Чернуха по-пушкински

Гнетуще-мрачная осовремененная экранизация Пушкина, которая еще депрессивнее, чем роман 200-летней давности

Рецензии

Живущий в провинциальной глуши влиятельный бизнесмен Троекуров (Юрий Цурило) ссорится со своим другом Дубровским, директором фермерского хозяйства в деревне Кистеневка. Хотя мужчины некогда вместе служили в Афганистане, им не удается помириться, и Троекуров использует свое влияние на местных чиновников, чтобы объявить Кистеневку незаконной застройкой. Когда суд предписывает снести деревню, Дубровский тяжело заболевает и умирает. На похороны приезжает живущий в Москве сын Дубровского, Владимир (Данила Козловский), и он использует свои познания в финансах, чтобы выдать себя за иностранного консультанта, втереться в доверие к Троекурову и украсть деньги для обездоленных фермеров. Заодно он заводит роман с Машей (Клавдия Коршунова), дочерью бизнесмена. Тем временем кистеневские мужики объявляют кровавую войну чиновникам, ОМОНу и прихвостням Троекурова.

Кадр из фильма «Дубровский»

Кадр из фильма «Дубровский»

«Дубровский» был впервые экранизирован в Голливуде, в 1925 году. Немая картина «Орел» был одним из хитов популярного актера Рудольфа Валентино

Чем больше все меняется, тем больше все остается по-прежнему. Дураки, дороги, воры и продажные чиновники были бичом России в XIX веке, и за двести лет они никуда не делись. Пушкин написал «Дубровского» в 1832 году, однако создателям осовремененной экранизации мало что пришлось изменить, чтобы перенести действие романа в 2000-е. Согласитесь, это вгоняет в депрессию. Особенно когда осознаешь, насколько актуален «Дубровский» в наши дни.

Кадр из фильма «Дубровский»

Кадр из фильма «Дубровский»

Клавдия Коршунова – актриса в четвертом поколении. Ее прабабушка Клавдия Еланская была звездой МХАТа в 1930-х и 1940-х

Впрочем, кое-что с 1832 года все же изменилось, и это «кое-что» вставило новому «Дубровскому» увесистый лом в колеса. Александр Сергеевич был, конечно, гуманист, но также дворянин, аристократ и крепостник, и для него (равно как и для читателей начала XIX века) «Дубровский» был историей трех основных персонажей – Дубровского-младшего, Троекурова и Маши. Кистеневские крестьяне, мирные или воинствующие, были для Пушкина массовкой, имеющей сюжетное значение, но не заслуживающей особого внимания. Поэтому для гения было совершенно естественно уделить столько строк пребыванию Дубровского в доме Троекуровых и его отношениям с Машей. Ведь чем ближе противоборствующие герои, тем драматически острее между ними конфликт. И какой же романтический роман без любовной линии?

Кадр из фильма «Дубровский»

Кадр из фильма «Дубровский»

В наши дни, однако, эта история воспринимается иначе. «Наехав» на Кистеневку, Троекуров обездолил всех ее жителей, которые в современном обществе равноценны с Дубровскими. Кто такой Владимир в сравнении с деревенскими мужиками? Сбоку припека. Московский хлыщ, который сочувствует отцовским односельчанам, но все же не может быть их полноценным представителем, потому что это не у него отнимают единственное жилье и единственный источник дохода. Корневой конфликт фильма – не между Дубровским и Троекуровым, а между Троекуровым (и шире – всеми коррупционерами) и кистеневцами. И когда картина, следуя пушкинскому тексту, уводит сюжет в сторону любовного треугольника, это воспринимается не как естественное развитие событий, а как предательство кистеневцев. Которые мерзнут в лесу, пока Владимир пьет горькую с Троекуровым и играет с Машей в теннис снежками (сцену с медведем в фильме воссоздавать не стали). С другой стороны, когда фильм все же уделяет деревенским внимание, возникает вопрос: «А зачем тут вообще Дубровский-младший и Маша?» Особенно последняя – исключительно пассивная героиня, никак не связанная с основной сюжетной линией и долгое время даже не знающая, что Дубровский-старший умер.

И это еще не все. Главная беда «Дубровского» в том, что это очередной чернушный фильм о том, как у нас все плохо. Омерзительные чиновники (сцена празднования сделки с цыганами так и пышет режиссерской ненавистью), жестокие бизнесмены-самодуры, мутные мужики, всегда готовые сжечь «ментов» заживо или расстрелять их на улице. И Маша с Володей, которые настолько европейские и цивилизованные, что им срочно надо сматываться в Лондон, подальше от родной грязи. Конечно, все это почерпнуто из реальности, а не высосано из пальца. Но когда эти претензии собираются в одной двухчасовой картине – местами забавной и игривой, но преимущественно гнетущей и тяжеловесной, – то от такого кино, лишенного даже лучиков света, хочется не бороться за перемены в стране, а повеситься или эмигрировать. Какой смысл ремонтировать дом, где давно все сгнило?

С 6 марта в кино.

19.02.2014 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00