Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
За минувшую пятилетку сказочное кино уверенно и прочно обосновалось на больших и малых экранах и вернуло российских зрителей в обездоленные ковидом кинотеатры. Список отечественных волшебных историй может похвастаться не только ремейками советского наследия, но и оригинальными сюжетами и экранизациями фольклора в предельно современном ключе.
Составили список российских сказочных фильмов последних лет и расставили их от худшего к лучшему.
17-е место
В последние годы российские кинематографисты набрались смелости и наглости и спокойно снимают новые версии советской семейной классики. Игровая картина, спродюсированная Сариком Андреасяном, основана на очаровательном мультипликационном цикле. Нарисованный с помощью компьютерной графики домовёнок Кузя с гигантскими голубыми глазами убежал от Бабы Яги (Екатерина Стулова) и подружился с современной школьницей Наташей (София Петрова). Вернуть милое существо в сказочную реальность может волшебный сундучок. Помогает в поисках Кузе Наташа. Ни смешными шутками, ни захватывающими приключениями фильм похвастать не может, но достойные сборы в новогодние праздники обеспечили сказке сиквел и триквел. Тоскливый и мало чем примечательный «Домовёнок Кузя» с нами надолго.
16-е место
Авторы фильма вспомнили об одном из богатырей древнерусского былинного эпоса, но отправили героя в альтернативное будущее. Соловей-разбойник (Никита Ефремов) дожил до наших дней и присвоил себе славу Ильи Муромца (Владимир Любимцев). Богатырь намерен восстановить справедливость, но в необычных условиях — на арене, облачившись в костюм огромного робота. Режиссёр Карен Оганесян («Игра на выживание», «Черное облако») и авторы сценария решили переместить знакомое былинное противостояние в фантастический сеттинг. Увы, уровень экшена и спецэффектов у картины зашкаливающе низкий. Про сомнительную драматургию, которая часто страдает в отечественных сказках, лучше умолчим. В отличие от «Домовёнка Кузи», в «Соловье против Муромца» есть хотя бы парочка запоминающихся сцен с роботами, попытка немного расширить границы современных сказок и Никита Ефремов.
15-е место
Наверное, известнее даже не народная сказка «Царевна-лягушка», а классический советский мультфильм 1954 года. В современной версии 500 лет назад Кощей (Никита Кологривый) превратил рыжеволосую красавицу Василису (Валентина Ляпина) в лягушку. Квакушка живёт в пруду городского парка и ждёт прекрасного принца, от поцелуя которого чары спадут. На роль спасителя может сгодиться Иван (Александр Метёлкин), работающий над революционным приложением, которое поможет общаться с животными. «Царевну-лягушку» трудно воспринимать всерьёз. Это весёлый, но местами кринжовый мэшап из сказочных сюжетов и басен. «Царевна-лягушка» точно бодрее «Домовёнка Кузи» и цельнее «Соловья против Муромца», но другие достоинства сказки отыскиваются с трудом.
14-е место
«Горыныч» — оригинальная сказка, которую написал набивший руку на «Огниве» и «По щучьему велению» Александр Архипов. В следующем году выйдет «Чудо-юдо» авторства того же сценариста. Подводник Лёха (Александр Петров) погрузился под воду в батискафе, а всплыл в волшебном княжестве. Бравый молодец заботится о только что вылупившемся из яйца дракончике, но большую часть времени пытается вылечить князя- ипохондрика (Сергей Маковецкий) и добиться расположения дочки правителя Маруси (Виктория Агалакова). Обаятельный зверёк точно мог бы оживить повествование, но авторы упрятали Горыныча в сундук. Фильм Дмитрия Хонина не назвать провальным или пропагандирующим вредные ценности, это среднестатистическая сказка, от которой зрителям ни холодно, ни горячо. Может быть, выйди «Горыныч» на два-три года раньше, сказка смотрелась бы любопытнее, но сегодня картина выглядит повторением давно выученных штампов жанра.
13-е место
Что будет, если смешать абсурдный мир и ярких персонажей Льюиса Кэрролла с песнями на политически заряженные стихи Владимира Высоцкого и видами спальных районов современной Москвы? Отвечают режиссёр Юрий Хмельницкий («Лёд 3») и сценаристка Карина Чувикова («Между нами химия»). Алиса (Анна Пересильд) попадает в Страну чудес, но только чтобы помирить поссорившихся маму (Ирина Горбачёва) и папу (Милош Бикович) и встретить любовь (Олег Савостюк). Амбициозная задумка проваливается под неважно выстроенным сюжетом и сводится к семейным ценностям и всепобеждающей силе любви. С другой стороны, авторов стоит похвалить хотя бы за смелость — большинство отечественных сказок не решаются миксовать Кэрролла и Высоцкого и идут по простому пути красочных, но безжизненных адаптаций.
12-е место
До премьеры фильма Игоря Волошина у сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» не было масштабных экранизаций, что даже странно, — лишь анимационные фильмы.
Буря уносит девочку Элли (Екатерина Червова) вместе с джек-рассел-терьером Тотошкой в Голубую страну. В волшебном мире пёс начинает разговаривать голосом Дениса Власенко и становится Тотонием, а школьница знакомится с пугалом Страшилой (Евгений Чумак), Железным Дровосеком (Юрий Колокольников) и Трусливым Львом (Артур Ваха). Преодолевая пакости колдуньи Бастинды (Светлана Ходченкова), компания направляется в Изумрудный город, где могущественный маг Гудвин исполняет любые желания.
«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — начало трилогии, что играет с фильмом злую шутку. Сказка обрывается на полуслове и не приходит ни к какому разрешению, что особенно обидно для юной публики. Возможно, после выхода двух следующих частей трилогия в полном и завершённом сможет подняться выше. Продолжение выйдет только 1 января 2027 года.
11-е место
«Летучий корабль» Ильи Учителя по одноимённому великому советскому мультфильму в момент выхода в прокат подвергся жёсткой критике, а сегодня выглядит кислотным ответом серой реальности и однотипным сказкам. Простой матрос Ваня (Александр Метелкин) влюбляется в дочку царя Забаву (Ксения Трейстер) и строит летучий корабль, чтобы впечатлить избранницу и преодолеть социальное неравенство. Ставка в фильме сделана на визуальные эффекты, а не на стройную драматургию. «Летучий корабль» выделяется среди конкурентов смелыми кастинговыми решениями и цветовой палитрой, от которой порой хочется зажмурить глаза. Однако, в отличие от сказок из первой десятки, фильму Учителя всё-таки не хватает стройного сценария. Заметно, что основой была двадцатиминутная анимация.
10-е место
После кассового успеха «По щучьему велению» режиссёр Александр Войтинский поставил «Огниво» по классической истории Ханса Кристиана Андерсена. В древнерусском государстве аферист и солдат-дезертир Иван (Роман Евдокимов) находит исполняющее желания волшебное огниво, в котором заточена незрячая девочка Даша (Антонина Бойко). Герою необходимо освободить заложницу чар, а заодно стать лучше.
Не самую оригинальную и увлекательную картину спасают отличные актёрские работы. Евдокимов обаятелен в главной роли, Ирина Горбачёва играет райских птиц Гамаюна и Алконоста, а Ян Цапник перевоплощается во впечатлительного француза-путешественника Жана. «Огниво» едва ли радует как цельное произведение, но доставляет удовольствие отдельными эпизодическими находками. У Войтинского получается ровное и красочное зрелище, которому не хватает оригинальности.
9-е место
Школьник Сенька (Савелий Кудряшов) по счастливой случайности оказывается в древнем лесу, который охраняет сама Баба Яга (Людмила Артемьева). Мальчик выясняет, что колдунья вовсе не злодей, а хранительница мира. Заклятие, которое она наложила на чащу, чтобы оградить род людской от лесного зла, теряет силу, и только артефакт дивноцвет поможет от надвигающегося магического апокалипсиса. Режиссер Карен Захаров, переквалифицировавшийся из мастера телевизионных мелодрам в осовременивателя сказочных сюжетов, ворвался в тренд на волшебные истории стремительно, но неряшливо. Магия семейного кино в «Баба Яга спасает мир» страдает от неказистого визуального ряда и неровного юмора, но в качестве альтернативы летним блокбастерам, хоть и с большими оговорками, работает.
8-е место
В новой интерпретации одноименной сказки братьев Гримм Трубадур (Тихон Жизневский) успевает помочь разбойникам обокрасть жителей Бремена, отсидеть в тюрьме и собрать музыкальный коллектив из антропоморфных животных. Пес (Роман Курцын), Кошка (Ирина Горбачёва), Осел (Дмитрий Дюжев) и заносчивый Петух (Аскар Нигамедзянов) не только поют и играют на инструментах, но и помогают Принцессе (Валентина Ляпина) найти любовь и призвание, а зрителям — силы смотреть на аниматронику без содрогания. Сказка Алексея Нужного пляшет между поджанрами и, кажется, так и не находит собственной интонации, что, впрочем, судя по внушительным цифрам сборов, ничуть не смутило маленьких зрителей. Для остальных же «Бременские музыканты» оказались скорее кринж-мюзиклом, попирающим наследие Инессы Ковалевской.
7-е место
Дмитрий Дьяченко — первый популяризатор сказочных сюжетов на Руси современной — взялся за спин-офф уже в какой-то мере классической киносказки «Последний богатырь». «Финист. Первый богатырь», как нетрудно догадаться, знакомит зрителей с легендарным Финистом (Кирилл Зайцев), занимавшим должность защитника Белогорья задолго до Ивана из Москва-Сити. Ясный Сокол силен, хорош собой и невероятно самоуверен. Но путешествие в дальние и опасные земли быстро сбивает спесь с витязя, и удалому Финисту приходится в компании молодой Бабы Яги (Юлия Пересильд) и верного оруженосца Малехи (Сергей Лавыгин) постигать прелести командной работы. Поворот отечественной сказки на восток прошел штатно: «Финист. Первый богатырь» — яркое, громкое, крупнобюджетное приключение со всеми присущими (и милыми глазу) штампами сказочного боевика о дружбе и верности. Спин-офф удачно заполнил пробел между основными частями франшизы, но все-таки не смог дотянуть до уровня старших братьев.
6-е место
«Конёк-горбунок» Олега Погодина — второй художественный фильм по мотивам сказки в стихах Петра Ершова родом из начала XIX века. История не отклоняется от первоисточника: младший сын крестьянина Иван-дурак (Антон Шагин) по заданию отца отправляется выяснить, кто по ночам топчет пшеницу, проявляет недюжинную смекалку и за добросердечность получает волшебного Конька-горбунка (Павел Деревянко). А дальше кривая карьерного роста выводит Ивана из дураков в личные добытчики всякой невидали для царя-самодура (Михаил Ефремов), а чудесное непарнокопытное оказывает герою посильную магическую помощь во всех начинаниях. «Конёк-горбунок» может похвастаться не только достойным отношением к первоисточнику, но и красотой визуального ряда, где созданные вручную костюмы и декорации соседствуют с недурственными цифровыми спецэффектами. Не хватило только целостности, без которой картина Олега Погодина временами смахивает на сборник впечатляющих, но плохо связанных между собой клипов.
5-е место
«Солнце на вкус» Эльдара Салаватова и Татьяны Суляевой — первый за минувшие 30 лет узбекско-российский фильм — превращает историю о примирении семьи в сказочное роуд-муви со среднеазиатскими мотивами. Двенадцатилетний Тимур (Леонид Басов), чьи родители переживают не лучший момент брака, вместе с семьей приезжает на каникулы к дедушке (Александр Ильин) в Ташкент. Там во дворе старого дома парень обнаруживает брошь с загадочными символами. Приняв украшение за безделушку, Тимур решает продать вещицу, чтобы хоть как-то поправить плачевное финансовое положение отца. Но дед вовремя останавливает мальчика, ведь найденный им артефакт способен помочь найти сокровища последнего Бухарского эмира Сейида Алим-хана. Тогда Тимур с дедушкой отправляются в путешествие во времени и пространстве. «Солнце на вкус» не переизобретает жанр, но безусловно является важным и оригинальным социокультурным проектом в бесконечном ряду однотипных сказочных историй.
4-е место
«По щучьему велению» — еще одна народная сказка, удостоенная современного подхода российских кинематографистов. Режиссер Александр Войтинский и сценарист Александр Архипов превратили историю непутевого лентяя Емели (Никита Кологривый) в почти греческий сюжет. Герой спасается от нищеты и неудач с помощью случайно выловленной из проруби волшебной щуки, под личиной которой скрывается мудрая принцесса Василиса (Мила Ершова). Попутно Емеля решает щепетильные вопросы внешней политики, попадает на тот свет, узнает цену беспечных желаний и учится состраданию и любви. «По щучьему велению» удалось удачно развернуть сказочные тропы в сторону современности, но при этом создателям даже не потребовалось забрасывать героев в Москву XXI века.
3-е место
«Последний богатырь» — Кольцо Всевластья среди современных российских киносказок. Масштабный волшебный блокбастер Дмитрия Дьяченко был создан в копродукции со студией Disney, быстро стал франшизой, открыл путь к зрителям для других сказочных историй и установил золотой стандарт актуального кино подобного жанра. Простой парень Иван (Виктор Хориняк) живет в Москва-Сити и немного мошенничает, притворяясь белым магом Светозаром и консультируя падких на эзотерические услуги граждан. Однажды, спасаясь от гнева мужа одной из клиенток, Иван попадает в параллельную реальность русских былин — сказочную страну Белогорье. Там парень должен стать героем, спасти царство от медленно расползающегося зла и понять, что настоящего богатыря отличает не только мощь, но и большое сердце.
2-е место
Пушистый ушастый зверек, появившийся на свет благодаря писателю Эдуарду Успенскому, пережил массу экранизаций (включая японские), но обрел вторую жизнь благодаря сверхуспешному полнометражному фильму Дмитрия Дьяченко. Чебурашка (говорящий голосом Ольги Кузьминой) попадает из апельсиновой плантации на черноморское побережье, где встречает угрюмого садовника Гену (Сергей Гармаш). Новоявленные друзья под неизменно саркастические комментарии пожилого ворчуна устраивают в кадре праздник непослушания курортного масштаба и спасают карьеру дочери Гены (Полина Максимова). В фильме нашлось место всем классическим персонажами, включая Шапокляк — вовсе не старухи, а элегантной в своем антагонизме бизнес-леди в исполнении Елена Яковлевой. «Чебурашка» — пример органичного сочетания умелого маркетинга, талантливой режиссуры и доброй внятной истории о дружбе и взаимовыручке, живое доказательство того, как при должном умении можно добиться впечатляющего и нестыдного результата.
1-е место
«Легенды наших предков» Ивана Соснина заметно отличаются от потоковых экранизаций фольклора последних лет. Это не бездушный красочный блокбастер со знакомой историей, а оригинальное трогательное роуд-муви о спасении вымирающих волшебных существ и воссоединении отца (Александр Яценко) и дочки-подростка (Александра Бабаскина). В сказке не появляются Кощей Бессмертный, Баба Яга, Конек-горбунок или Колобок. Соснин вспоминает и пытается сохранить память о Нюлэсмурте, Шишиге и Нёр- Ойке — героях эпоса удмуртов, манси и коми. Приключенческая сказка сделана с большой любовью к персонажам фольклора, но также в ненавязчивой форме напоминает о важности диалога внутри семьи. «Легенды наших предков» — уникальная для нашей индустрии инди-сказка, которая выигрышно смотрится на фоне более масштабных, но конвейерных конкурентов, а потому фильм Соснина занял в нашем рейтинге первое место.
Финист против Колобка: рейтинг новых российских фэнтези-сказок — от худшей к лучшей
Сегодня / Текст: Владимир Ростовский, Максим Ершов
Рецензия на документальный фильм «Саундтрек к государственному перевороту» – эссе про колониализм и весь этот джаз
Сегодня / Текст: Константин Мышкин
Что посмотреть? Настасья Горбачевская советует «Хребет дьявола» — печальную сказку от Гильермо дель Торо
1 ноября / Текст: Настасья Горбачевская
Что смотреть дома в ноябре? 10 главных онлайн-премьер месяца
1 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на драму «Баллада о маленьком игроке»: уедем с тобой из Макао
1 ноября / Текст: Владимир Ростовский
10 главных сериалов ноября: «Волшебный участок», «Последний из самураев» и «Очень странные дела»
31 октября / Текст: Алихан Исрапилов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).