Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Пациенты»

Немного неровная, но довольно глубокая для просто комедии история поиска себя, своего счастья и гармонии в жизни под давлением «благожелателей», ведущих непримиримый бой с начала времен

Добавить в закладки
Божественная трагедия

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Кадры Трейлеры Постеры
Евгений Ухов
Евгений Ухов Автор film.ru с 2013 г. 2082 публикации

Лена и Сергей любят друг друга, но их отношения переживают непростые времена. За ответами на насущные вопросы супруги обращаются по разным адресам: Сергей отправляется на приемы психоаналитика, а Лена исповедуется батюшке. Две различные силы действуют совершенно противоположным образом, доктор подталкивает своего пациента к разводу, предлагая Сергею позаботиться о собственном счастье и душевном равновесии, священник же настоятельно рекомендует Елене держаться за замужество изо всех сил. Некогда счастливые молодые люди становятся пешками в руках своих «доброжелателей», и когда партия переходит в эндшпиль, доктор Брюсов и отец Сергий встречаются один на один…

Кадр из фильма "Пациенты"

Фестиваль «Окно в Европу» расщедрился для картины Эллы Омельченко сразу на три награды: спецприз жюри, награда кинокритиков и приз за лучший сценарий

Обычно считается дурным тоном использовать в рецензиях и озорных текстах о фильмах фразы «Фильм заставляет задуматься…» или «Картину хочется сразу пересмотреть…», но подобное время от времени действительно хочется написать. Иногда случаются картины, весь смысл которых считывается лишь на последних кадрах, обретающие иное значение после того, как зритель разгадает все загадки сюжета. И это не обязательно должен быть триллер вроде «Шестого чувства» или какой-то детектив, где в финале блестящий сыщик разгадывает преступную «многоходовочку», порой переосмысления требует притча. «Пациенты» Эллы Омельченко лишь скрываются под вывеской драмы семейных взаимоотношений и социальной комедии, внутри история имеет несколько поворотных моментов, заставляющих многократно оценивать ленту с разных сторон.

Кадр из фильма "Пациенты"

В своем фильме Элла Омельченко выступила не только режиссером, но и продюсером, художником и монтажером. Кроме того, Элла привела на площадку Марьяну Кирсанову, свою давнюю подругу

Начало фильма представляется калькой с нескольких недавних молодежных картин – молодая пара, кризис в отношениях, взаимные упреки, ссоры и неприятие чужих взглядов на жизнь. Временами это выглядит трогательно, местами смешно, всегда живо и энергично. Затем лента делает внезапный крен в философствования и заигрывания с «особым зрителем», выдавливая из себя «кино не для всех» с довольно дерзкими суждениями, провокационными ходами и действительно нетривиальными постановками вопросов сосуществования Бога и человека. К финалу же картина вырождается в абсурдистскую, по всем фронтам чувствуются перегибы и условности, повествование выходит за рамки реальности и несколько нивелирует в общем положительное отношение к ленте. Затем случается финал, и многие вещи встают на свои места, беда лишь в том, что до финала нужно дотянуть.

Кадр из фильма "Пациенты"

А дотянуть непросто. Сказывается, видимо, отсутствие большого опыта у режиссера Эллы Омельченко. В какой-то момент автор теряет интерес к своим главным героям Сергею и Лене и выпиливает их из сюжета «чуть менее чем полностью», заменив на двух других персонажей, ранее занимавших второй план. Будь такая перестановка произведена чуточку изящнее и не столь прямолинейно, ее можно было бы оценить как естественное течение вещей, но переход сделан столь топорно, что зрителю легко утратить интерес к происходящему. Больше того, фильм на этом переломе резко меняет настроение и даже манеру исполнения – вряд ли это можно назвать находкой, скорее это ошибка. Не фатальная, но все же.

Кадр из фильма "Пациенты"

Впрочем, довольно о грустном, «Пациентов» есть за что похвалить. За интересный подход к вечной тяге человека быть от кого-то зависимым и искать легких подсказок вместо собственных трудных решений. За небанальные разговоры о божественном и человеческом. За трогательный подход к тривиальной житейской проблеме отдельно взятой пары, герои действительно очень скоро становятся зрителю родными. За прекрасных актеров, наконец. Если талант Павла Баршака и Дмитрия Мухамадеева широкому зрителю давно очевиден, то Тимофей Трибунцев по большому счету известен лишь телезрителям. Что уж говорить о театральной актрисе Марьяне Кирсановой, которая фактически на большом экране всего второй раз, но оторвать глаз от нее решительно невозможно. Очень жаль, что неравномерно выстроенный сюжет не позволяет актерам должным образом развернуться, наблюдать за их игрой интересно и познавательно.

И позволим себе еще раз вернуться к началу, так же как это сделали авторы фильма. «Пациенты» – лента действительно многоразовая, в ней поднимаются по-настоящему значимые вопросы, актуальные не только для молодых пар в кризисе или тех, кто ищет душевную гармонию. Она делает в концовке очень правильный крюк, демонстрируя подлинный облик своих персонажей, вынося на поверхность мораль и превращаясь в авторское высказывание. Жаль, что высказывание это получилось несколько невыверенным, скажем так, не до идеального состояния отшлифованным. Но авторам можно сделать скидку, они не боги, чтобы создать что-то безупречное. У Бога, кстати, тоже не получилось, иначе зачем бы нам нужны были психоаналитики?

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?