Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

На Первом канале стартовал шпионский сериал «Апостол», в котором школьного учителя Евгения Миронова превращают в урку и шпиона, чтобы сподручней было бороться с фашистами.

Немцы в начале войны забрасывают в СССР диверсантов, которых тут же ловят. Один из них – медвежатник в законе, приблатненный такой, веселый и бесстрашный Евгений Миронов. Его пытается расколоть матерый контрразведчик, капитан НКВД Николай Фоменко. В процессе вор бежит, и при попытке к бегству его убивают, так и не расколов.

Кадр из сериала

Кадр из сериала "Апостол"

Но – не велика потеря. У вора есть брат-близнец, очкарик, репрессированный школьный учитель. Его тут же привозят с Соловков и начинают учить воровскому и диверсионному делу, чтобы он вышел на связь с Абвером и стал двойным агентом – вместо своего брата-уркагана. Учителю будет трудно, но на истинный путь его выведет вера православная.

Военно-исторический сериал начинал снимать Геннадий Сидоров («Старухи» (2003)), ушел, проект отдали на передержку Николаю Лебедеву («Звезда» (2002) и «Волкодав» (2006)), ну а потом уже это снимал Юрий Мороз («Подземелье ведьм», «Каменская»), который проект и закончил. В титрах в результате написано «Иван Иванов, Юрий Мороз».

Кадр из сериала

Кадр из сериала "Апостол"

Создателям фильма страшно повезло со звездой. Евгений Миронов играет разных – действительно разных – людей, и очень убедительно прокручивается через лагерно-шпионскую мясорубку, перевоплощаясь из мягкого интеллигента, страдающего от столкновения с абсурдной кафкианской государственной машиной, в нечто ужасное, но не потерявшее при этом человеческого облика. От Фоменко, в свою очередь, ждешь все время подвоха, репутацию просто так не побороть. Приятный шок от того, что никакого подвоха нет, изрядно скрашивает просмотр – Фоменко и в самом деле актер.

Жизнь украшают прекрасные цитаты и намеки не только из «Джентльменов удачи» или тех же «17 мгновений весны», но и из классического трэша: одна из героинь «Апостола» – мятая блондинка в сапогах, Хильда, волчица Абвера, комендант разведшколы. Кроме того, создатели картины очень внимательно подошли к форме, технике и оружию. И ничего, что по их версии на весь третий рейх есть только один малиновый двухдверный «мерседес» и что один из актеров, бедняга, перепутал калибр немецкого единого пулемета, стоя прямо перед плакатом, на котором пулемет был нарисован, а калибр указан. Не сценарист же это задумал?

Кадр из сериала

Кадр из сериала "Апостол"

Но если начать говорить о ляпях, можно увлечься. И вообще – рискнули же в фильме «Сволочи» (2005) командой детей-диверсантов, и никто, кстати, не извинился. Вопрос, собственно, не в деталях – в фильме практически не идет речи о том, что немецкие упыри напали на нашу советскую Родину. Эта господствовавшая некогда позиция утрачена, и на смену ей пришло мнение, что это была схватка двух равновонючих бульдогов. При этом одна из причин успеха «Ликвидации» (несмотря даже на абсурдных «лесных братьев» в одесских степях) заключалась в том, что это был почти деидеологизированный сериал, в котором не было ни просоветских патриотических, ни новорусских антисоветских мифологем. Просто уголовный розыск боролся с бандитами и шпионами, как он бы делал это при любой власти, чей бы портрет не висел в кабинете. «Апостолу» такая сдержанность тоже пошла бы.

Кадр из сериала

Кадр из сериала "Апостол"

Вообще, похоже что «Ликвидация» задала новый современный стандарт авантюрного сериала, и «Апостол» этот стандарт не выдерживает. В «Ликвидации» плотность событий на единицу времени была почти такая же, как в лучших образцах жанра из-за океана – «24», «Иерихон» /Jericho/ (2006), «Доктор Хауc» /House M.D./ (2004). В большинстве серий военного боевика «Апостол» почти ничего не происходит. Там даже краткое содержание предыдущих серий невероятно затянутое и пересказывает только предыдущую серию. Зачем герою столько воспоминаний-флэшбэков? Зачем нужны женские и детские линии – совершенно, в общем, лишние в сериале про мужскую шпионскую школу? Почему камера все время норовит остановиться на лице главного героя и там заночевать – а Миронов не очень-то понимает, что ему в этот момент делать?

И последняя печаль. Лучше всего этим двум сериалам – «Ликвидации» и «Апостолу» – удались филологические реконструкции. «Апостольская» феня, может, и непохожа на то, как говорят или говорили в тюрьмах, но звучит, особенно из уст Миронова, органично и красиво. Однако, Первый канал отцензурировал все неприличное, вырезал слово «сука», оставив бурление языка поклонникам просмотра сериалов на DVD, который вышел еще до старта сериала. Что ж, поскольку фильм отчасти о свободе и несвободе выбора, наверное это логично.

Комментарии  166




Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть