Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJhj5Ha
В Москве стартует Первый смотр бразильского кино, на котором покажут больших и малых классиков, городской романс и много документальных фильмов.
В Москве стартует Первый смотр бразильского кино, на котором покажут больших и малых классиков, городской романс и много документальных фильмов.
Бразильцы, с их фестивальным чертиком в крови, не поскупились, и программа Первого смотра бразильского кино оказалась похожа на карнавальную процессию – увидеть хочется все, но на все категорически не хватает сил и времени. Есть элементарные пределы, сверх которых зрелища перестают умещаться в голове. В любом случае за пять дней покажут двадцать бразильских фильмов, и от полной дезориентации на этом празднике жизни спасет лишь раздел программы на секции по интересам. Четверть всего смотра, например, бразильцы отвели под такой сюрприз, как документальные картины: игровое кино Бразилии к нам редко, но все же пробивается, а вот документальное не известно вовсе. В отдельную категорию можно выделить "тяжеловесов". Одни дебютировали задолго до "ретомады", как сами бразильцы называют ренессанс своего кино во второй половине 90-х. Это Эктор Бабенко и Жорже Фуртадо. Другие (Вальтер Саллес) стали ее, "ретомады", главными открытиями. Третьи (Фернандо Мейреллес), оседлав "новую волну", ходят в без пяти минут классиках. На отдельном грузовичке едут новые бразильские "независимые" – Бето Брант и Сандра Когут. Наконец, за народную составляющую отвечает "городской кинороманс", уходящий корнями в такое общепланетарное явление, как бразильский телесериал. Не останутся без подарков футболисты (покажут «Гарринчу» /Garrincha – Estrela Solitaria/ (2003) – байопик про легендарного кривоногого футболиста Мануэло дос Сантоса) и меломаны. Бразильцы вообще очень трепетно относятся к музыкальному оформлению своих фильмов, и практически на всех сеансах фестиваля будет не только, что посмотреть, но и послушать. Однако три фильма программы посвящены специально трудам и дням бразильских музыкантов, притом одного – действительно очень важного, поэта-песенника Винисиуса де Мораэса, первопроходца босса-новы и афро-самбы. Фильм так и называется – «Винисиус» /Vinicius/ (2005). Для бразильцев он все равно, что для русских Есенин и Высоцкий.
Хватит времени на все двадцать фильмов – прекрасно, но если из всего нижеперечисленного удастся посмотреть хотя бы по одной картине из каждой секции, программу смотра бразильского кино можете считать выполненной. На самый крайний случай – вот наш выбор: «Карандиру» /Carandiru/ (2003) – для мальчиков, «Захватчик» /Invasor, O/ (2002) – для девочек, «Сантьяго» /Santiago/ (2007) – для метросексуалов и, если идете с дамой, «Лисбела и преступник» /Lisbela e o Prisioneiro/ (2003). Ну и «Центральный вокзал» /Central Do Brasil/ (1998) – для всех.
Тяжеловесы
«Город Бога» /Cidade de Deus/ (2002) (реж. Фернандо Мейреллес, 2002)
Главная гордость бразильского кино "нулевых". Про "Город Бога", который был у нас прокате и вышел на DVD, сказано уже достаточно. Совсем недавно вышел его сиквел "Город людей" (у нас из маркетинговых соображений названный «Город Бога 2» /Cidade dos Homens/ (2007)). А также его фактический римейк «Джонни Бешеный Пес» /Johnny Mad Dog/ (2008) Жана-Стефана Совера: лучший каннский фильм, получивший заслуженный гран-при на московском фестивале "Завтра". Француз сделал хардкоровую версию фильма Мейреллеса, только в Африке, но по той же абсолютно технологии. То есть набранные по злым подворотням непрофессиональные подростки целый год живут с режиссером в чем-то вроде общины, которая после съемок перерастает в соцпроект по работе с трудной молодежью. Кстати, изначально Совер искал свой "Город Бога" тоже в Латинской Америке – в Колумбии.
«Карандиру» /Carandiru/ (2003) (реж. Эктор Бабенко, 2003)
У нас – Владимирский Централ, в Штатах – Алькатрас, в Бразилии – Карандиру: огромная тюрьма в Сан-Паоло, вошедшая в историю не только как самая крупная и перенаселенная тюрьма Латинской Америки, но и массовым расстрелом заключенных в 1992 году, известным как "резня в Карандиру". Фильм, основанный на книге врача-добровольца, работавшего в Карандиру в конце 80-х, снят в самой тюрьме, точнее – в корпусе, оставленном в назидание потомкам: в конце 90-х бразильскую Бастилию разобрали по кирпичикам. Куча международных кинопризов плюс номинация на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. Главный бразильский фильм "нулевых".
«Центральный вокзал» /Central Do Brasil/ (1998) (реж. Вальтер Саллес, 1998)
Печальный, сентиментальный и жутко пронзительный роуд-муви о поисках отца – самый яркий фильм Ретомады, лучшая картина Уолтера Саллеса и главной бразильской актрисы Фернанды Монтенегро в роли циничной учительницы на пенсии, промышляющей сочинением писем для неграмотных крестьян на центральном воказале Сан-Паоло. Абсолютный фаворит Берлинале, "Золотой глобус", две номинации на "Оскар", сценарный приз "Санденса" и прочая, и прочая. Сертифицированная классика, обязательная к просмотру.
Независимые
«Захватчик» /Invasor, O/ (2002) (реж. Бето Брант, 2001)
Бето Брант – анфан-террибль современного бразильского кино, снял нуаровый гротеск про эксцессы знаменитой "бразильской душевности". Два владельца строительной компании решили убрать компаньона и нанимают киллера. Дело сделано, но киллер – невозможный, неприятный, чрезвычайно опасный, но зато исключительной души человек, настоящий бразильеро – на следующий день приводит в офис обкуренных рэперов из фавелы, чей альбом нужно срочно проспонсировать, закручивает шуры-муры с наследницей, отца которого он намедни замочил, и доводит заказчиков до совершенно невменяемой кондиции. Потрясающий актерский дебют Пауло Миклоса. На фестивале покажут еще один фильм Бранта – «Бездомный пес» /Cao Sem Dono/ (2007), тягучую арт-хаусную лав-стори о небритом переводчике с русского и манекенщице, сделанную совершенно в другом стиле и ритме.
«Два лета» /Houve Uma Vez Dois Veroes/ (2002) (реж. Жорже Фуртадо, 2002)
Ветерана бразильского кино Жорже Фуртадо мы записали в "тяжеловесы", но в отличие от Бабенко, Мейреллеса и Саллеса большой международной карьеры он не сделал, всегда оставаясь при этом в первой пятерке ведущих бразильских режиссеров-авторов. "Два лета" – романтическая подростковая комедия о том, как парень проспонсировал своей девушке аборт, и что из этого вышло – свидетельствует, что граница между заумным арт-хаусом и народным городским романсом весьма в Бразилии относительна.
«Немой» /Mutum/ (2007) (реж. Сандра Когут, 2007)
Фильм о черной птице, поющей по ночам взрослеющему, испуганному мальчику, который живет с проблемной семьей на отдаленной бразильской ферме. Сделано очень красиво: перед тем, как уйти в большое кино, Когут занималась видео-артом. Лучшие фестивальные рекомендации из Роттердама, Берлина, Рио-де-Жанейро и киевского фестиваля "Молодiст". Новое имя в бразильском кино.
Городской романс
«Если бы я был тобой» /Se Eu Fosse Voce/ (2006) (реж. Даниэл Фильо, 2006)
«Дележ» /Partilha, A/ (2001) (реж. Даниэл Фильо, 2001)
Даниэл Фильо-- виртуоз народной комедии про жизнь богатых бразильеро, которые сначала плачут, а потом все равно смеются. Первый фильм – трактованная буквально комедия положений: одним прекрасным утром муж обнаруживает, что его сознание переместилось в тело его прекрасной половины, а последняя – соответственно в половину сильную, что и становится следующие полтора часа неиссякаемым источником комического. Второй – бразильские "четыре сестры", собравшиеся в доме умершей матери, чтобы поделить наследство. Именины сердца для скучающих по донам Педро и бразильским мыльным операм.
«Лисбела и преступник» /Lisbela e o Prisioneiro/ (2003) (реж. Гел Арраэс, 2003)
Если первые два фильма мы рекомендуем почтенной публике с известной осторожностью, то "Лисбела и преступник" – безусловный хит, жемчужина бразильского кинороманса, притом такой специфической его разновидности как "северо-восточная киношкола", конкурирующая с южной за чувствительные сердца бразильских зрителей. История провинциальной киноманки, влюбившейся в проезжего мошенника, за которым охотится гангстер в розовом пиджаке, снята в стиле буффонады, переходящей из карнавала в зал суда, а потом обратно. Кое-где режиссер перебирает, но так оно положено по жанру, и если вы хотите уяснить для себя кодекс поведения "бразильеро" – вам сюда.
Документалисты
Те, кто увлечен жанром, посмотрит все по списку, мы же обращаем внимание на «Игра сцены» /Jogo de Cena/ (2007) – это бразильский "Кинотеатр.док": начинается он как документальный фильм, заканчивается как художественный – 83 бразильских женщин долго допрашивают на кинопробах, а потом сыграли их истории, наняв профессиональных исполнительниц. Главным фильмом в документальной секции является «Сантьяго» /Santiago/ (2007) Жоана Саллеса. Брат одного из главных бразильский режиссеров в 1992-м году начал снимать на камеру своего дворецкого. Через десять лет он вернулся к этому сюжету и отхватил, помимо всяких зарубежных вазочек и статуэток, "Гран-при бразильского кино" в документальной номинации.
Смотр бразильского кино пройдет в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
Рецензия на фильм «Злая: Навсегда»: Ариана Гранде и Синтия Эриво снова поют и плачут
2 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на аниме «Человек-бензопила. Фильм: История Резе» — продолжение нашумевшего сериала, провалившегося на родине
2 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Режиссер Осгуд Перкинс и актриса Татьяна Маслани о хорроре «Крипер»: «На съемках вы словно бороздите океан и вытаскиваете все, что попадется»
2 декабря / Текст: Яна Телова
Рецензия на мини-сериал «Смерть Банни Манро» — черную комедию о трагичной жизни сексоголика
1 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на фильм «Хамнет» — эмоциональное оружие массового поражения от оскароносной Хлои Чжао
1 декабря / Текст: Катя Карслиди
Что смотреть дома в декабре? 10 главных онлайн-премьер месяца
30 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).