Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Евгений Звездаков закончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую В.А.Мана. В 1997 году снял дипломный фильм "Close up", который получил следующие призы: "Серебряный Дионис" в Греции, "Горькую чашу" в Варне, Гран-при фестиваля триллеров и фантастики в Брюсселе, Гран-при ВГИКовского фестиваля, Гран-при конкурса киношкол в Римини, Италия, приз за лучший саунд-трек в Монте-Катини, Италия.
Что вам дал ВГИК?
Он дал мне профессию. Я очень благодарен своим мастерам, особенно Георгию Игоревичу Склянскому, который много лет проработал в мастерской С.А.Герасимова. Это человек старой школы, и он был тем самым мостиком, который связывал нас со старым ВГИКом, с его школой.
Дипломный фильм "Close up" я снимал как жанровое кино. В то время во ВГИКе и на Курсах жанровое кино было редкостью, его практически не снимали. Студенческий фильм был синонимом авторского фильма.
Как первая и последняя возможность, реализовать свои творческие амбиции перед выходом в большое производство?
Да, это было модно. Сейчас другое время – время коммерческого кинематографа. Если твоим дипломом не заинтересуется продюсер, скорее всего, ты больше снимать кино не будешь.
А ваш фильм можно назвать коммерческим?
Думаю, что да. Поскольку он был куплен 14-ю европейскими телекомпаниями, не считая показов на нашем телевидении. Мне и сейчас еще иногда звонят из Франции, говорят, что видели мой фильм. Конечно, приятно, что кино, снятое тобой практически бесплатно, показывается среди прочих на престижных телеканалах во Франции, Германии, Бельгии.
А что дальше было в вашей жизни?
А дальше в моей жизни и в жизни страны был август 1998-го. К тому времени заканчивался фестивальный прокат фильма, и я задумывался о новом, уже полнометражном проекте. Были также предложения от Киностудии им. Горького, "Мосфильма", НТВ-ПРОФИТ, но этим планам не суждено было сбыться. Грянул кризис.
Да, вы и ваши ровесники попали в кино как раз в то время, когда резко снизилось кинопроизводство, а дебюты вообще остались без господдержки.
Пришлось уйти в параллельное измерение – сериальный бизнес. Это была вынужденная мера и, надеюсь, мой вкус не сильно пострадал, потому что, конечно, это вредно – снимать по серии в 26 мин. за смену.
А в чем вредность?
Прежде всего, для работы на сериале не нужно кинематографического мышления, потому что главный принцип мыльной оперы – это "восьмерка", все. Остальное – детали, ракурсы – только мешает темпу съемок. Все нужно предельно упростить – и мизансцены, и работу с актерами, оператором, звукорежиссером. Единственный плюс – те 100 серий, которые я снял за этот год. Это сто историй, которые надо было внятно рассказать, воплотить на экране. И конечно, колоссальный производственный опыт.
Как вы думаете, можно сказать, что атмосфера в целом в нашем кинематографе теплеет и он, кажется, потихоньку оживает?
Хочется надеяться. Ситуция в стране стабилизируется, и мне кажется, что уже можно говорить о возрождении массового кинопроизводства.
Я знаю что вы подали сценарий в Экспертное жюри Госкино. Чем он Вас привлек?
Это история о двух друзьях, мечтающих улететь на стареньком, еще времен войны, самолете в новую жизнь. Биография каждого из них неразрывна связана с новейшей историей страны – чеченской войной, колоссальными проблемами маленьких заброшенных деревень.
После года работы на сериалах нет ли у вас страха перед кинопроизводством?
Нет, страх этот скорее был перед сериалом. Сто серий, более 50-ти персонажей – взрослых и детей. На съемку каждой сцены дается 15-30 минут. За это время нужно объяснить актерам, что им нужно делать, развести мизансцену и снять 4-5 дублей. Единственная опасность – это забыть, что такое кино.
Поэтому я с удовольствием принял приглашение участвовать в семинаре в Белых Столбах Потому что вкус к кино и желание его снимать рождается, как мне кажется, именно на просмотрах старых фильмов. Чтобы понять, куда движется кино, – а без этого бессмысленно затевать новый проект – нужно знать, откуда оно берет свое начало. Сейчас, после работы на сериале, я хочу снова ощутить вкус к кадру, к настоящему кинематографу.
А то, что вы смотрели на семинаре новые работы своих знакомых, это тоже, наверное, для вас какая-то питательная среда? Каким должно быть, по вашему мнению, современное кино, чтобы оно было интересно зрителю и в то же время оставалось искусством?
Понятно, что нужен новый киноязык. И на этом семинаре мы его увидели у Сергея Лучишина в его фильме "Портрет", за который он получил в этом году Гран-при на Конкурсе киношкол в Каннах. Это, действительно, очень современное европейское кино – и по тексту, и по изображению, по всему, как это сделано, – комиксовое, клиповое кино, может быть, без четкой истории, но ощущение от фильма очень цельное и очень комфортное. Все гармонично.
Скажите, а какую роль в становлении нового кино может сыграть Союз кинематографистов России? Должен ли он принимать участие в судьбе молодых? Должно ли Госкино помогать молодому кинематографу становиться на ноги?
Безусловно. Ведь раньше была грамотная политика, которая, по-моему, сейчас восстанавливается. Кажется, Госкино уже дает какие-то деньги на дебют. А само кино, мне кажется, должно быть более зрительским, и сейчас как раз пошли работы, которые изначально предназначены для зрителя.
А что значит для вас зрительское кино?
Жанровое.
А ваш "Close up" – зрительский фильм?
Да, он для нормального зрителя. Как ни странно, этот фильм всем нравится. Кто-то угадывает в нем Кортасара и Кинга, кто-то видит какие-то цитаты из прошлого кино. А кто-то – просто историю, что бежал какой-то парень и его сбил троллейбус. Кино и должно быть многослойным, чтобы оно было понятно всем. Пусть каждому на своем уровне. Человек, который платит десять долларов за билет, должен получить удовольствие.
Что посмотреть на Новый год? Авторы FILM.ru советуют любимые рождественские фильмы
Сегодня / Текст: Film.ru
Тимоти Шаламе — 30! Что мы знаем о Марти Великолепном, супергеройских амбициях и его рэперском альтер эго
Сегодня / Текст: Анастасия Воробей
Вышли еще три серии пятого сезона «Очень странных дел»: разбираем плюсы и минусы хита Netflix
26 декабря / Текст: Карина Назарова, Настасья Горбачевская
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
26 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Итоги 2025 года в киноиндустрии: триумф аниме, ИИ-мегасделки и кризис института наград
26 декабря / Текст: Тамара Ходова
12 лучших фантастических фильмов 2025 года
25 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Константин Мышкин
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).