
Еще более мрачное и жестокое продолжение отечественного детективного хита.
Два года назад мрачный и реалистичный «Фишер» стал большим событием в мире отечественных детективных сериалов. В России ежегодно выходят десятки проектов о поисках серийных убийц, но многие лишь паразитируют на желании зрителей содрогнуться, следя за поисками дьявольского душегуба. Даже на фоне качественно сделанных «Трассы» и «Хрустального» «Фишер» выделялся ощущением безысходности и попыткой авторов размыть черту между добром и злом и погрузиться во тьму. Первый сезон разгонялся постепенно и к финалу набирал впечатляющие обороты. От продолжения изначально были завышенные ожидания.
1994 год. Пока из маньяка Сергея Головкина по прозвищу Фишер (Андрей Максимов) сотрудник прокуратуры Валерий Козырев (Александр Яценко) пытается вытащить местонахождение могилы последней жертвы, коллега по органам Евгений Боков (Иван Янковский) отправляется в городок Курортный на юге России. В тихом местечке осенью, когда туристов почти нет, злоумышленник самыми изощрёнными методами убивает рыжеволосых женщин и словно бы издевается над правоохранителями. Бокову в расследовании помогают начальница милиции города Надежда Райкина (Ирина Старшенбаум) и неопытный следователь Ваня Злобин (Никита Худяков).
В режиссёрском кресле дуэт Любови Львовой и Сергея Тарамаева сменил неплохой ремесленник Александр Цой (четвёртый сезон «Трудных подростков» и «Жвачка»), но, что важнее, за проект по-прежнему отвечают сценаристы и шоураннеры Наталья Капустина и Сергей Кальварский. Пожалуй, по уровню жестокости и количеству смертей второй сезон даже превосходит первый. В каждом эпизоде оперативники обнаруживают тело новой жертвы: то в улье, то в фонтане, то на мосту, то в бамбуковой роще. На экране 50 оттенков серого, тумана и мороси. Авторы почти не уделяют внимания личностям погибших, зато показывают боль скорбящих родственников. И Райкина, и Боков, и Злобин не всегда могут сохранить самообладание при встрече с беспримесным злом. Каждый следователь находится на грани нервного срыва. Напомним, что Наталья Добровольская (Александра Бортич), ловившая Фишера, оказалась в психиатрической лечебнице.
Первый сезон довольно точно рассказывал о деле Сергея Головкина. Продолжение тоже основано на реальных событиях, о чём гласит начальный титр, но даже по окончании проекта трудно точно сказать, о каких маньяках и убийствах говорят авторы. Если первый сезон развивался в перестроечные времена и показывал хаос разваливающейся системы, то второй представляет полноценный портрет эпохи перемен. Кальварский и Капустина обращаются к вроде бы поднадоевшим 1990-м, но показывают эпоху одновременно и без излишней романтизации, и без упрощений. В то же время события прошлого то и дело отсылают к настоящему, зрители невольно сравнивают два времени, как и в «Аутсорсе». Шоураннеры сознательно возводят мост между вчерашним и сегодняшним днем.
Несмотря на внимательную проработку сеттинга, сценаристов по окончании восьми эпизодов все же легко обвинить в скомканном финале, ведь часть сюжетных линий толком и не получила разрешения. С другой стороны, в отсутствии очевидных ответов прослеживается суровый реализм — зло далеко не всегда несёт наказание, а у последовательности чудовищных событий может не оказаться логического объяснения. Зато благодаря нагромождению удивительных явлений — сект, теневой власти и беспомощных милиционеров — современный зритель легко может понять, насколько странными, не вмещающимися ни в какие рамки были 1990-е. А ведь речь идёт о небольшом городке с говорящим названием.
Мэр Валентина Ивановна (Александра Ребенок) отчаянно хочет переизбраться и готова сажать за решётку первых попавшихся подозреваемых, чтобы успокоить распереживавшихся горожан. Выборы с участием кандидатов на ответственный пост похожи на ток-шоу «Окна», но политики хотя бы открыто появляются на телевидении. Теневой властью в городе являются бандиты. Трудно однозначно сказать, кто здесь большее зло.
В поисках ответов на животрепещущие вопросы Дина (Юлия Ильина), жена вечно отсутствующего дома Злобина, обращается в секту Островского (Сергей Епишев). Сценаристы убедительно показывают растерянность граждан новой страны. В условиях свободного общества появляются мистические верования и сомнительные духовные лидеры, преступность растёт в геометрической прогрессии. Чтобы помочь разыскать маньяка, начальница милиции Райкина идёт на поклон к криминальному боссу города Владимиру Сергеевичу (Максим Битюков). Совершенно рядовым явлением становится изнасилование юной Сани (Алёна Долголенко), младшей сестры Надежды. В условиях беззакония, коррупции и тотальной разрухи появление серийного убийцы, увы, кажется естественным. Это не случайность, а закономерность.
На протяжении всего сезона Капустина и Кальварский не только заваливают экран трупами и очередными жуткими тайнами обманчиво спокойного города, но и держат интригу. Сценаристы подбрасывают новых подозреваемых и населяют повествование дикими персонажами, продуктами лихого времени, уверенно двигая сюжет вперёд. Тем обиднее неожиданный финал с дешёвым трюком и несколькими смертями ключевых персонажей. Даже удивительно, что шоураннеры решили испортить верным поклонникам всё впечатление о проекте одной жирной кляксой в конце. Однако если справиться с первыми эмоциями, то стоит признать, что второй сезон «Фишера» всё равно удался. По сегодняшним меркам это чрезвычайно смелый триллер, который не боится обличать политиков и милиционеров, пусть и с дистанции в 30 лет.
Шоураннеры объявили, что третьего сезона не будет, важно вовремя закрыть успешный проект. «Фишер» точно останется в истории отечественной сериальной индустрии. Триллеров про маньяков вагон и маленькая тележка, но редкие образцы жанра не оторваны от реальности, а говорят о неприглядном устройстве общества и предлагают психологические портреты следователей и убийц. Кроме того, «Фишер» выделяют выдающиеся работы первоклассных актёров и тщательно подобранные локации, от которых по коже бежит дрожь. В иные времена проект точно бы достойно смотрелся на зарубежных стримингах, а пока стоит порадоваться, что сегодня в России жанровый сериал всё ещё может стать авторским высказыванием.