Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Сказ про Федота-стрельца»

Во-первых, кинокомпания "СТВ", благодаря которой появился на свет фильм Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца" по пьесе Леонида Филатова, раздала столько приглашений на премьеру этого фильма в Доме кино, что не хватило не только кресел и крючков в гардеробе, но и мест на ступеньках в зале. Смотреть кино, сидя на грязном полу, упершись ногами в сцену и задрав подбородок выше лба, - удовольствие с сильным привкусом мазохизма (впрочем, компания "СТВ" не чужда темы мазохизма - вспомним "Про уродов и людей" Алексея Балабанова). Во-вторых, никто не извинился.

 

Добавить в закладки

Кадр из фильма

Сергей Овчаров - единственный российский режиссер, облюбовавший для себя русский фольклор и рисующий свои лубки любовно и с фантазией. Взяв за основу своего нового фильма стихотворную пьесу Филатова, режиссер, впрочем, слегка слукавил - в том смысле, что для воплощения своего замысла мог бы взять любую русскую народную сказку, добавить туда чуть-чуть политики, сдобрить перчиком узнаваемых российских реалий - и никакой Филатов тут не понадобился бы. Но у Овчарова с Филатовым давние отношения, и так сложилось…

Увлечение фольклором для Сергея Овчарова перерастает в навязчивую идею, отчего все действо воспринимаешь как пародию. А может, так и было задумано? Кто знает, кто знает…

Кадр из фильма

Многие, наверное, читали пьесу Филатова. И у многих, безусловно, возникали аллегории с сегодняшним днем, с отношениями народа и власти и с властью как таковой. "Утром мажу бутерброд - сразу мысль? А как народ? И икра не лезет в глотку, и компот не льется в рот". Очень мило, остроумно, актуально на все времена, для всех правителей. Леонид Филатов написал пьесу десять лет назад. Мягкая политическая сатира, коей насыщена сказка, актуальна по сей день. И не оттого вовсе, что произведение велико и вечно. Просто то, что высмеивает автор, есть, было и будет всегда: всегда правители живут хорошо, а простой народ - плохо, всегда народ недолюбливает власть, а власть - народ, всегда, везде и во все времена власть предержащие дурят своей пастве голову как могут. Но Овчаров доводит скромные политические аллегории до логического абсурда. Одна концовка чего стоит, когда в конце мы видим кремлевские башни на фоне небоскребов, мимо которых пролетает вертолет. А на ближнем плане - две кобылы, одна двухголовая, другая трехногая, мыкающиеся на помойке с разбросанными бутылками из-под пепси (никак новое поколение побывало). Ну ничего не скажешь - наше время какое оно есть, - грязное, мутантное.

Удивительное дело - на протяжении картины зрители очень мало смеются, хотя смешных эпизодов здесь достаточно. Зрители просто не успевают. Не успевают уследить за сюжетом, не успевают "въехать" в смешные фразы, не успевают уяснить один эпизод, как ему на смену приходит другой. Нет цельной картины, фильм развален на множество эпизодов, реплик, картинок. В результате получается комикс, когда вроде бы каждая картинка связана с предыдущей, но тем не менее она сама по себе. Вот она закончилась, начинается следующая. Закончилась следующая, начинается еще следующая. И так далее. Поди уследи. Трудно.

Кадр из фильма

Каждый эпизод сам по себе дивно хорош, актеры выкладыватся по полной программе. Замечательный Царь - Андрей Мягков, органична как всегда и везде Ольга Волкова в роли Бабы Яги, Владимир Гостюхин в роли глупого и амбициозного Генерала купается в фольклорной стихии с радостью дитяти. Главное действующее лицо - Федот - в исполнении Константина Воробьева суетится как ошпаренный, пытаясь создать образ Федота-стрельца-Ивана-дурака-которому-как-всегда-везет. Виктор Сухоруков в роли Точавонеможетбыть с наполовину бритой головой, одним усом и отсутствием необходимых частей тела, ставший по сути ключевым персонажем, проигрывает свою роль мощно и страстно, он единственный из актеров, кто играет не только "вширь", но и "вглубь". Все стараются как могут создать коллективный лубок, свежий лубок, незатасканный, невиданными красками нарисованный. Краски действительно подчас слишком ярки, а мельтешенье на экране утомляет взор. Все это плюс невообразимая крикливость, помноженные на излишнюю балаганность, почти сводят на нет текст, и за Филатова становится чертовски обидно. Поэтому и думаю, что для Овчарова первоисточник неважен, поэтому и зрителям воспринимать происходящее на экране трудновато. Да и хорошие актеры здесь не так чтобы необходимы - играть в жанре оголтелого лубка, распространяя свой професионализм в одной плоскости, способен практически любой актер. Система Станиславского здесь по меньшей мере ни к чему, а по большей - попросту вредна. Другое дело, что имена громкие, для проката полезно.
Кадр из фильма

Есть один момент, который слегка настораживает в новой картине Овчарова. Те, кто захотят (а такие найдутся, и уверяю вас, их будет много), увидят здесь явную ксенофобскую подоплеку, которой и в помине не было в оригинале (между прочим, и национального вопроса компания "СТВ" не чужда – помнится, широко и глубоко развивал тему русского превосходства тот же Алексей Балабанов в своих "Братьях"). Два "добрых молодца" Тит Кузьмич и Фрол Фомич орудуют здесь в виде пейсатых птиц-хасидов, которые сначала морочат людям голову долларами, а потом исчезают за горизонтом. Нетрудно догадаться где. Точавонеможетбыть, которого Федот по заданию царя нашел черт знает как далеко, приводит с собой в Россию целый выводок заокеанского, с точки зрения авторов фильма, отребья - Фредди Крюгера, Шварценеггера, длинноногих блондинистых стриптизерш. Пробравшись из Америки в Россию через специальный колодец, они разбредаются по необъятным просторам нашей Родины. После чего мы видим грязную вонючую Москву, сильно смахивающую на Нью-Йорк. Не иначе как скверна Россию погубила. Если это действительно входило в режиссерский замысел - печально.

Если это пародия, то очень неаккуратная и провокационная. Не говоря уж о том, что вопрос "кто виноват?" в балагане вообще неуместен.

Текст: Екатерина Барабаш
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?