
Спасибо, Ева!
«Девушка, у вас капает из пакета», — заботливо говорят прохожие Еве Макарро (Ана де Армас), главной героине нового фильма «Балерина». В мешке отрубленные конечности безымянных и безликих врагов, против которых Ева восстаёт в одиночку, совсем как её кумир и по совместительству коллега Джон Уик (Киану Ривз). Новый проект франшизы впервые сосредоточен на женской фигуре — для большей достоверности даже правки в сценарий вносила женщина, оскароносная Эмеральд Феннелл («Девушка, подающая надежды»). После четырёх сольных частей и одного малоудачного мини-сериала («Континенталь») наследие Уика оживает в бойком, но по большей части совсем не обязательном спин-оффе, который весело запускает сезон летних блокбастеров.
Действие происходит между третьей и четвёртой частями «Уика». В детстве у Евы убили отца, не последнего человека в мире преступных синдикатов. Героиня поклялась отомстить и за 12 лет упорных тренировок стала профессиональной наёмницей в «Руска рома» (влиятельная цыганская мафия, в которую также входят русские и белорусы). Начальство Евы в лице Директрисы (Анжелика Хьюстон) рекомендует воздержаться от личных мотивов, поскольку убившие отца люди не следуют законам и действуют подобно сектантам-дикарям. Девушка идёт наперекор и развязывает настоящую войну с киллерами всех мастей.
«Измени условия» и «Дерись, как девчонка» — два главных девиза, которыми подбадривают Еву во время боевой подготовки. Всегда найдётся кто-то сильнее, проворнее, убедительнее. «Балерина», как старательная студентка хореографического училища, уверенно исполняет знакомые жанровые пируэты, однако по части мотивации и ценности серьёзно уступает предшественникам. Убитый родственник не идёт ни в какое сравнение с мёртвым пёсиком и яростью его хозяина, положившей начало одной из главных экшен-серий новейшей истории. Режиссёр Лен Уайзман («Другой мир») на съёмках часто прибегал к помощи Чэда Стахелски, автора и главного вдохновителя «Уика» (в чём тогда заключались функции самого Уайзмана, определить довольно сложно). Номинантка на «Оскар» Де Армас не первый раз возглавляет боевик («Серый человек», блестящее камео в «Не время умирать»), отлично дерётся, испытывает особую слабость к гранатам и буквально закидывает их во вражескую пасть. Все правила на первый взгляд соблюдены, но с наследием Ривза, харизмой и «звёздным» статусом актриса конкурировать не в состоянии.
Оценивать качество диалогов в экшене зачастую задача неблагодарная и даже бессмысленная. При этом «Уик» умело избегал неестественного пафоса, часто иронизировал и нередко предлагал аудитории благодатный фарс в качестве передышки между баталиями, выстраивал целую мифологию. «Балерина» ограничена в фантазии, поэтому бросает все силы на зубодробительный финальный акт. Ненадолго появляется в кадре и сам Уик, которому приказывают устранить бунтарски настроенную Еву. Герои наверняка воссоединятся в будущем, но пока лишь обмениваются боевым опытом и реалистично кряхтят (возраст Ривза берёт своё). На втором плане замечены зловещий Гэбриэл Бирн в образе главного антагониста Канцлера и заботливый отец Норман Ридус («Ходячие мертвецы»).
В картине мелькают авторские поклоны мастеру физической комедии Бастеру Китону, а также обязательные для фильмов с русскоязычными персонажами афиша ретроспективы Тарковского и музыка Чайковского. Под звуки Evanescence на закрывающих титрах «Балерину» стоит осторожно рекомендовать всем поклонникам «Уика». Заслужит ли Ева Макарро собственную франшизу, покажет только время. Пакет с протекающими конечностями лучше всё же выбросить.