Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

15 режиссеров, не заслуживших «Оскар»

Продолжая тему ошибочно присужденных «Оскаров», мы изучаем награждения в номинации «лучший режиссер»

Добавить в закладки
Чужие лавры 4

15. Энтони Мингелла – «Английский пациент» (1996)

Кадр из фильма «Английский пациент»

Традиционный пример переоцененной картины, «Английский пациент» определенно не должен был получить продюсерскую награду. С режиссерским «Оскаром» все не столь очевидно – Мингеллу было за что хвалить и было за что награждать. И тем не менее режиссура братьев Коэн в «Фарго» была хоть и менее эффектной, но зато практически идеальной, и именно на ней многое в постановке держалось. Так что Джоэл Коэн (как известно, братья всегда все делают вместе, но в прошлом из-за правил режиссерской гильдии Джоэл был отмечен в титрах как режиссер, а Итан – как продюсер) должен был получить статуэтку, доставшуюся Мингелле.

14. Роберт Земекис – «Форрест Гамп» (1994)

Кадр из фильма «Форрест Гамп»

Поскольку Земекис не получил режиссерский «Оскар» за вполне достойный этого «Кто подставил кролика Роджера», награждение «Форреста Гампа» – также мастерски использующего технические приемы для выстраивания увлекательного повествования – было по-своему справедливым. Это ведь был уже не постмодернистский комедийный детектив, а размашистая драма, размышляющая об американской истории. Но все же «Криминальное чтиво» было более важной картиной для будущего мирового кино. Причем прежде всего с постановочной точки зрения. Поэтому, хотя Земекис был вправе надеяться на статуэтку, унести режиссерский «Оскар» домой должен был Квентин Тарантино. Что ж, по крайней мере, он получил награду за сценарий…

13. Мишель Хазанавичус – «Артист» (2011)

Кадр из фильма «Артист»

Когда Мартин Скорсезе выпустил «Повелителя времени», мы были донельзя разочарованы этой лентой. Трейлеры обещали нам волшебное семейное приключение, а фильм оказался признанием в любви к Жоржу Мельесу, французскому пионеру спецэффектного кинематографа (фокусник по первой профессии, Мельес первым осознал, какие эффектные фокусы можно показывать с помощью монтажа и прочих кинотрюков). Поэтому мы были совершенно не против того, что «Артист» Хазанавичуса переиграл «Повелителя» в борьбе за продюсерский «Оскар». Режиссерская статуэтка, однако, – другое дело. В то время как Хазанавичус лишь копировал старые фильмы, Скорсезе экспериментировал с 3D и искал новые художественные приемы. И это надо было вознаградить. Учитывая, что в остальном «Артист» и «Повелитель» фундаментально схожи – оба заглядывали в прошлое, воссоздавали его на экране и не претендовали на драматургические или психологические откровения.

12. Ричард Аттенборо – «Ганди» (1982)

Кадр из фильма "Ганди"

Эпический байопик Аттенборо об освободителе Индии от Британской империи был постановочным подвигом. Прежде всего, с точки зрения организации съемок. Достаточно сказать, что «Ганди» принадлежит до сих пор не побитый рекорд по количеству статистов в сцене – на похороны главного героя собралось 300 тысяч человек. Однако даже в то время многие критики писали, что фильм получился сухим и по своей природе более похожим на документальное, чем на художественное кино. Сейчас же «Ганди» за это критикуют почти повсеместно. И даже сам Аттенборо признавал, что режиссерский «Оскар» на церемонии 1983 года должен был получить Стивен Спилберг за «Инопланетянина» – блистательную картину, которая воздействует не на голову, а на сердце. Как и положено настоящему искусству.

11. Вуди Аллен – «Энни Холл» (1977)

Кадр из фильма «Энни Холл»

«Энни Холл» часто называют лучшей в истории кино романтической комедией и одной из лучших картин о любви в современном мире. Если это не правда, то почти правда. Аллен, безусловно, создал шедевр, хотя и был несколько разочарован результатом (он надеялся выпустить более размашистое и разностороннее полотно, но из всех отснятых им сцен зрителям нравились лишь романтические фрагменты). Отнять «Оскар» у такой постановки может лишь равноценный и более постановочно сложный фильм. И такая картина в 1977 году вышла. Вы, наверно, ее видели. Она называлась «Звездные войны». И если Аллен повлиял лишь на жанр, в котором работал, то Джордж Лукас своим успехом и своим режиссерским стилем перекроил весь Голливуд. Конечно, режиссерский «Оскар» должен был достаться ему.

10. Уоррен Битти – «Красные» (1981)

Кадр из фильма «Красные»

Наградив Уоррена Битти за режиссуру байопика об американских коммунистах (прежде всего, о знаменитом в СССР журналисте Джоне Риде), киноакадемики как бы извинились за то, что отдали главный, продюсерский приз не провокационной голливудской постановке, а беззубой британской ленте «Огненные колесницы». Типичная «академическая» игра. Которая, однако, была неверной в самой своей основе. Вместо того чтобы делить две основные награды между «Колесницами» и «Красными», Киноакадемия должна была отдать оба приза «В поисках утраченного ковчега». Суперхит определенно был достоин продюсерской статуэтки, а Стивен Спилберг – награды за свою великолепную режиссуру.

9. Кэтрин Бигелоу – «Повелитель бури» (2009)

Кадр из фильма «Повелитель бури»

Вручение статуэтки Бигелоу вызвало четыре года назад бурную радость среди людей, озабоченных феминизмом и гендерным равенством. Впервые за всю историю Голливуда женщина получила режиссерский «Оскар»! Страсти только подогрело то обстоятельство, что главным конкурентом Бигелоу был ее бывший муж Джеймс Кэмерон. Мыльная опера и профессиональная драма в одном флаконе! Когда-нибудь об этом наверняка снимут фильм… Однако, при всех достоинствах военной драмы «Повелитель бури» и при всех недостатках фантастического блокбастера «Аватар», режиссерский «Оскар» все же должен был получить Кэмерон. Хотя бы за продвижение вперед киноискусства – причем не высоколобого, а блокбастерного. Того, которое для киноакадемиков как для профи важнее всего.

8. Джон Эвилдсен – «Рокки» (1976)

Кадр из фильма «Рокки»

Выстроив в ряд все картины, претендовавшие в 1977 году на ключевые «Оскары», легко понять, почему киноакадемики выделили «Рокки». Это был единственный по-настоящему позитивный фильм на фоне мрачных сатир, психологических драм, военных трагедий и провокационных политических зарисовок. Но если присуждение «Рокки» продюсерского «Оскара» еще можно было кое-как оправдать, то компетентная, но не более того режиссура Эвилдсена явно была недостаточно хороша для вознаграждения «Оскаром». Все его соперники были сильнее: Ингмар Бергман («Лицом к лицу»), Сидни Люмет («Телесеть»), Алан Пакула («Вся президентская рать»), Лина Вертмюллер («Паскуалино “Семь красоток”»)… На наш вкус, «Оскар» должен был получить либо Бергман, либо не номинированный, но достойный приза Мартин Скорсезе («Таксист»).

7. Том Хупер – «Король говорит!» (2010)

Кадр из фильма «Король говорит!»

Подобно тому как пустяшная драма про заикание «Король говорит!» не должна была получить «Оскар», ее постановщик Том Хупер не должен был получить режиссерскую статуэтку. Конкуренция у него, правда, в 2010 году была хоть и представительная, но не самая сильная. Однако подобрать более сильные режиссерские работы можно было при любом способе оценки. Режиссура как «техническое» искусство? «Начало» Кристофера Нолана. Режиссура как умение делать захватывающей даже скучную историю? «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Режиссура как искусство выстраивания психологических противостояний? «Боец» Дэвида О. Расселла и «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Мы бы отдали статуэтку последней картине, но не настаиваем на этом решении.

6. Роберт Редфорд – «Обыкновенные люди» (1980)

Кадр из фильма «Обыкновенные люди»

Что тут скажешь? Только то, что нам уже доводилось писать по этому поводу. Режиссерский дебют потрясающего актера Роберта Редфорда – не только компетентная, но и сильная психологическая драма о семье, которая тяжело переживает гибель старшего сына. Но у «Людей» не должно было быть никаких шансов на основные «Оскары», поскольку в 1980 году также вышел «Бешеный бык» – возможно, лучшая (уж точно одна из тройки лучших) картина Мартина Скорсезе. Этот шедевр психологического и спортивного кино должен был быть отмечен и продюсерским, и режиссерским «Оскарами».

5. Рон Ховард – «Игры разума» (2002)

Кадр из фильма «Игры разума»

«Игры разума» в режиссерской битве переиграли первую серию «Властелина Колец». Вдумайтесь в эти слова. Также они оставили позади «Госфорд Парк» Роберта Олтмана, «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча и «Падение “Черного ястреба”» Ридли Скотта. Уму непостижимо. И еще ведь были не номинированные в этой категории «Али» Майкла Манна, «Мулен Руж!» База Лурманна, «Помни…» Кристофера Нолана… Питер Джексон, однако, явно на голову превосходил коллег. Не потому что его «Братство Кольца» было пропитано спецэффектами, а потому что при этом оно было еще и эмоциональной, сентиментальной и человечной историей. Даже несмотря на то, что среди ее главных героев был лишь один человек.

4. Сидни Поллак – «Из Африки» (1985)

Кадр из фильма «Из Африки»

Из всех «Оскаров», полученных романтической эпопеей «Из Африки», подлинно заслуженным был лишь приз за операторскую работу. В фильме определенно есть на что посмотреть, если вам нравится едва тронутая человеком дикая природа. Напротив, режиссер картины со своей задачей не справился. Даже критики, которые относятся к картине с симпатией, часто отмечают, что Поллак не смог их захватить и увлечь сагой о жизни состоятельной датчанки на африканской плантации. Что до конкурентов классика, то среди них был еще большой классик – Акира Куросава с его последним шедевром «Смута/Ран» (напомним, что это самурайская версия «Короля Лира»). И если за «Оскар» в продюсерской категории «Смута» не боролась, так как была снята на японском языке, то режиссерский «Оскар» Куросава должен был получить.

3. Кевин Костнер – «Танцы с волками» (1991)

Кадр из фильма «Танцы с волками»

Когда Мартину Скорсезе вручили режиссерский «Оскар» за «Отступников», Киноакадемия как бы извинилась за все те случаи, когда мэтра оставили с голой номинацией. Один из таких случаев произошел в 1992 году, когда академики были столь загипнотизированы танцами Кевина Костнера с волками, что не вручили «Оскар» за режиссуру «Славных парней», одной из объективно лучших работ Скорсезе. Также в 1991 году вышла третья серия «Крестного отца», но Фрэнсис Форд Коппола не заслуживал награды уже за то, что попытался превратить в актрису свою дочь Софию. Которая, как мы теперь знаем, оказалась плохой актрисой и интересной (а порой даже выдающейся) постановщицей.

2. Боб Фосси – «Кабаре» (1972)

Кадр из фильма «Кабаре»

Фрэнсис Форд Коппола – один из крупнейших постановщиков послевоенной Америки, однако у него есть лишь один режиссерский «Оскар». Киноакадемия расщедрилась на награду, когда Коппола выпустил второго «Крестного отца». За первую серию режиссер получил лишь сценарный «Оскар». Что, конечно, тоже приятно, но все же не то, чего Коппола был достоин за «шедевр шедевров». И добро бы конкурент у него был почти столь же сильный! Однако мюзикл Боба Фосси «Кабаре» – не более чем яркое кино на тривиальнейшую тему (нацизм – плохо, поющая Лайза Минелли – хорошо). Киноакадемики совершенно справедливо присудили «Крестному отцу» продюсерский «Оскар», и в режиссерской номинации Коппола должен был обойти Фосси.

1. Роберт Бентон – «Крамер против Крамера» (1979)

Кадр из фильма «Крамер против Крамера»

Постоянный гость нашего цикла о незаслуженных «Оскарах», «Крамер против Крамера» вместе со своим режиссером в 1980 году переиграл «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Весь этот джаз» Боба Фосси. Несправедливость? Еще какая! Потому что на фоне мощных конкурентов творение Бентона просто теряется. Одна сцена вертолетной атаки с последующей высадкой на берег в «Апокалипсисе» стоит обоих Крамеров и их сынишки. Да, «Крамер против Крамера» – нужное и важное кино. Но до величия ему как до луны. Режиссерский «Оскар» в тот год должен был получить Коппола, но мы бы согласились и на вариант, при котором Копполе вручили бы режиссерскую статуэтку за «Крестного отца», а Фосси взамен получил бы «Оскар» за «Весь этот джаз». Поскольку «Апокалипсис» кино хоть и потрясающее, но все же не безукоризненное.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?