Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Почему мы никому не рекомендуем смотреть фильм «Клубаре»

Тотально бессмысленный фристайл-фильм о нравах совсем не современной Москвы

Добавить в закладки

Креативщика без четко очерченных умений и навыков, которого все зовут Арчи (Евгений Стычкин), вяжут при полицейском налете на клубную вечеринку. Чтобы его как следует посадить, ему вручают кожаную папку с килограммом кокса и пистолетом внутри. Со всем этим он, еще в измененном состоянии сознания, благополучно сбегает от ментов и засыпает в мусорном контейнере.

Проходит полтора года. У Арчи есть девушка (Даша Чаруша), она требует обеспечения, и она ему не по карману. Предприимчивый малый находит инвестора для собственного клуба под названием «Клубаре», богатого дядю (Михаил Богдасаров), из которого решает вытянуть побольше денег. К сожалению, его вновь находят все те же менты, которые теперь регулярно будут отнимать почти все деньги, и ему приходится вместе с другом-клаббером по имени Руль (Руслан Таркинский, не актер, а арт-директор клуба «Газгольдер») и с Бастой (Баста) строить пресловутое развлекательное заведение на деньги заведомо меньшие, чем предполагалось. Все.

Кадр из фильма «Газгольдер. Клубаре»

Начнем с козырей: «Клубаре» — это гибрид клуба и кабаре (то есть ударение на последний слог), а вовсе не клубные барыни мужского пола (клуба́ре), как можно было подумать. Это снова, как и картина «Газгольдер: Фильм», кино, выпущенное под патронажем музыкального лейбла Gazgolder и лично рэпера Басты (он же Василий Вакуленко, он же Ноггано, он же Нинтендо и так далее). В название даже в последний момент добавили префикс: «Газгольдер. Клубаре», из чего может сложиться впечатление, что это сага, хотя связи между фильмами нет никакой, разве что и там, и там рэпер Баста играет рэпера Басту.

Сценарий писался 10 лет. Как это — непонятно. Можно лишь представить, что время вымывало из фильма любые приметы эпохи. Например, в нулевых ушел в прошлое гламур в стиле раннего Тимати, теперь он подкачался, вынул серьгу со стразом и плотно занялся барбершопами. Такой же фазовый переход совершил и Баста, человек с простым лицом и тщательно сохраняемыми для сценических целей повадками ростовских нормальных парней: ныне он — долларовый миллионер и сидит в жюри шоу «Голос».

Кадр из фильма «Газгольдер. Клубаре»

Вообще фильм от рэпера — это по идее штука важная. Рэперы являются по факту глашатаями поколения, каковыми в советское время были, например, сатирики (простите за старперскую аналогию). Раз рэпер дозрел до того, чтобы снимать о себе фильмы, то это ни много ни мало манифестация. Но «Клубаре» — это не «8-я миля» Эминема с ним и его ясной и сильной музыкой детройтских дистриктов и не какая-нибудь «Черная пантера» с саундтреком Кендрика Ламара, чрезвычайно важным для новейшего американского самосознания, в рамках которого Африка будущего, то есть Ваканда, утверждена в качестве земли обетованной.

Кадр из фильма «Газгольдер. Клубаре»

Что ж, «Клубаре» — явно не тот Израиль, ради которого стоит разводить какие-либо морские волны, речь и про фильм, и про выдуманное заведение. Собственно, совмещенные клуб и кабаре мало того что с трудом представимы, так еще и мало кому нужны. Классическое кабаре с сидящими за столами людьми в вечерних нарядах в одном зале с техно-рейвом и любителями эйфоретиков и стимуляторов. Причем и музыку им по задумке включают с одной сцены, и почти всю — лично Вася Вакуленко, переодевающийся почему-то раз пять за финальную сцену.

Герой Стычкина так и мечется между ментами, долгами и достройкой клуба, пока клуб не доделывается и не открывается, это действительно все, что происходит. Очевидно, что ситуация в пресловутом шалмане должна бы в конце фильма дойти до полного макабра: все бегают за всеми, менты трутся среди богатеев, богатеи — среди торчков, и вот она, дружба народов, как на фонтане ВДНХ. В этой придуманной реальности существуют только менты как универсальная сила злого хаоса (что, конечно, недалеко от действительности, но все же), женщины как воплощение сексистского стереотипа, все как одна — хитрые, жадные, глупые, легкодоступные и полураздетые, а также богатые лохи и разводилы, питающиеся за их счет. Я живу не в этой России, надеюсь, вы тоже.

Кадр из фильма «Газгольдер. Клубаре»

Но самое важное, что нужно знать о «Клубаре», — так это тот нюанс, что всю дорогу абсолютно все герои разговаривают белым стихом. Все или почти реплики рифмованы. Это не получается заметить сразу, потому что рифмы не такие уж и созвучные, а строчки неритмичны, но когда ты наконец это услышишь, то не можешь «расслышать» обратно. Видимо, имелось в виду, что мы герои гигантской, но, по счастью, недописанной композиции Басты и что это все неожиданная и потому нелепая социальная сатира.

Многоликому, со всеми его сценическими образами и псевдонимами, разнообразными ужимками и прыжками, и одновременно с тем безликому Басте буквально нечего сказать. Клубную культуру, к примеру, здесь девальвировали до дрыганий под плохую электронную музыку и секса под коксом в туалете (откуда у московских рейверов деньги на кокс?). Так же и с прочими атрибутами реальности: жизнь куда сложнее, чем очередные глубокомысленные заключения в духе тех, что сам Баста, якобы народный артист России, может себе представить. Как обидно выяснить, что человек, написавший одну из самых витальных песен новейшего времени, «Run, Вася, run, не оставь шанса мусорам», так слабо понимает и в «мусорах», и в «Васях».

Кадр из фильма «Газгольдер. Клубаре»

На самом деле, если бы Тимати времен песни «В клубе» задумал снять о себе фильм, он был бы хоть честен. Шмотки, тачки, девочки — святая троица всех его песен гламурного периода, осталось только добавить к этому некоей маликовской визуальной красоты. Представляете, такой «Рыцарь кубков», только с Тимати? Я – легко, хоть и с небольшим содроганием. А Баста со своей сермяжностью мог бы высказаться, например, в контексте родного Ростова.

Но с тех пор прошло, страшно сказать, десятилетие, но никакого нового культурного кода не создалось. О чем нам теперь мечтать? «Клубаре» — не просто плохой фильм, он победоносно провозглашает переходность и безгеройность нашего нелегкого времени, абсолютную потерю самоидентификации современной России и Москвы в том виде, в котором ее формулирует масскульт. Если без сложных слов, то из всех персонажей, которые по задумке должны были продемонстрировать столичную жизнь во всем ее многообразии, четко запоминается только Вася АК-47. Он здесь приглашенная звезда (скажем для справки, наряду со Скриптонитом и прочими артистами лейбла «Газгольдер»), играет классического гопника, безо всякого стеснения каверит собственный шлягер «Азино три топора». Вот такой вот у нас Моисей, низкорослый гопник в темных очках, который вот-вот расскажет, как поднял бабла, что сделать, чтобы макака поймала банан, и тогда, может, и станут другими дела. А пока нет.

С 11 октября в кино.

Текст: Егор Беликов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?