Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

C осиной наголо

На первый взгляд, «Ночные стражи» кажутся повторением «Ночного Дозора» с другими актерами и немного другой мифологией, но между этими картинами есть принципиальная и показательная разница. Какая?

Добавить в закладки
C осиной наголо

Из всех популярных жанров фэнтези и фантастика дальше всего уводят читателей и зрителей от реальности. Порой эти жанры за это критикуют, но куда чаще публика ценит возможность на несколько часов оторваться от повседневных проблем и оказаться в вымышленном мире, где стреляют из бластеров, а не платят ипотеку.

Однако нужно быть Андреем Рублевым, чтобы создавать чистую красоту в грязную эпоху. Даже если авторы фэнтези и фантастики стремятся уйти как можно дальше от реального мира, он все равно отражается в их произведениях. Хотя порой и неожиданным образом. Скажем, в «Звездных войнах» исследователи видят завуалированный бунт Джорджа Лукаса и его соратников против голливудской студийной системы.

Сравним два главных фэнтези-цикла начала 2000-х и последних лет – «Властелин Колец» и «Игра престолов». О чем может сказать популярность этих сериалов тогда и сейчас? Например, о том, что в конце 1990-х и начале 2000-х Запад видел себя триумфальным носителем истины в последней инстанции. «Властелин Колец» с его ясными границами между добром и злом отлично рифмовался с таким видением мира. Он ведь был написан Толкиеном после победы над нацизмом, когда естественно было видеть во врагах Запада демонов во плоти.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Напротив, сейчас Запад устал от бесконечных войн, и он уже не чувствует себя бесспорно правым. C таким взглядом на мир куда лучше рифмуется «Игра престолов», где есть симпатичные герои, но нет носителей безусловного добра. Что интересно, безусловное зло в книгах и в телесериалах есть, и в Белых ходоках и оживших мертвецах трудно не увидеть параллель с исламскими террористами. Которые угрожают миру, в то время как друг друга бессмысленно убивают те, кто мог бы объединиться против общего врага.

Если Запад в начале 2000-х был в мире «Властелина Колец», то в России реальность была совсем иной. И «Ночной Дозор» ее удивительно точно отразил, несмотря на всю его фантазийность. В книгах Лукьяненко и в фильмах Тимура Бекмамбетова рассказывается о мире без строгой системы моральных координат. Вместо Добра и Зла в «Дозорах» враждуют Свет и Тьма, которые являются зеркальными отражениями. Мир не может устоять, если Свет и Тьма не уравновешивают друг друга, и система Дозоров это равновесие худо-бедно обеспечивает. Вампир может получить лицензию на охоту на людей – где такое видано в фэнтези?

Такие книги и такие фильмы могли родиться только в постсоветской России, стране всепроникающего цинизма и всеобщей коррупции. «Зло не победить, но с ним можно выгодно договориться» – это очень печальная философия. И еще более печально то, что персонажи, которых условно можно назвать «положительными», в фильмах Бекмамбетова ассоциируются с отжившим советским прошлым. В каком-то смысле они – зомби, плоть от плоти умершей реальности. Впрочем, Темные маги тоже не особенно живы, потому что их фильмы отождествляют с выморочной трэшевой поп-культурой. Зомби против зомби, только у некоторых более дорогие машины.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Все это, разумеется, не делает «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор» менее эффектными и увлекательными. Хороший повар может сделать вкусное блюдо из любых продуктов, и мы в последние годы видели немало увлекательнейших произведений, основанных на мрачнейшей картине мира. Сразу вспоминается, например, цикл «Ходячие мертвецы». Важно лишь то, что появление таких сериалов и их успешность многое говорят о воззрениях их создателей и их зрителей.

Теперь посмотрим, как устроен мир «Ночных стражей», если судить по трейлерам, пресс-релизам и интервью создателей картины, придуманной заметным сценаристом Олегом Маловичко (соавтором сериала «Метод») и снятой литовским постановщиком Эмилисом Веливисом, режиссером национального хита «Занесло» (международной криминальной комедии с участием Винни Джонса и Артура Смолянинова).

В «Ночных стражах» главный герой, простой курьер Паша, по стечению обстоятельств становится стажером тайного подразделения полиции, которое расследует сверхъестественные преступления. У сотрудников этой службы со сверхспособностями не очень, но зато они хорошо разбираются в темных силах, которым противостоят, и у них есть всевозможное полезное против нечисти оружие – вплоть до осиновых колов и святой воды. Их основными врагами по ходу действия, судя по всему, будут вампирские кланы. Но, конечно, в таком кино возможны любые сюрпризы.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Что сразу видно? Что это не дуалистичная история с «симпатичными» и «несимпатичными», как «Ночной Дозор», а более традиционное для жанра противостояние «хороших» и «плохих». Есть полиция, которая с большим или меньшим успехом защищает закон, и есть преступники, которые этот закон нарушают, после чего получают по наглым зубастым мордам. Даже если фараоны в «Ночных стражах» живут по законам Жеглова, а не Шарапова, это все равно колоссальный моральный прогресс в сравнении с «Ночным Дозором».

Почти столь же существенно, что «отдел Н» щедро снабжен оружием и прочими ресурсами, необходимыми для работы. Вспомним популярнейший сериал 1990-х «Улицы разбитых фонарей», где сыщики часто жаловались, что работают на чистом энтузиазме и что им трудно противостоять мафии, которая куда лучше вооружена и снабжена. Перед героями «Ночных стражей» эта проблема, кажется, не стоит. А если и стоит, то далеко не так остро, как в классическом питерском шоу.

Кадр из фильма "Ночные стражи"

Мы не хотим сказать, что «Ночные стражи» лучше или хуже, чем «Ночной Дозор». Это тема для рецензии и для обсуждения после выхода фильма Веливиса в прокат. Но уже ясно, что новая картина отражает куда более позитивный взгляд на мир, чем хит Бекмамбетова и Лукьяненко. Правда, это также делает ее менее уникальной и более схожей с аналогичными западными постановками вроде «Людей в черном». Но клонирование «Людей в черном» еще надо заслужить.

Не каждая страна может, не кривя душой, снять кино, в котором защищающие закон государственные служащие на равных противостоят могущественным злодеям. Недаром в американских комиксах времен Великой депрессии против отъявленных мерзавцев посылали не полицейских, а супергероев. Тогда проще было поверить в Бэтмена, чем в честного копа. Так что если в нашей стране выходит такое кино, как «Ночные стражи», и если мы можем на полтора часа поверить в его основную идею, то дела у нас обстоят лучше, чем в начале 2000-х и тогда, когда родились Бэтмен и Супермен. Прогресс налицо, и не только в вымышленной реальности.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?