, угасать от отсутствия кормильца или «заживо гнить» в новых отношениях, зная заранее, что где-то за решеткой сидит человек, некогда бесконечно любимый. Нуцу никто не заставлял вступать в брак с Гогой, никаких преимуществ, за исключением того что появляется возможность встречаться с мужем дополнительно, эта женитьба не дает. Но женщина, словно жена декабриста, бросается вместе с любимым в эту тяжкую ссылку, обрекая себя на скорое старение в одиночестве, на косые взгляды соседей, на вечное пятно в жизни детей, которым нужно отсутствие отца объяснить. Огромный ворох проблем сулит такая «свадьба»…

Кадр из фильма "Брак за решеткой"

Как и положено женщине-режиссеру, Тинатин Каджришвили «расковыривает» свое, женское. Своих героинь, а своеобразную команду «тюремных невест» вместе с Нуцей составляют девушка-подросток и женщина преклонных лет, она противопоставляет бездушной и вневозрастной бюрократической машине, женскую красоту – обшарпанным стенам тюрьмы, свободу поступков и чувств – ограничениям камеры. Самое интересное – автору удается соблюсти баланс во всем этом разнообразии, картина серьезна, но не слезлива, не слишком динамична, но и не вязко-медитативна. В этом она похожа на жизнь, текущую неравномерно, порой обходящую препятствия, а иногда ударяющую тебя об них лбом.

Кадр из фильма "Брак за решеткой"

За что фильм стоит если не ругать, то хотя бы сделать замечание, так это за порой слишком навязчивую прямолинейность. Когда в кадре то там, то тут появляются то клетки зоопарка, то решетки лифта, то частокол забора – лишь ленивый не заметит авторских манипуляций сознанием зрителя. Само по себе это и не страшно вовсе, но от таких явных упрощений кино теряет свою тонкость, а ведь именно это отличает «Брак за решеткой» от других подобных лент. Впрочем, Тинатин компенсирует эти промахи богатством характеров, нетривиальностью подачи материала и богатой эмоциональностью демонстрируемых на экране чувств. За последнее стоит отдельно поблагодарить исполнительницу главной роли Мари Кития, которую западные критики, всегда остро нуждающиеся в костылях сравнения, уже назвали «грузинской Кирой Найтли». У Мари роль непростая и крайне богатая на самые разные оттенки, но ни за один из них актрису нельзя упрекнуть: что называется, «в печали и в радости…».

Авторам картины удалось избежать в «Браке за решеткой» явных клише, опасных для подобного фильма сексуальных сцен, даже тяжесть пребывания за решеткой здесь подана только самым косвенным образом. Но о том и речь – «Невесты» (а именно так дословно переводится оригинальное название фильма) ведь тоже оказываются за решеткой, только по другую сторону. У них больше прав и свобод, но главного, плеча любимого здесь и сейчас, они лишены. И этот трагизм, редко в кино упоминаемый, стоит попробовать осмыслить через фильм Каджришвили.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?