Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Киноблогер Крис Стакманн дебютирует в режиссуре.
В прокате изобретательный хоррор «Шелби Оукс. Город-призрак» дебютанта Криса Стакманна, человека, который долгие годы анализировал чужие фильмы, а затем наконец решился перейти от критики к съемкам, собрал бюджет с миру по нитке и уже, если верить кассовым сборам, пожинает плоды. Разбираемся, как у Стакманна получилось трансформировать богатый опыт киноблогерства в режиссерскую работу.
«Шелби Оукс» открывается тревожным текстом в стиле «Ведьмы из Блэр»: 12 лет назад ведущая популярного YouTube-канала «Паранормальные параноики» Райли Бреннан (Сара Дарн) бесследно исчезла. На видеокассете, найденной позже, девушка сообщает, что в заброшенном доме, где она и ее коллеги остановились, пока изучали город-призрак Шелби Оуск, очень опасно, а затем выходит из комнаты, услышав ужасные крики. Зрителей ждет 15-минутное псевдодокументальное вступление — об исчезновении несчастной Райли снимают обыкновенный тру-крайм, где главная роль отводится разбитой горем сестре пропавшей Мии (Камилль Салливан). Но когда документалисты решают прерваться, у дома женщины появляется странный незнакомец (Рик Монтгомери-мл.), бормочущий что-то невнятное и пускающий себе пулю в лоб.
Дебютная работа Криса Стакманна, посвятившего изучению кино большую часть жизни, смешивает конвенциональный и неординарный подходы к повествованию. Когда зрители, казалось бы, уверились в том, что перед ними очередная интерпретация поджанра «найденной пленки», звук револьверного выстрела выпихивает с понятной территории тру-крайма в поле не менее понятного мистического хоррора. Прием, безусловно, не новый, но действенный — подключиться к происходящему на экране подобная встряска заставляет моментально. Стакманн, как опытный видеоэссеист, понимает, как должен работать эталонный фильм ужасов со зрительским восприятием, и нажимает на все необходимые кнопки. Впрочем (и к сожалению), хитрые приемы спасают не всегда, и порой за ними скрывается пластиковое нутро низкобюджетного ужастика.
История появления «Шелби Оукс» кажется куда более интересной, чем сам фильм. Задумав хоррор в 2021 году, Стакманн обратился к продюсеру Аарону Кунцу, известному в узких кругах низкобюджетными проектами разной степени безвестности (российский зритель, возможно, мог слышать разве что о «Не дыши: Начало»). Кунц, смекнув, что у дебютанта благодаря блогу (на канал Стакманна подписано более двух млн человек) уже есть определенная фан-база, запустил на краудфандинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на съемки фильма. Народ отнюдь не безмолвствовал и щедро одарил начинающего режиссера — меньше чем за месяц проект собрал 900 тысяч долларов, что позволило не только запустить съемки, но и заинтересовать потенциальных прокатчиков. Сказка Стакманна получила счастливый конец: на территории США «Шелби Оукс» показывает оскароносный дистрибьютор NEON, а фильм уже успел отбить вложенные в него средства и медленно приближается к кассовому успеху.
Примечательно, что псевдодокументальная часть ленты оказалась самой сильной. Стакманн демонстрирует не просто любовь к жанру, а профессиональное чутье, заставляя зрителей ерзать в креслах самыми простыми, но оттого не менее действенными средствами. Камера в руках блогеров, выискивающих потусторонних тварей в заброшенных больницах и тюрьмах, трясется строго в необходимые моменты, звуки то затихают, то обрушивается на смотрящего со всех сторон, а формат mini-DV добавляет достоверности происходящему. Но как только фильм уходит от документальной эстетики к привычному нарративу среднего мистического хоррора — ломается темп, проступает фальшь, а актеры начинают заметно переигрывать.
Тем не менее даже в таком повествовательном и стилистическом хаосе угадывается авторская рука. В «Шелби Оукс» чувствуется и столь необходимая дебюту личная интонация Стакманна, и попытка изобразить тревогу, знакомую каждому, кто хоть раз терял опору в жизни. Главный плюс картины — эмоциональная точность и древний, как сам мир, страх одиночества, проступающий перед пугающей неизвестностью.
Несмотря на все шероховатости, «Шелби Оукс» уже стал событием. Возможно, не как выдающийся хоррор, но как метаистория успеха: критик, всю жизнь препарировавший чужие замыслы, наконец получил возможность воплотить свой собственный и в какой-то мере преуспел. И пусть результат напоминает прилежную студенческую работу со всеми присущими фильмам ужасов последних лет элементами, в нем чувствуется живой интерес к форме и содержанию, а значит, Стакманн еще найдет собственную интонацию и в новом проекте вернется во всеоружии.
Рецензия на сериал «Олдскул» — милейшую школьную комедию о матерях и дочках
Сегодня / Текст: Владислав Шуравин
Паранормальное заявление: рецензия на хоррор «Шелби Оукс. Город-призрак»
Сегодня / Текст: Владимир Ростовский
Что смотреть в кино на этой неделе: «Сират» и «Шелби Оукс. Город-призрак»
29 октября / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на фильм «Оболочка» — комедийный триллер, заходящий на территорию «Субстанции»
Сегодня / Текст: Полина Николайчук
Страшно интересно: 10 хоррор-игр, в которые невозможно сыграть
Сегодня / Текст: Сергей Сергиенко
15 главных фильмов ноября: «Новая волна», «Умри, моя любовь» и «Я бы тебя пнула, если бы могла»
29 октября / Текст: Настасья Горбачевская, Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).