Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

«Атлантида» - новая картина Александра Павловского. В тридцатилетней кинобиографии этого режиссера с Одесской киностудии «Атлантида» - второй фильм, о котором нужно произнести более нескольких слов. Первым был полюбившийся всем «Зеленый фургон», снятый в 1983 году по повести А.Козачинского. Остальные ленты, в том числе «Трест, который лопнул», «Светлая личность», «Ребенок к ноябрю», «Зефир в шоколаде», являлись вульгарными и халтурными попытками развлечь массового зрителя, поскольку автор исходил из идеи, что люди обожают плохой кинематограф и предпочитают смотреть всякий вздор.
«Атлантида» - тоже халтура, но имеющая принципиально иного адресата. Трансформация контекста и есть самое интересное в «Атлантиде». Обывателя, телевизионного зрителя «Зефира в шоколаде» сменяет шоу-бизнес и столичный истеблишмент. Его представители - Юлия Рутберг, Александрина Маркво, Алсу и другие - так или иначе задействованы в фильме.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Атлантида"

В «Атлантиде» так много «знатных» персонажей, что на их фоне теряются даже мелодраматические поползновения главных героев, Насти и Саши, в исполнении не менее известных и раскрученных Ольги Сутуловой и Дмитрия Харатьяна. Развеселая цветистая компания отлично проводит время на берегу черноморского лимана за вином, устрицами, танцами, фотографией, переодеваниями, карнавалами и разговорами о том, что надо уже скорее отчалить из этой дыры поближе к центру вселенной - в Берлин, Венецию и город Америку. «Дыра» зовется «Атлантидой».
«Атлантида» - семейный подряд уже покинувших родные пенаты Одессы «птенцов гнезда». Сценарий написан дочерью режиссера. Спродюсирован зятем - Евгением Улюшиным совместно с Дмитрием Харатьяном. Одну из ролей сыграла внучка Павловского, Ася Улюшина. «Атлантида» привлекает честностью и чистотой интенций. Каждый персонаж и сам фильм устремлен к лучшей (более богатой, нарядной и успешной) жизни. Например, реплики героини Аси Улюшиной - это заявления, как сильно она хочет стать актрисой. Посему девочка демонстрирвет себя «с лучших сторон» и зачитывает обрывки монологов.
Если убрать эту откровенность, самоценную, но граничащую с бесстыдством, от фильма останется лишь неинтересная группка дачников, где у каждого за душой пустяковая скучненькая историйка и частненькое театральное переживаньице. Настя признается в любви женатому Саше, но когда он ее без эмоций отклоняет ее любовь, в тот же вечер и тоже без эмоций с равнодушием, которого актриса и не пытается скрыть, становится невестой другого. «Другой», узнав, что Насте он безразличен с воплями пробует утопиться рядом с берегом, где по колено, пока остальные подергиваются на берегу, взывая к богу («Господи, помоги!» двадцать раз) и вяло изображая отчаяние. Такой слабой, провисвющей фабулы (сплошного, ливнеобразного «дежа вю» из разных пьес и фильмов, а кто только не писал и не снимал о небольших дачных сообществах!) и апатичной актерской игры мало для того, чтобы заинтересовать «широкого» зрителя.
Но достаточно, чтобы развлечь капустником свою целевую аудиторию. Стабильное проговаривание «Атлантиды» не случайно и подтверждает желание явить классовую солидарность с картинами «$ 8 1/2», «Хорошие и плохие», «Даун-хаус», снятых для внутреннего употребления людьми столичной тусовки. Это кино, как Петр I, который прекрасен, а лик его ужасен. С одной стороны, их подлинное достоинство в том, что они разрывают цепочку российских фильмов, пытающихся имитировать любовь к народу: «утром мажу бетерброд, сразу мысль: а как народ? и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот». В то же время такие картины хороши лишь, как добавка, пикантный соус к другому, массовому кино, с которым, увы, проблемы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Атлантида"

Как всегда, интересно присутствие в титриах российского государства. Что именно могло заинтересовать столь солидного заказчика? «Атлантида» - не лучшее название для госзаказа, ведь вместе с народом и правительством она ушла к чертям на дно морское. К тому же, авторы проявляют поистине черную неблагодарность: в списке лучших мест, куда отчаливают герои, нет ни Санкт-Петербурга, ни Москвы. Неправильно по форме, но верно по содержанию: Россия порой и впрямь напоминает Атлантиду.
Впрочем, у авторов есть оправдание. Их не беспокоит мифология и шлейф возникающих ассоциаций. Герои фильма объяснят, что Атлантида - непотопляема. Это не погрузившаяся в пучину родина, а место и праздник, который всегда с нами, который мы храним в душе, и который «всплывает» по мере надобности, как настин жених на мелководье в полосе прибоя. «Где мой папа?» - спрашивает по-английски маленький сын Насти. «Он здесь», - отвечает она по-русски, показывает на сердце.
Настя и Саша навещают поселок «Атлантида». Авторы любуются своими героями. Блестящие, гладкие и прекрасно одетые они сидят в шезлонгах, хвалят родину и ругают места, откуда приехали. Сколько волка ни корми… Но авторам даже не приходит в голову, как отвратительно такое плебейство, неблагодарность людей, пользующихся благами «вне-атлантической» цивилизации и ставших «всем», но не собирающихся ни говорить «спасибо», ни, хотя бы, промолчать.

Комментарии  63



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть