Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Враг»

Экзистенциальная драма по роману Жозе Сарамаго

Добавить в закладки
Два Джейка

Трейлер

Университетский преподаватель Адам Белл, вечно растрепанный книжный червь со взглядом, упертым в землю, волей случая видит в одном из кадров взятого в прокате фильма себя. Попытки разобраться в том, откуда на свете взялся двойник, неизбежно ведут Адама прямо в пасть безумия – впрочем, как и его новоявленного близнеца, а также двух блондинок – беременную жену и подружку героев.

На главную роль рассматривались Хавьер Бардем и Кристиан Бэйл

В смысле прокатной репутации «Враг» выглядит своего рода эпилогом к крайне успешным «Пленницам» – обе непростые картины режиссер Дени Вильнев ухитрился снять за один год и с одним и тем же Джейком Джилленхолом в главной роли. Новый фильм – это упражнение Вильнева на ниве экзистенциального триллера, оммаж разом двум Дэвидам – Линчу и Кроненбергу. От первого здесь Изабелла Росселлини, а от второго – общая параноидальность атмосферы и любовь к насекомому как метафоре.

Роман Жозе Сарамаго «Двойник» был переведен на английский язык в 2004 году

Со всех занятых в фильме актеров Вильнев взял подписку, согласно которой они обязались ни под каким видом не рассказывать о том, что означает трижды появляющийся в кадре паук. Однако это стремление к таинственности на экране так толком и не объясняется. Кажется, что объемистый роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго был выбран лишь в силу обилия мистического тумана, за который многие ценят магических реалистов борхесовского толка.

Однако, прельстившись мрачным волшебством, режиссер зачем-то решил прибегнуть к помощи изрядно поднадоевшего всем инструментария арт-хаусных хитов нулевых. Более половины скромного хронометража в итоге занимают тоскливые проезды камеры под аккомпанемент кларнета, который в особо тревожные моменты сменяет виолончель. Интерьерные же сцены решены так, будто по ту сторону камеры смертным боем бьются Бернардо Бертолуччи и Анджей Жулавский – то есть Вильнев пытается сделать не только многозначительно, но и максимально красиво (иррациональную двойственность, например, постоянно подчеркивают бесконечные зеркальные поверхности). От столь настойчивых доказательств непостижимости творящегося на экране мракобесия желание в нем копаться может и вовсе пропасть.

И уж вряд ли хоть один человек всерьез заинтересуется тем, при чем же здесь все-таки пауки.

Текст: Ярослав Забалуев
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?