Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Метродичный тру-крайм о работе «полевой» прессы.
С потерей социального влияния журналисты все реже становятся героями фильмов: расследования прессы скорее дрейфуют в бухте фестивального кино, которое попадает в поле зрительского внимания благодаря сезону наград («Ее правда»). В прошлом году о побочных эффектах профессии режиссер Алекс Гарленд размышлял в «Падении империи» — военном блокбастере от студии А24. Под занавес 2025 года у зрителей есть возможность окунуться в куда более камерную историю, где пресса занимается распутыванием обстоятельств резонансного убийства, которое полиция закрыла раньше времени.
Планерка редакции газеты Detective начинается со споров о степени провокационности лида и распределении маршрутов. Журналисты, специализирующиеся на криминальной хронике, гастролируют по Франции, чтобы разобраться, почему старушку чуть не придушили в казино, а пропавших школьников вовремя не начала искать полиция. Убийство, совершенное с особой жестокостью, привлекает внимание и ведущего автора издания, хитреца Семуэля (Сами Буажила), и его дочери, обстоятельной Авы (Мелори Ванек из национального хита «Разбитые сердца»), которая устроилась в журнал стажеркой. Тело молодой девушки было обнаружено в поле — ее лицо обезображено кислотой. В не слишком глубоко запрятанных архивах есть преступление со схожим характером насилия, но дело закрыто — теперь предстоит доказать, что опрометчиво.
«Стервятники» — честная и занимательная, но довольно бесхитростная жанровая картина, которая перепрыгивает от детектива к триллеру и всячески старается подсветить профессиональный кодекс. К производству фильма и написанию сценария имеет непосредственное отношение Кристоф Канто — бывший сотрудник печатного издания Detective, история которого восходит к концу 1920-х годов. В основу сюжета легло убийство банковской служащей Элоди Кулик, случившееся еще в начале 2000-х, но «Стервятники» не предлагают последовательную реконструкцию трагических событий, а скорее отталкиваются от немотивированной жестокости, потрясшей французских граждан. Канто и режиссером Питером Дуренцисом движет стремление не смаковать ужасы гибели молодой женщины, а показать не слишком захватывающие реалии расследования, которое ведет пресса. А заодно «отбелить» коллег: с момент запуска газеты Detective и его сотрудников то и дело клеймили желтой прессой, падальщиками, которые «питаются» чужими трагедиями. Получается, стервятники — это журналисты?
В отличие от упомянутого выше Алекса Гарленда, французский режиссер не выносит своим героям диагноз «хронический цинизм», а пытается откалибровать оптику. Примерно половина успеха любого детектива — это не закрученное преступление, а те, кто будут его распутывать. В «Стервятниках» дуэт отца и дочери задает внутрисемейную динамику, но драматургия не слишком углубляется в психологию взаимодействия родственников. Скорее герои подсвечивают разницу взглядов поколений и гендерное восприятие жестокости. Сэм будто бы осуждает отца погибшей, потенциально страшась оказаться на его месте, а Ава боится, что следующей жертвой может быть она сама. Фильм в целом откровенно говорит о постоянном ощущении системной небезопасности, в котором пребывают девушки. Мужчины отказываются признавать силу слова «нет», днем женщину могут ограбить прямо на веранде кафе на виду у прохожих, а вечером на железнодорожной станции лучше никогда не оказываться в одиночестве. И именно рутинность работы журналистов и рутинность опасности передают общее настроение фильма куда точнее, чем собственно сама интрига.
В выстраивании социального климата обескураживающей несправедливости «Стервятники» интонационно пересекаются с недавним «Таинственным убийством» Доминика Молля — еще один французский режиссер через детективную историю раскрывал невыдуманную угрозу феминицида: группировки ультраправых молодых людей ненависть к женщинам воспринимают как настольную идеологию — и клеймо стервятников переходит уже к ним. При этом Дуренцис не стремится ни демонизировать убийц, ни придать им значимости, держа фокус исключительно на протагонистах и не проходящем ощущении женской уязвимости.
С одной стороны, Дуренцис и Канто не слишком давят на жанровые рычаги и скорее предлагают заглянуть за кулисы рутинной работы редакции криминальной газеты. С другой — последний акт картины вполне справляется с функцией зрительского аттракциона и наполняет пространство кадра неподдельным саспенсом. Вероятно, «Стервятники» вполне могут послужить пилотным эпизодом французского процедурала: не так легко вспомнить детектив, где следствие ведут отец и дочь, а «Убийства в одном здании» доказали, что межпоколенческая динамика способна вытянуть не один сезон. А еще то, что из формата печатной прессы криминальным журналистам лучше перебираться в подкасты.
Возлюби ближнего: рецензия на фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника»
13 декабря / Текст: Егор Козкин
8 тру-крайм-детективов 2025 года и реальные убийства, на которых они основаны
13 декабря / Текст: Оля Смолина
Что посмотреть? Константин Мышкин советует «2046» – фантастику от Вонга Кар-Вая о грустном Рождестве
13 декабря / Текст: Константин Мышкин
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
12 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Французский вестник: приложение к криминальной газете Detective — рецензия на фильм «Стервятники»
12 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Рецензия на хоррор «Тихая ночь, смертельная ночь»: Санта взял топор
11 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).