Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Гибкая система

Киновселенная комиксов Marvel сегодня является наиболее успешной франшизой в истории кино — фильмам о команде супергероических мстителей легко удается преодолевать кассовые рубежи в 500 и 700 миллионов долларов сборов в мировом прокате

Добавить в закладки
Гибкая система

Со стороны может показаться, что экранизация комиксов — занятие простейшее, ведь бумажных супергероических историй выпущено десятки тысяч, образы знакомы любому человеку, а сюжет не требует особо изощренной драматургии, борьба Добра со Злом всегда примерно одинакова. Это и так, и не так. Комиксы имеют одну серьезную особенность, отличающую их от других литературных и изобразительных поджанров, о которой многие забывают, — как ни странно, но супергерои не терпят развития. Да-да, вот такой парадокс. Мы прекрасно знаем о происхождении Брюса Уэйна или трагедии Питера Паркера, но это не развитие персонажа, это заданные начальные условия. В дальнейшем же читатели и зрители воспринимают персонажи как архетип: вот это миллионер, плейбой, филантроп, вот это благородный патриот, вот вечный школьник, пытающийся самоутвердиться, вот самовлюбленный доктор, познавший истину. И меняться этим жестко установленным характерам нельзя. Точнее, можно, но не слишком далеко от начальных условий, иначе придется устраивать Кризис-Апокалипсис и запускать серии заново.

В кино с персонажами так обращаться нельзя, у них должны быть веские мотивации, они должны преодолевать трудности и вызовы судьбы, одновременно меняясь, взрослея или становясь более циничными. Герои в фильмах обязаны развиваться, и это приводит к конфликтам с комиксной основой, которые как-то приходится разрешать. Кто-то, как в случае с Бэтменом и WB, время от времени перезапускает кинофраншизу, кто-то, как Fox с Людьми Икс, перемещает фокус истории в разные времена и эпохи или сосредотачивается на личных историях отдельных персонажей, а кто-то, как Marvel, берется переписать действующие правила, нарушить традиции и обычаи, чтобы стать первыми. Рискованно? Ну а кто говорил, что будет легко?

Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности"

Сегодня, когда «мстительная франшиза» отметила свое десятилетие, а придуманная ее авторами огромная вселенная со многими десятками пересекающихся сюжетных линий стала образцом для подражания, многие уверены, что у Marvel с самого начала имелся хитрый план и компания его придерживалась. Нет, все было много сложнее, история писалась прямо на наших глазах, а те сюжетные повороты и кадровые пополнения в составе супергероев, которые сегодня выглядят очевидными, еще совсем недавно были если не шагами отчаяния, то рискованными кульбитами, на которые мало кто хотел делать ставки. История «Мстителей» начиналась совсем не так, как это выглядит сегодня с высоты почти двух десятков вышедших картин и нескольких сериалов. Да и сами Мстители могли быть совсем иными.

Как известно, о кино Marvel задумалась еще в начале 1990-х, но тогда времена для этого были не самые лучшие, ведь, во-первых, само издательство испытывало серьезные трудности и весьма существенный кризис, а во-вторых, на 1995 год права на экранизацию историй наиболее популярных супергероев и суперкоманд были распроданы самым разным киностудиям, а хозяевам и авторам достался скромный «клуб неудачников». Но, даже не имея на руках прав на Человека-паука, мутантов и Фантастическую четверку, Marvel к 2005 году нацелилась на собственную франшизу. Идея новой кинематографической комикс-вселенной была примерно той же, что сегодня — несколько разрозненных персонажей с сольными фильмами в финале соединяются для грандиозной битвы, — вот только состав Мстителей был несколько иным: кроме известных нам Доктора Стрэнджа (он должен был стать основой команды, как сегодняшний Тони Старк), Человека-муравья, Черной пантеры, Капитана Америка, Соколиного глаза и Ника Фьюри в команду должны были войти дуэт Плащ и Кинжал, Шанг-Чи и коллектив детей-героев под названием Power Pack.

Пока продюсер Ави Арад размышлял над тем, какое кино сколотить из этого разнообразного набора «аутсайдеров», под крыло Marvel вернулись несколько персонажей пораскрученнее: прежде всего Халк, хотя часть прав на него оставалась и остается до сих пор у Universal, Железный человек и Черная вдова. С них-то и решено было начать поход в неизведанные земли, поход, который мог обернуться как провалом, так и взлетом. Во главе этого похода был поставлен широко сегодня известный Кевин Файги, человек, живо интересующийся комиксами и знающий мифологию Marvel лучше многих фанатов: именно он и придумал конструкцию с фильмом «Мстители» как кульминационным сражением команды супергероев с непобедимым на первый взгляд противником.

Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности"

Стартовала киновселенная Marvel весьма осторожно: изначально компания заявила о желании снять фильмы о Железном человеке и Халке, причем с подстраховкой, ведь обе ленты выпускались при поддержке мейджоров Paramount и Universal. Затем появились новости о сольных фильмах Тора и Капитана Америка, но лишь тогда, когда стало очевидно, что Джон Фавро и Луи Летеррье не облажались, а комиксы аудитории по-прежнему интересны. И не только мрачный реализм Кристофера Нолана, но и удалые аттракционы с массой спецэффектов, перестрелками и погонями. Вот тут-то и возник вопрос: а стоит ли на «Мстителях» заканчивать потенциально удачное мероприятие? Файги решил, что франшизу можно продолжить, и встреча с Таносом, запланированная изначально на 2012 год, была перенесена на более поздний срок.

Как же выглядела новая стратегия Marvel? Да так же, как и предыдущая: компания запланировала еще шесть сольных картин, а затем вознамерилась устроить-таки настоящий армагеддон в кроссовере «Мстители 2». Сценаристы снова начали создавать наброски к будущей встрече земных супергероев с Таносом, но тут вдруг на Marvel пролился золотой дождь – студия слилась с Disney, получила дополнительное финансирование, но сохранила творческую свободу, необходимую для того, чтобы удерживать баланс экшена, приключений и романтики, установленный фильмами из Фазы 1. От предложенных Disney условий было трудно отказаться, и Файги рискнул снова перенести финальную битву с Таносом, теперь на неопределенный срок, а второй кроссовер пришлось нафаршировать несколько неуклюжим противостоянием с Альтроном.

Следующее изменение концепций и планов студии случилось уже после выхода «Эры Альтрона», когда стало понятно, что общий для нескольких супергероев фильм вовсе не должен быть самоцелью, что тасовать персонажи можно как угодно. Так появились «Первый мститель: Противостояние», «Человек-паук: Возвращение домой» и «Тор: Рагнарек» – это уже не фильмы одного персонажа, а своеобразные сдвоенные или строенные сюжетные конструкции, продолжающие линии из разных фильмов и еще более витиевато скрепляющие киновселенную. Из этого же появился другой вывод: если супергерои могут образовывать собственные команды, то стоит ли так уж заморачиваться на Мстителях? Может, «Война бесконечности» и не должна заканчивать историю, пусть это будет всего лишь один из этапов развития большой франшизы.

Мы не станем спойлерить, но поклонники бумажных комиксов отлично знают, что и Гражданская война, и особенно Война бесконечности существенно повлияли на вселенную Мстителей – супергерои понесли тяжелые потери, часть персонажей была выведена из сюжета, а последствия этих столкновений привели к нескольким последующим кризисам. Однако в кино все будет не так страшно, ведь для самой себя Marvel вывод уже сделала: торопиться с окончанием самой кассовой кинематографической линейки не стоит. Поэтому-то и были озвучены еще три-четыре года назад планы новых экранных свершений вплоть до 2022 года. «Война бесконечности», которая изначально задумывалась как пышный драматический финал, превратилась в один из этапов на пути покорения мира армией комикс-героев.

Кадр из фильма "Мстители: Война бесконечности"

Впрочем, бесследно столкновение с Таносом не пройдет, как минимум в коллекции персонажей произойдет перетасовка, связанная с возвращением прав на Людей Икс и Фантастическую четверку. Сейчас у Файги руки развязаны полностью, в его распоряжении оказались самые кассовые актеры, изобретательные постановщики, лучшие сценаристы, эпоха комиксов сейчас находится на самом пике, несмотря на критику со стороны олдскульных режиссеров. А главное – путей для развития историй о «людях в трико» сегодня у Marvel очень много, кинокомикс больше не связан правилами бумажных первоисточников, герои в фильмах растут, меняются и преодолевают себя. А с ними меняются и планы на будущее – совсем недавно Роберт Дауни-младший говорил о том, что с Железным человеком пора завязывать, но затем забрал свои слова назад и готов сниматься сколько угодно. Значит, зацепили его чем-то, увлекли возможными продолжениями.

Так есть ли у Marvel план? Знают ли в кабинетах студии, чем закончится история, начавшаяся в афганской пустыне, которую решил посетить самовлюбленный Тони Старк? Очевидно, есть. Но сила и мощь команды Кевина Файги заключается в том, что она умеет корректировать свои планы и не боится рисковать. Так что Мстители с нами надолго, хотим мы того или нет (а мы хотим), вот только развиваться этот мир будет непредсказуемо. Но ведь это-то и интересно, не так ли?

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?