
Спасибо, Ева!
«Девушка, у вас капает из пакета», — заботливо говорят прохожие Еве Макарро (Ана де Армас), главной героине нового фильма «Балерина». В мешке отрубленные конечности безымянных и безликих врагов, против которых Ева восстаёт в одиночку, совсем как её кумир и по совместительству коллега Джон Уик (Киану Ривз). Новый проект франшизы впервые сосредоточен на женской фигуре — для большей достоверности даже правки в сценарий вносила женщина, оскароносная Эмеральд Феннелл («Девушка, подающая надежды»). После четырёх сольных частей и одного малоудачного мини-сериала («Континенталь») наследие Уика оживает в бойком, но по большей части совсем не обязательном спин-оффе, который весело запускает сезон летних блокбастеров.
Действие происходит между третьей и четвёртой частями «Уика». В детстве у Евы убили отца, не последнего человека в мире преступных синдикатов. Героиня поклялась отомстить и за 12 лет упорных тренировок стала профессиональной наёмницей в «Руска рома» (влиятельная цыганская мафия, в которую также входят русские и белорусы). Начальство Евы в лице Директрисы (Анжелика Хьюстон) рекомендует воздержаться от личных мотивов, поскольку убившие отца люди не следуют законам и действуют подобно сектантам-дикарям. Девушка идёт наперекор и развязывает настоящую войну с киллерами всех мастей.
«Измени условия» и «Дерись, как девчонка» — два главных девиза, которыми подбадривают Еву во время боевой подготовки. Всегда найдётся кто-то сильнее, проворнее, убедительнее. «Балерина», как старательная студентка хореографического училища, уверенно исполняет знакомые жанровые пируэты, однако по части мотивации и ценности серьёзно уступает предшественникам. Убитый родственник не идёт ни в какое сравнение с мёртвым пёсиком и яростью его хозяина, положившей начало одной из главных экшен-серий новейшей истории. Режиссёр Лен Уайзман («Другой мир») на съёмках часто прибегал к помощи Чэда Стахелски, автора и главного вдохновителя «Уика» (в чём тогда заключались функции самого Уайзмана, определить довольно сложно). Номинантка на «Оскар» Де Армас не первый раз возглавляет боевик («Серый человек», блестящее камео в «Не время умирать»), отлично дерётся, испытывает особую слабость к гранатам и буквально закидывает их во вражескую пасть. Все правила на первый взгляд соблюдены, но с наследием Ривза, харизмой и «звёздным» статусом актриса конкурировать не в состоянии.
Оценивать качество диалогов в экшене зачастую задача неблагодарная и даже бессмысленная. При этом «Уик» умело избегал неестественного пафоса, часто иронизировал и нередко предлагал аудитории благодатный фарс в качестве передышки между баталиями, выстраивал целую мифологию. «Балерина» ограничена в фантазии, поэтому бросает все силы на зубодробительный финальный акт. Ненадолго появляется в кадре и сам Уик, которому приказывают устранить бунтарски настроенную Еву. Герои наверняка воссоединятся в будущем, но пока лишь обмениваются боевым опытом и реалистично кряхтят (возраст Ривза берёт своё). На втором плане замечены зловещий Гэбриэл Бирн в образе главного антагониста Канцлера и заботливый отец Норман Ридус («Ходячие мертвецы»).
В картине мелькают авторские поклоны мастеру физической комедии Бастеру Китону, а также обязательные для фильмов с русскоязычными персонажами афиша ретроспективы Тарковского и музыка Чайковского. Под звуки Evanescence на закрывающих титрах «Балерину» стоит осторожно рекомендовать всем поклонникам «Уика». Заслужит ли Ева Макарро собственную франшизу, покажет только время. Пакет с протекающими конечностями лучше всё же выбросить.
В принципе, сейчас очень примитивно подходят к выбору актрис для боевиков -- просто выбирают худенькую девушку модельной внешности, инструктор её за пару недель учит поднимать ногу до уровня плеча и всё. Про то, что некоторые актёры и актрисы даже оружие правильно держать... не умеют, вообще не буду начинать.
Такая халтура на экране только вызывает глубочайшее недоумение. Ты просто не веришь, что эта актриса, её персонаж, способен хоть кого-то побить и победить, кого-то убить. Всё превращается в шапито, падения от ветра или лёгкого контакта.
В боевиках всё равно зачастую примитивный сюжет, и там не нужно особых актёрских талантов. Вся соль в постановке боёв, в реальной способности актрисы/актёра выглядеть убедительно. Кстати, многие боевики потому-то и выстрелили, что там снимались либо реальные бойцы, либо актёры, которые прошли очень серьёзную подготовку перед съёмками, из-за реалистичной хореографии. Тот же Киану сколько времени и сил вложил в свои тренировки, и он действительно играл очень убедительно, до тех пор, пока сценаристы не забили на сценарий, к тому же сделав его неубиваемым киборгом.
Вкратце так: если вам нравится вектор, по которому двигалась вся Уиковская франшиза, то понравится и этот фильм.
Экшен не прекращается даже на 5 минут, есть классно снятые сцены, а есть проходные.
Главный минус - однообразие. Просто враг за врагом, мясорубка за мясорубкой. Чёрная дыра там, где полагается быть уникальности и идее. Развлечет, однозначно, но на один раз