До свидания, мальчики

Если прийти с мороза, то милый и симпатичный фильм "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" очень напоминают недавнее "На обочине". Хотя вместо Северной Америки там Южная, вместо старой машины -- раздолбанный мотоцикл, но два оболтуса снова пускаются в путешествие в поисках приключений. И вот они едут, едут в далекие края и никак не доедут.
Рецензии

Если прийти с мороза, то «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» /Diarios de motocicleta/ (2004) очень напоминают недавнее «На обочине» /Sideways/ (2004). Хотя вместо Северной Америки там Южная, вместо старой машины – раздолбанный мотоцикл, но два оболтуса, Эрнесто и Альберто, снова пускаются в путешествие в поисках приключений на свои голые задницы. И, как водится, один – задумчивый, а другой все по бабам. К грядущему тридцатилетнему юбилею решил трахнуть по бабе в каждой южноамериканской стране. А задумчивый – помоложе, поболезненней, дневники пишет. И вот они едут, едут в далекие края и никак не доедут. Классика, причем скорей забавная, чем ложно-многозначительная: более «Трое в лодке», чем «Странствия Вильгельма Мейстера».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"

Если прийти с мороза, фильм Вальтера Саллеса просто милый и симпатичный. Но если имя «Че Гевара» о чем-то говорит, то он смотрится иначе. Каждое милое приключение смотрится сквозь призму того, как 9 октября 1967 года в боливийском селении Игера, невдалеке от тех мест, по которым оболтусы путешествуют весной 52-го, тяжело раненый Эрнесто, которого весь мир уже знает по кличке «Че», валялся связанный в классе деревенской школы. В класс вошел солдат и без слов, без суда и следствия расстрелял Че в упор автоматной очередью. До этого Че пару лет партизанил в Боливии, пытаясь поднять революцию против проклятых американских империалистов, до того – партизанил в Конго и Мозамбике, а еще раньше на протяжении 10 лет был знаменитым кубинским «команданте». Был министром промышленности у Кастро, директором Национального банка, отцом пятерых детей, его физиономию печатали на деньгах, он выступал в ООН, катался по всему миру, от Женевы до Джакарты, встречался с Гагариным. Еще чуть раньше вместе с Кастро он высадился с «Гранмы» и завоевывал Кубу, побеждая во всех сражениях. Не проиграл ни одного. Подготовка высадки началась лишь три года спустя после путешествия, показанного в кино. За три года до гибели Че письменно отказался от всех министерских постов, власти, роскоши, привилегий, денег и титула «команданте». Извинился перед женой, детьми и родителями и пошел в партизаны.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"

В фильме Вальтера Саллеса («Центральный вокзал» /Central do Brazil/ (1998)) вроде намека нет на все это, но неспроста проведен именно классический сюжет «ничего себе поездочки», старый и верный. Вся штука в том, что прошлое Че показано до мелочей достоверно. Юный студент-медик Эрнесто Гевара де ла Серна с взрослым другом-биохимиком Альберто Гранада действительно, выехав из родного города Буэнос-Айреса, объехали континент. Действительно заглянули к тогдашней подружке Гевары, она действительно была одной из богатейших наследниц Аргентины, потом по пути мотоцикл действительно сломался, чинили-чинили, сдали в металлолом. И драпали от ревнивых мужей, и деньги кончались, и шли пешком по пустыне, встречали местное население, попадали в древние столицы инков, поднимались в горы, плыли по рекам, добирались до своей цели – лепрозория Сан-Пабло. Гевара специализировался на проказе. Подобная достоверность, полностью вписанная в классический сюжет, дает понять одну вещь. Гевара, воспитанный в интеллигентной семье, не вравший никогда в жизни и не боявшийся этой жизни, совершенно естественно вырос в настоящего, безупречного литературного героя. Когда «литература» – это не Сергей Лукьяненко, Борис Акунин и Дарья Донцова, а Гомер, Шекспир, Гете, тот же Джером, тогда выше похвалы для живого человека, чем быть ее героем, нарочно не придумаешь. В этом смысле фильм своей «литературностью» многое объясняет про всю историю Че Гевары.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Че Гевара: Дневники мотоциклиста"

К сожалению, ее собственно знает весь мир, кроме нас. При совке нам ее не рассказывали, так как он твердо числился в «маоистах» и «левых уклонистах» – полез за правдой наперед батьки Маркса-Энгельса-Ленина, когда мы уже думали только о министерских постах, власти, роскоши, деньгах и привилегиях. Кроме того, при совке нам ничего не рассказывали, так как рыло было в пуху. Именно с подачи ЦК КПСС Боливийская КПСС не поддержала Че и фактически отдала его на растерзание проамериканской армии. После совка всякие «революции» с «партизанами» стали неактуальны, а на сегодняшний день превратились в страшное пугало «международного терроризма». Поэтому, думаю, «Дневники мотоциклиста» у нас будут смотреть ровно наоборот тому, про что они сняты. Будут смотреть на Гаэля Гарсиа Берналя в главной роли – он стоит того, на экзотику Патагонии, Амазонии и пирамид в Мачу Пикчу – съемки шли по местам реальных событий, на милые приключения двух оболтусов – как на самих себя. Героя, живого и настоящего, для нас нет, как и не было, хоть кол на голове теши.

05.05.2005 Текст: К.Тарханова
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00