
Грейпфрут
Два года назад на кинофестивале Sundance студия A24 купила первый фильм братьев Филиппу «Два, три, демон, приди» — тревожный хоррор о потусторонних силах и безответственных тинейджерах, вернувший в моду сердечные приступы от джампскеров. Заручившись бóльшим бюджетом на бутафорскую кровь и доступом к актёрам из А-листа, братья сразу же взялись за новый проект — и с лозунгом «страшнее, кровавее, грустнее» без труда превзошли своё первое детище.
«У Энди (Билли Бэррэтт) и Пайпер (Сора Вон) умирает отец, после чего соцслужбы отправляют подростков жить к новой опекунше Лоре (Салли Хокинс), ухаживающей за «ребёнком с особенностями» — маленьким Оливером (Джона Рен Филлипс). Изначально Лора хотела взять под крыло только Пайпер, но Энди отказался разлучаться со слепой сестрой, нуждающейся в его поддержке. К тому же старшему брату нужно быть глазами Пайпер — мало ли что случится. Может, новой попечительнице нельзя доверять? Вдруг она не такая уж милая? Вдруг она не сможет обеспечить Пайпер должный уход? А вдруг она затеяла чёрный обряд, чтобы использовать тело девочки как сосуд для души своей умершей дочери? Что если «особенность» Оливера в том, что он уже одержим демоном? В любом случае, Энди скоро исполнится 18 лет, и он официально сможет стать опекуном сестры. Но пока ему придётся постараться побороть пару демонов и не дать сгинуть всему живому.
Когда хоррор вдохновлён личной трагедией авторов, стоит ожидать целого спектра эмоций. «Верни её из мёртвых» с жанровой задачей справляется и заставляет ёрзать в кресле до появления искр. Но помимо леденящего кровь ужаса и боди-хоррор моментов под дых бьёт и тяжелейшее чувство скорби, из которого и вылупился сюжет. Во время препродакшна двоюродная сестра режиссёров пережила утрату своего двухлетнего ребёнка — это сильно повлияло на дальнейшее развитие фильма. Если в «Два, три, демон приди» затронутые темы ментального здоровья оставались в тени общего амбианса и просто служили основой для крепкого хоррор-сюжета, то в «Верни её из мёртвых» самое страшное — это не Оли, обгладывающий лезвие ножа, и не записи магических обрядов, а сковывающее чувство невозможности смириться с потерей.
Темная сторона этого чувства таится в Лоре, не готовой отпустить любимую дочь. Салли Хокинс выдала пронзительный перформанс, спрятав горе своей героини под овечьей шкурой городской (сумасшедшей) добрячки. Когда её маска на секунду спадает, зрительское бессознательное бьёт тревогу через потовые железы и учащённое сердцебиение. В такие моменты хочется угрожающе посмотреть в сторону Киноакадемии и снова поднять тему дестигматизации хорроров, потому что они уже перевалили через «оскаровскую планку». Для Джоны Рена Филипса, сыгравшего Оли (которого вы ещё не раз встретите в своих кошмарах), роль в кино стала первой, и при этом он взвалил на себя главные джампскеры — и вытянул их на своих хрупких плечах.
Трудно поверить, что два вечно улыбающихся и гиперактивных приколиста не расходуют творческую энергию на комедийные блокбастеры, а фокусируются на выворачивающих внутренности хоррорах, способных вернуть особо впечатлительным веру в Бога. Хотя их юмор просвечивается и в моментах братско-сестринской связи, и в садистких сценах, где Лора ставит Энди в позицию «нелюбимого ребёнка». Братья подводят зрителя к кульминации уже подрумянившимся: подогревает и отсутствие чувства защищённости у сирот, буквально ОКРУЖЕННЫХ опасностью, и горечь Лоры, вцепившейся мёртвой хваткой в душу дочери, и Оли, уже потерявший человеческий облик. Нервная система буквально перегружается, поэтому концовке фильма радуешься просто за облегчение (главное, не делайте это на сидении). Фильмы братьев Филиппу гоняют адреналин в крови как вагонетки на американских горках: выйдя из зала, думаешь «больше такое смотреть не буду», а через пять минут хочется ещё.
И действительно — хочется больше по-настоящему страшных и содержательных хорроров, когда устаёшь молиться на «Реинкарнацию» или «Нет». Хорошая новость в том, что пока есть братья Филиппу, раз в пару лет разрядка ужасом нам гарантирована.