Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»

В мире Индианы люди в древности могли с помощью веревки, камня и пары железок создать устройства не слабее столь популярного сегодня большого адронного коллайдера.

Добавить в закладки
Древний мир глазами Индианы

Трейлер

Все мы в детстве мечтали, чтобы древние артефакты были чуть более загадочными, чем они есть на самом деле. Ведь пирамида с проклятой мумией или хотя бы парой коварных ловушек и потайных комнат гораздо интересней, чем просто большая могила фараонов. Некоторые вырастают из этого, а другие посвящают всю жизнь – так появляются всевозможные любители альтернативной истории, теории заговоров и просто разоблачители тайн древности. Но есть третий путь – стать Джорджом Лукасом. Тогда можно абсолютно спокойно конструировать свою картину прошлого, и тысячи людей, мечтающих вернуться в детство, скажут тебе спасибо, заодно добавив свои кровные в общий бокс-офис фильма. А всего-то надо – убедительно показать, что люди в древности могли с помощью веревки, камня и пары железок создать устройства не слабее столь популярного сегодня большого адронного коллайдера.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА

Каменная скрижаль с заповедями

Настоящее израильское оружие массового поражения, и одновременно средство для двусторонней связи с Богом. В ковчеге хранятся каменные скрижали с десятью заповедями, данные Богом Моисею на горе Синай. В древнем Израиле, ковчег несли перед наступающей армией, и тот испепелял врагов с помощью "силы господа", или попросту мощных огненных лучей. Чтобы активировать Ковчег, нужен хотя бы один специально обученный жрец. Израиль не завоевал мир по одной простой причине – чтобы не попасть под действие Ковчега, достаточно закрыть глаза и не смотреть на него. По крайней мере, именно так Индиане Джонсу и Мэрион Рэйвенвуд удалось спастись в «Искателях потерянного Ковчега» /Raiders of the Lost Ark/ (1981).

Считается, что настоящий Ковчег Завета хранился в Храме Соломона. После разрушения храма, ковчег бесследно исчез, и сейчас существует сразу несколько версий о его местонахождении. В Эфиопии есть церковь, в которой якобы хранится Ковчег, но увидеть его может только единственный хранитель – даже патриарха эфиопской православной церкви к ковчегу не пускают. По другим версиям, ковчег успели-таки спрятать в самом Израиле, или его все же нашли крестоносцы и увезли куда-то в Европу, то ли в Англию, то ли во Францию.

ИДОЛ ПЛОДОРОДИЯ МАЙЯ

Идол Майя

Артефакт цивилизации майя, за которым Индиана Джонс охотился в начале «Искателей потерянного Ковчега» /Raiders of the Lost Ark/ (1981). Никакого конкретного исторического прототипа не имел, да и его назначение в самом фильме не объясняется – кроме того, что местные племена до сих пор поклоняются ему.

Храм, в котором хранился идол – прекрасный образец древнего хай-тека. Снабжен ловушками, активирующимися при попадании объекта в луч света (как турникет в метро только с шипами), системой опускающихся каменных переборок и датчиками веса – которые активируют функцию саморазрушения храма, если идол плодородия снимают со святилища. В качестве бонуса – огромный двухсоткилограммовый шар, выкатывающийся в единственный коридор к главной комнате.

В реальности, идолы плодородия – обязательный атрибут почти любой цивилизации начиная с каменного века. Традиционно символизируют женское начало, причем "плодородие" трактуется максимально широко – от сельского хозяйства до деторождения.

КАМНИ ШАНКАРА

Камни Шанкара

Еще один символ плодородия, на этот раз индуистский. Камни были подарены жрецу Шанкара индуистским богом Шивой, чтобы помочь в борьбе со злом. Правда в итоге четыре камня пропали где-то в горах Панкота, а один стал священной реликвией маленькой деревни. Теперь злобные культисты, поклоняющиеся Кали, собираются собрать все эти камни с непонятной целью, потому что их единственное документированное в фильме свойство – светиться, когда находятся неподалеку друг от друга.

Ади Шанкара (он же Шанкарачарья) – реально существоваший индийский жрец и мыслитель, чья деятельность пришлась на конец VIII-начало IX веков нашей эры. Он создал особое течение в индуизме, Адвайта-Веданту, разобраться в котором не углубляясь в "клаустрафобическое количество индийских богов" практически невозможно. Хотя о каких-то Камнях Шанкара предания умалчивают. Скорее, эти камни напоминают традиционный индийский религиозный символ – лингам. На санскрите это слово означает одновременно "фаллос" и "бога", и символизирует мужское начало Шивы. Встретить лингамы (или шива-лингам, как их еще называют) можно буквально в кажом втором индийском храме. Впрочем, создатели «Индианы Джонса и Храма судьбы» /Indiana Jones and the Temple of Doom/ (1984) на всякий случай решили не привлекать все фаллическое объяснение, и назвали их просто камнями. С тех пор Лукас считает это самым неинтересным артефактом, появившимся в цикле об Индиане.

ЧАША ГРААЛЯ

Чаша Грааля

Чаша, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери, способная подарить человеку бессмертие. Отец Индианы, Генри Джонс-старший был дважды одержим Граалем: как археолог он хотел найти самый ценный артефакт в христианской истории, а как мужчина после сорока – источник вечной жизни. В итоге чаша нашлась в очередном хай-тек храме с традиционными сенсорными ловушками и еще одной технической новацией – стелс-мостом через удачно подвернувшуюся пропасть. По торжественной легенде, только верящий человек мог пройти по этому мосту. Хотя в итоге достаточно было просто посыпать на мост песком и он стал виден. Сам Грааль тоже не так прост. Сначала необходимо выбрать нужную чащу из полусотни разных красивых и блестящих сосудов – и неправильный выбор, как и все у древних, не вызовет полицию, убьет на месте. При попытке вынести Грааль за территорию храма, включается неоригинальное саморазрушение.

Исторически, существование Грааля так и не доказано – что не мешает ему оставаться одним из самых популярных европейских мифов. После "Персиваля" Кретьена де Труа, появилось даже целое направление в рыцарском романе – истории о поисках Грааля. И с С тех пор чаша так и осталась в массовой культуре – от английской комик-труппы "Монти Пайтон" до Дэна Брауна с его «Кодом Да Винчи» /Da Vinci Code, The/ (2006).

Текст: Василий Шевченко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?