Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Статьи о кино

Аватар из Средиземья

Обзор иностранной прессы по фильму «Хоббит: Пустошь Смауга»

Добавить в закладки

Люди любят раздавать ярлыки – «успех», «провал», «шедевр», «разочарование», «сюрприз». Штампы встречаются нам на каждом шагу, и одной из модных наклеек в современном мире стало слово «инновация». Это очень удобное понятие везде применимо – звучит красиво, значение его понимают не все, сфера употребления безмерно велика, и скрывается под ним нечто свежее. Однако далеко не все, что таит в себе слово «инновация», можно назвать по-настоящему новым, и тем более далеко не все инновации становятся прорывами и революциями в своей области.

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

История кинематографа знает немало переворотов – введение звука, появление цвета и тому подобное. За последние три года мир кино пережил две революции, громкую и тихую. Первую провернул маэстро Джеймс Кэмерон, вторую, с меньшим апломбом, – Питер Джексон.

Про инновации Джеймса Кэмерона вы уже прекрасно знаете, их давно во всех красках описали: 3D, новая техника съемки, идеально прорисованный мир Пандоры… Про второй пересмотр киноканонов вы точно слышали – что-то про формат 48 fps, в котором снята трилогия «Хоббит».

Что такое 48 кадров в секунду и с чем их едят? Это режим съемки, при котором можно добиться более гладкого изображения, – раньше этот метод использовался для «слоу-мо», но теперь он может войти в постоянный режиссерский арсенал. Никакого подергивания картинки, четкость выше, динамики больше, экшен-сцены живее. В прошлом году тема уже поднималась и какой-то однозначной оценки не получила. На этот раз ситуация та же, поэтому дискуссия возобновилась.

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

С общим впечатлением от фильма в стане рецензентов все ясно, в большинстве случаев отзывы выглядят примерно так (Peter Bradshaw/The Guardian): «”Пустошь Смауга” – это энергичное, захватывающее и поражающее приключенческое сказание. Заряженное кино для субботнего утра – таинственное, причудливое и веселое; именно веселостью Питеру Джексону удалось отделить трилогию “Хоббит” от монументального и серьезного “Властелина Колец”».

В общем, придя в кино, вы не пожалеете потраченных времени и денег (если не будете сравнивать каждую сцену с «Властелином Колец») – интересно, задорно, увлекательно, разве что длинно…

«Пусть события в “Смауге” разворачиваются быстрее, чем в первой части, фильм все равно кажется затянутым. Я все еще считаю, что история Хоббита могла уместиться в одну трехчасовую картину», – написал Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).

Самые привередливые критики высказали свое «фи» лишь потому, что не увидели ничего нового и не дождались развития характеров героев, которых им показали в первой части.

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

«Джексон слишком увлекся своими цифровыми игрушкам и, в отличие от “Властелина Колец”, не придал своим персонажам того внимания и важности. Взять хотя бы Блума, который вернулся к роли, сделавшей его знаменитой. Он все равно выглядит сухо и похож на робота. “Пустошь Смауга” полностью сконцентрирована на четко проработанных CGI-эффектах», – осталась неудовлетворенной Рене Родригес (Rene Rodriguez/Miami Herald).

Вернемся к этим самым CGI-эффектам, о которых все не умолкая говорят. В каком же все-таки формате смотреть «Хоббита», 24fps или 48fps? Четкого ответа нет, ищите разгадку в своей тяге к экспериментам и новенькому.

«Этот мощный, напичканный экшеном приключенческий фильм выигрывает благодаря ощущению, что все разгонится еще сильнее, и нескончаемому потоку 3D-восторгов, кульминация которых приходится на битву с огнедышащим драконом», – пребывает в эйфории как от сюжетной линии, так и от визуальной составляющей Джастин Чанг (Justin Chung/Variety).

«Мой совет фанатам “Хоббита”: обязательно посмотрите вторую часть, но смотрите ее, как я – в 3D и на нормальной частоте в 24fps. Фильм демонстрируют в так называемом High Frame Rate 3-D с частотой 48 кадров в секунду, но тогда лента больше похожа на компьютерную игру, а не на кино», – высказался Джо Моргенштерн (Joe Morgenstern/The Wall Street Journal).

Как видите, посмотревшие «Хоббита» снова разделились на два лагеря: пуристы, ратующие за 24 fps, и менее консервативные зрители, принявшие ускоренное в два раза изображение.

«Мы жили с 24 fps 9 десятилетий – и не потому, что это самая лучшая скорость для фильма (ни в коем случае), а потому, что это самый дешевый способ снять картину по минимальным приемлемым стандартам, принятым еще в 1927-м, – защищается Питер Джексон в Facebook. – Пуристы критикуют картинку за недостаточную “размытость” и отсутствие мерцающих артефактов, но вся наша съемочная группа, по большей части это пуристы, теперь новообращенные. Вы быстро привыкните к новому изображению, и оно станет более жизненным, более комфортным к просмотру. Это напоминает мне момент, когда я поменял свои виниловые пластинки на цифровые CD».

На самом деле создается ощущение, что Питер Джексон принялся вершить революцию не на том фильме. Во-первых, «Хоббита» все сопоставляют с памятником мировой культуры «Властелином Колец», которого в 48fps, согласитесь, представить очень сложно – весь шарм бы потерялся. Во-вторых, жанр фэнтези как-то располагает к внешней потертости, к той самой легкой размытости и дрожанию 24 fps.

Гораздо лучше удвоенная частотность смотрелась бы, скажем, на «Аватаре». Собственно, гадать не нужно – как только Средиземье сойдет с киноарены, Пандора, к слову, переехавшая на съемки в Новую Зеландию, займет рождественскую нишу «Хоббита». Фильмы новой трилогии Джеймса Кэмерона выйдут в 2016, 2017 и 2018 годах, и режиссер намерен снять их в формате 48 fps.

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

«Мы вырвались вперед в использовании 3D с “Аватаром”, теперь Питер делает то же самое с “Хоббитом”. Чтобы добиться перемен, нужно пойти на смелый поступок», – сказал Джеймс Кэмерон.

Кэмерон не боится жестко критиковать тех, кто, по его мнению, бездарно использует кинематографические технологии и сует 3D куда ни попадя. Однако новатора Джексона он полностью поддержал: «3D – это окно в реальность, а с высокой частотой кадров мы можем вытащить из этого окна стекло. По сути, это и есть реальность. Действительно впечатляюще».

«Это большой шаг для киноиндустрии. Смиритесь, сегодня мир кино разделился на до и после “Аватара”», – писал в 2009 году Шон Леви (Shawn Levy/The Oregonian).

Сейчас мы наблюдаем схожий процесс, но не столь молниеносный, как в случае с Пандорой и На’ви. Может сложиться так, что Питер Джексон станет бунтарем, начавшим технологическое восстание, а Джеймс Кэмерон доведет начатую революцию до конца.

Вторая часть трилогии «48 fps: Начало»… точнее «Хоббит: Пустошь Смауга» стартовала в кинотеатрах в минувшую среду, 18 декабря. В России насчитывается всего 124 кинотеатра, показывающих приключения Бильбо Бэггинса в режиме высокой частоты смены кадров, – да, некоторые города сделали выбор в пользу 24 fps за вас.

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

Бонус для любителей интересных фактов: В некоторые кинотеатры США фильм в формате 48 fps 3D доставили на переносном жестком диске, который был закодирован. Изначально получатели не знали шифра, дабы особо предприимчивые индивидуумы не скопировали «Смауга» или не посмотрели его раньше времени. Код раздавался за сутки до релиза. Театральная 3D-версия «Хоббита» в формате 48 fps «весит» 639 гигабайт.

Второй вариант, который предлагался кинотеатрам, – скачать фильм по специальной защищенной ссылке, но тогда бы процесс затянулся больше чем на 24 часа. Учитывая то, что для 3D требуется 96 fps (по 48 на глаз), каждый кадр достигает в размере 0,66 мегабайт.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?