Наверх
Т-34 Снежная Королева: Зазеркалье Мэри Поппинс возвращается Крид 2 Стекло Две королевы Бабушка легкого поведения 2 Зеленая книга Холмс и Ватсон Спасти Ленинград


Жанр «производственной драмы» был чрезвычайно популярен в СССР в начале 60-х – на экранах только и мелькали доярки, комбайнеры, шахтеры, ну а про монтажников-высотников целую песню написали, до сих пор исполняют. Что-то в этом роде, на первый взгляд, предлагает нам Вольфганг Петерсен в своем новом фильме «Идеальный шторм».

Мужественно-небритый Клуни. Где-то это уже было. Мэри-Элизабет Мастрантонио (язык сломаешь) в бейсболке символизирует феминизм всего мира (женщина-капитан, шутка ли!), тайно в Клуни влюблена. Рыба, план, деньги, снова рыба, снова план. Нет рыбы – нет денег. Налицо эксплуатация человека человеком, а также природных богатств – им же. Просоленное корыто для ловли тунца, загруженное кукурузными хлопьями и лапшой «Доширак» для дальнего похода. Незатейливый рыбацкий быт, жены на берегу – редкость, мало кто такую семейную жизнь выдерживает. На часах – 30 минут, в зале волнуются – когда же Шторм?

Корыто снова выходит в море, и ропот стихает – невыразимой красоты пейзажи, достижимые лишь при помощи суперсовременных графических станций Silicon Graphics, заставляют набрать полные легкие воздуха, приобретающего вдруг водорослеватый привкус океана, и так застыть. Кадры лова рыбы заставят сжаться до размеров черной дыры и упасть в желудок сердце любого рыбака – серебристые красавцы-марлины, выпархивающие из пронзительно-синей воды со стремительностью и грацией торпеды, так, что на секунду забываешь, что это – искусно выполненная механическая кукла и «при съемках фильма ни одна рыба не пострадала». Жаль даже как-то, должна была пострадать, и еще как.

А Шторм-то где? Сейчас, сейчас, уже скоро. Уже огромные валы начинают гулять туда-сюда по экрану, не делая различий между маленькой яхтой и громадными лихтерами-контейнеровозами, и уже летит на выручку вертолет с командой спасателей. Но что нашим рыбакам – ведь план горит, стране нужна сталь,.. то есть рыба. Дальше компьютеры начинают просто дымиться. Глядя на огромный экран, где водяные горы швыряют не самые мелкие корабли как щепки в ванной, слушая шестиканальное цифровое завывание ветра и удары грома в системе Dolby Digital Surround EX, поневоле чувствуешь себя такой козявкой-букашкой, что сразу хочется расправить плечи, прыгнуть на палубу «Андреа Гейл» и помочь ребятам, чем сможешь. Что, собственно, и требуется простому городскому обывателю от кинотеатра.

Уже как минимум вторая попытка повторить успех «Титаника» (первая – «Двухсотлетний человек», довольно резво стартовала на прошлой неделе на отечественном видеорынке), легко распознаваемая по композитору Джеймсу Хорнеру. Надо отдать ему должное – на этот раз музыка куда как более оригинальная, и почти не грешит реминисценциями на предыдущие работы. Попытка чуть было не удалась, не хватило лишь сценариста. Петерсен, при всем своем мастерстве, неумолимо теряет тот отточенный психологизм, которым он выдернул Das Boot из однообразного ряда фильмов «про войну», которым он зацепил зрителей в фильме «Враг мой», широко прошедшем у нас в кинопрокате в конце 80-х, которым наполнена «Эпидемия» с Дастином Хоффманом, Рене Руссо и Морганом Фрименом. Последняя его работа, «Самолет президента», оказалась слишком успешной в прокате (рекорд первого уикенда для фильмов с рейтингом R был перекрыт только этим летом «Очень страшным кино»), и это погубило его, как погубил Джона Ву проект «Без лица». Теперь от него требуют кассу, кассу и только кассу, а это значит – заезженные штампы, выжимаемые из зрителя эмоции, проверенные ходы. Боюсь, «Идеальный шторм» – это последний фильм Петерсена, который стоит смотреть безоговорочно, зная только фамилию режиссера. Под конец охватывает знакомое чувство, которое должна испытывать марионетка – внимание, на счет «три» зал рыдает! Рыдает, кому сказано! А то сейчас еще кого-нибудь утопим!

Выйдя из зала я понял, что фильм – не реквием погибшим рыбакам (список которых на стене музея в Глочестере, рыбацком городке, уже зашкалил за десять тысяч с 1628, кажется, года), а просто-таки гимн человеческой глупости и самонадеянности. Океан не терпит фамильярности и панибратства, и этим напоминает кинематограф. Стоит начать «машинное доение» зрителя, как зритель сразу ответит тем же. Пока Голливуд с пыхтением взбирается на волну стомиллионных бюджетов, которую сам и поднял. А ну как накроет?

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


 183

Читайте также



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть