Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «И грянул гром»

На сегодня с бюджетом в 52 млн. долларов "И грянул гром" /Sound of Thunder, A/ (2005) Питера Хайэмса собрал в мире аж в десять раз меньше, окончательно дискредитировав поток новых блокбастеров из старых фантастических рассказов. Фильм вывалил, как на помойку, все, что в прежних экранизациях еще вызывало сомнение.

Добавить в закладки

Но ставший самым, наверно, громким кассовым провалом осени-2005 фильм должен был выйти еще летом 2003 года. Просто в 2002 году обанкротилась его продюсерская компания, и доделывалась картина практически забесплатно. Это не могло на ней не сказаться, чему можно посочувствовать. Так же не могло не сказаться, что изначально проект должен был режиссировать Ренни Харлин, а потом перешел на "Охотников за разумом" /Mindhunters/ (2003), чему тоже нельзя не сочувствовать. Но также окончательно дискредитирован поток новых блокбастеров из старых фантастических рассказов, что сочувствия уже не вызывает. Фильм вывалил, как на помойку, все, что в прежних экранизациях Филипа Дика и Айзека Азимова ("Я, робот" /I, Robot/ (2004), "Час расплаты" /Paycheck/ (2003)) еще вызывало сомнение.

Кадр из фильма "И грянул гром"

Рассказ Рэя Брэдбери 1952 года "И грянул гром" занимает четыре страницы, которые спокойно читаются за 14 минут. Фильм Питера Хайамса напряжно длится 104 минуты, но в нем нет ничего от той точности, тонкости, современности и сарказма, которые есть на четырех страницах. У Брэдбери появился соавтор Томас Дин Донелли, явно склонный к безудержному фантазированию. В реалистической ситуации ("Сахара" /Sahara/ (2005)) оно может быть восхитительно наглым и замазать отсутствие смысла. В фантастической ситуации наглость не восхищает, а убивает идею. Вся она была в том, что если попасть в доисторическое прошлое и невольно раздавить бабочку, настоящее по возвращении не порадует. Ее можно оригинально развить на другом материале ("Эффект бабочки" /Butterfly Effect, The/ (2004)), но чтобы эту изящную идею растянуть на блокбастер-экранизацию, Донелли высосал из Голливуда все возможные банальности.

Рассказ иронизировал над целым мироустройством, в том числе политическим, в фильме лишь политкорректная карикатура на отдельных недобросовестных предпринимателей. В рассказе героем, раздавившим бабочку, был несчастный скептик, и все плохо для него кончалось. В фильме скептик стал трусом, героями стали оптимист (Эдвард Бернс) и его напарница (Кэтрин МакКормак), и для них, разумеется, все кончилось хорошо. Мир, разумеется, спасли. Заодно помыкались по времени, чего в рассказе в помине нет, так как он осторожен с логикой. Но к блокбастерам логика – не претензия, значит, там зеленый свет для очередных апокалиптических картин. Они выразились в гремучей смеси "Послезавтра" /Day After Tomorrow, The/ (2004) с "Планетой обезьян" /Planet of the Apes/ (2001). Единственная собственная идея Донелли – "волны времени", когда мельчайшая перемена в доисторическом прошлом докатывается до будущего как бы поэтапно, волнисто. Если бы кто-то за миллионы лет до нашей эры раздавил не ту бабочку, какими бы мы стали сначала? А чуть позже? А нынче? В 2055 году? Был очень хороший шанс показать, что, чем черт не шутит, может, мы стали бы лучше. Фильм его не использовал.

Кадр из фильма "И грянул гром"

Фильм пошел по пути наименьшего сопротивления, и тут виноват уже режиссер. Нарисовал динозавров, плющей и папоротников, тараканов, змеиных хвостов под водой и тяжелый гибрид ящерицы с павианом и на этом успокоился. Пусть герои, которых не успели съесть, успеют разделаться с любой нечистью. Но, во-первых, все очень некачественно нарисовано, а юмора вообще нет, хотя это старый закон: когда мало денег, должен быть юмор. Во-вторых, все схватки происходят по логике 50-х годов из какого-нибудь "Путешествия к центру Земли" /Journey to the Center of the Earth/ (1959) – именно тогда в моде были такие фильмы. Сейчас на сам такой фильм смотришь, как на динозавра. И помимо очень грубой дешевки спецэффектов очень достает кастинг. Уже невыносимо, когда Бен Кингсли тратит дарование на жалкие злодейские этюды в откровенно приклеенном парике. Кэтрин МакКормак вообще нечего играть, ее не было в рассказе, и насколько Эдвард Бернс является ухудшенной копией Бена Эффлека, настолько в целом "И грянул гром" хуже, чем даже "Час расплаты".

Блокбастер в принципе не осовременил Брэдбери – наоборот, Брэдбери сделал блокбастер устаревшим еще до зачатия.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?