Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFGsy5ha
Жили-были солидные дамы. Изящная Алла Сергеевна -- вдова коллекционера. И Люба -- дородная медсестра. У "Аллы Сергевны" ни супруга, ни детей, Люба не была замужем. Первая отгораживается от мыслей о смерти, одиночестве и действительности живой стеной -- гостями. Однажды у Аллы Сергеевны расстраивается фортепиано. И в доме появляется настройщик Андрей...
Ее дом напоминает аристократический салон и приют Армии спасения. Здесь интеллигенты-пенсионеры чувствуют себя по-прежнему целостной, хотя истонченной прослойкой, испытывают гордость класса. Они приходят общаться с теми, кто говорит с теми же интонациями на том же языке. Музицируют, беседуют, пьют чай из обласканных старых чашек. Пожилым кларнетистам, репетирующим в гостиной – "Мы не мешаем?" – "Ну, что вы, что вы!" – Алла Сергеевна варит суп. Из пакета – "ах, я совсем, совсем не умею готовить" – зато горячий: старцам – внимание и тепло. Для молодых, не утративших охоты к изыскам, прячет в холодильнике рокфор. Холит гостей, но, устав, с облегчением закрывает за ними дверь. "Живых" денег у Аллы Сергеевны (Алла Демидова), видимо, нет, она втихаря распродает раритеты. Она ведет себя, как, вероятно, поступала бы постаревшая на сорок лет Валентина Ивановна Свиридова, сыгранная Кирой Муратовой в "Коротких встречах" с незабвенным "мыть или не мыть" ("ах, я плохая хозяйка"), щедрая, принципиальная, самодостаточная, чувствительная, способная увлекаться. Возможно, товарищ Свиридова превратилась бы в менее трепетную даму: руководящая должность, общественная работа и мерцающий муж, по-донгуански появлявшийся с гитарой в руках и камнем за пазухой, будивший и умерщвлявший в Свиридовой женщину – редко развивают женственность натуры.
Однажды у Аллы Сергеевны расстраивается фортепиано. В доме появляется настройщик Андрей. Причина неполадки – застрявшая мышь – устраняется одним махом, но мастер не покинет дом. Он порадует женщин славными пустячками, станет полезным, согреет томящиеся от нерастраченных чувств сердца и не успокоится пока вместе с любовницей Линой не оберет героинь. В "Коротких встречах" Муратова показала, как разные женщины похожи в любви. Их роднили ожидания и прически. Саднящая покинутая душа. Деструкция, привносимая мужчиной. Представительницы различных классов, соперницы в молодости, ныне пенсионерки по одну сторону баррикад. Жизнь фактически прожита, угол наблюдения шире. Антагонист Любы и Аллы Сергеевны – не столько представитель opposite sex милый друг настройщик (хотя принадлежность к другому полу не утрачивает значения), сколько не освоенная реальность. Terra безнадежно incognita. И она просачивается в белоснежную цитадель под видом Лины и Андрея. Звонок. "Кто это еще явился?". На крыльце мешковатый Андрюша. Или Лина в черном. В руках – острая коса ("это не ваше?") с "зайчиком" заходящего солнца – фигура в своей наглядности не менее очевидная, чем картонные вожди на Арбате. Реплика сорокалетней давности. Но вечерние посетители иные. Церемониал приема тоже изменился. Дамы щурятся на пришельцев через запертую решетку. Деревянные веранды "Коротких встреч" и беспечность молодой Свиридовой, запросто пускавшей посреди ночи неведомых девиц и едва знакомых геологов, в прошлом.
Андрей мирит подруг. Настройщик – инженер человеческих душ. "Что это мы раскричались, разволновались? Нервы никуда не годятся. Всем нам, всем нам нужен настройщик. Даже Микки. Правда, Микки?" – Алла Сергеевна наклоняется к повизгивающему пекинессу. Пекинесс появился в фильме по просьбе Аллы Сергеевны Демидовой. Чтобы чувствовать себя более естественно на фоне колоритных муратовских персон, Демидова попросила разрешения прихватить своего пса. Муратова согласилась и не зря. Микки стал наглядным образом, идеей "Аллы Сергевны" и басовитой Любы. Уютное тельце, нежная шерсть, острые зубки. Укусить может, но не хочет – приятней валяться на пуфе и быть ласкаемым. Глазки наивные, но боязливые – все-таки, минипесик, уязвимое существо. Маленькая собачка до старости щенок. Способный доверять и испытывать чувства, называемые "человеческими", обречен числиться в инфантилах. Женщина, как бы осторожна и недоверчива ни была, часто остается девчонкой, полагающей травматические уроки, не согласовывающиеся с идеалом, ошибкой, а потому спотыкающейся на одних и тех же ухабах. Блеск и нищета вдовы легко увязываются с образом кустодиевской купчихи в отсутствии купца. Сойдись воедино героини Демидовой и Руслановой, "Настройщик" превратился бы в постсоветскую "Пианистку".
Но то, что для Муратовой действительность, жизнь, для Литвиновой – имиджевые вещи. Похоже, Кира Георгиевна попутно высказалась по поводу попыток Литвиновой заимствовать для собственной ленты ее, Муратовой, штучки. В противном случае настроение "Настройщика" – тупик, победа видимости – не отменило бы жизнелюбивых мелодий "Чеховских мотивов" (2002).
Рецензия на сериал «Ландыши. Вторая весна» — продолжение российского мюзикла о непростых отношениях ветерана и певицы
13 января / Текст: Владислав Шуравин
Вампиры, алгоритмы и всякая дичь: рецензия на фильм «Дракула» Раду Жуде
13 января / Текст: Константин Мышкин
Любуемся лучшими нарядами с церемонии «Золотой глобус» 2026 года
12 января / Текст: Гульназ Давлетшина, Лера Высокосова
Победители «Золотого глобуса-2026»: полный список фильмов и сериалов-триумфаторов
12 января
Огранённые алмазы: как формировался режиссерский стиль братьев Сэфди и что изменилось после распада дуэта
12 января / Текст: Ная Гусева
Новая искренность Голливуда: почему байопики стали главным кинематографическим трендом
11 января / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).