Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Невероятное путешествие мистера Спивета»

Отчаянно жаждущим возвращения мастера поклонникам Жан-Поля Жене, возможно, и удастся справиться с зевотой, но вот остальным зрителям в мыслях американского вундеркинда может стать невыносимо тоскливо

Добавить в закладки

В самом сердце Америки, среди холмов, переходящих в прерии, живет мистер Т.В. Спивет – необыкновенно умный для своего возраста десятилетний мальчик. Его семья увлечена собственными делами: отец содержит ферму, мать изучает насекомых, а сестра грезит конкурсом красоты; в школе мальчик непонятен даже учителям, а единственный по-настоящему близкий друг – брат Лейтон – недавно погиб. Справиться с собственным взрослением, вырваться из замкнутого круга рутины и взаимного недопонимания с родными может помочь только серьезная взбучка, и Т.В. отправляется в Вашингтон, где его ждет награда за научную работу, чтобы с трибуны объявить всему миру о своих чувствах.

Кадр из фильма «Невероятное путешествие мистера Спивета»

В основе сценария фильма лежит 350-страничная детская книга Рэйфа Ларсена «Избранные работы Т.В. Спивета», две трети листов которой являют собой многочисленные схемы, карты, пометки и даже мини-скетчи, якобы выполненные рукой школьника

Есть в современном кинематографе такие режиссеры, чью руку невозможно не узнать в кадре, даже если ты выпал из окружающего мира и не представляешь, на картину какого постановщика попал. Уэс Андерсон, Терри Гиллиам, Тим Бертон – играя в «Угадайку» на картинах таких режиссеров, можно смело делать крупные ставки, их стиль узнаваем среди тысяч других лент. Впрочем, эта узнаваемость и даже в какой-то степени предсказуемость не всегда является блестящей стороной монеты, есть у этого свойства и оборотная сторона. Как дирижер симфонического оркестра на трибуне хоккейной спортивной арены или, наоборот, футбольный фанат в полном обмундировании на нудистском пляже, загнанный в узкие рамки собственного стиля фильм часто оказывается непонятым, если не попадает в аудиторию. Именно эта опасность подстерегает «Невероятное путешествие мистера Спивета» Жан-Пьера Жене.

Кадр из фильма «Невероятное путешествие мистера Спивета»

Согласно книге Ларсена, Т.В. Спивет получил награду Смитсоновского музея за достижения в области картографии, Жан-Поль Жене же приписал юному исследователю изобретение двигателя, близкого к вечному

Жене известен как фантастический рассказчик, блистательный визуалист и выдумщик, каких еще поискать, его «Амели» стала образцом трогательного, душевного, глубоко личного и при этом открытого всем интересующимся кино. Но в том и беда – от режиссера ждут новой «Амели», а он не хочет или не умеет идти на поводу у зрителя, не покидая при этом привычный круг приемов, кинематографических решений и манер разговора со зрителем. «Путешествие» очень близко к «Амели» по настроению, но в нем хорошо заметен и разрыв, глубокий шрам, не позволяющий принять новый фильм Жене так же радушно, как и лучшие его ленты: при всем том, что «Спивет» – картина преимущественно детская, она сделана слишком «по-взрослому».

Кадр из фильма «Невероятное путешествие мистера Спивета»

Отсюда у «Невероятного путешествия мистера Спивета» столь высокие оценки и столь благостная критика – фильм пришелся по вкусу не тем, кому он адресован, а ценителям конкретно Жене. Детей фильм не слишком цепляет: в юном возрасте ботанов не очень-то любят, путешествие в вагончике товарного поезда по американскому захолустью увлекает не более чем на пять минут, а в проблемы отношений матери и сына аудитория, состоящая из десятилеток, погружаться просто не готова. Зато поклонники творчества режиссера рукоплещут! Фирменные закадровые объяснения всего происходящего, многочисленные графические анимационные вставки, переплетение реальности и вымысла – присутствуют все ингредиенты, из которых Жене исправно собирает свои эстетские картины. Сообществу своих фанатов постановщик потрафил, а вот зрителю незамутненному, не имеющему представления о «Городе потерянных детей»…

Кадр из фильма «Невероятное путешествие мистера Спивета»

Увы, для тех, кто идет смотреть не на режиссера, а на действие на экране, «Путешествие» может превратиться в настоящую пытку. Что это за Америка такая, которую видит Т.В. из окон поезда и автомобиля во время своего путешествия? Что это за наивный взгляд на жизнь? Что за странные персонажи населяют ранчо, где родился Спивет? Почему мальчик не встречает за всю картину ни одного нормального, обычного в нашем понимании человека? Жене по-особенному видит мир, его представление о жизни далеко от впечатлений обывателя, зашедшего в кинотеатр от необходимости убить два часа времени, – и друг друга им не понять. Да это и не нужно, «Невероятное путешествие мистера Спивета» – это незамутненное искусство ради искусства, игра режиссера с заинтересованным зрителем, в которой Жене куда больше увлечен собой, нежели своими героями.

Впрочем, актерам здесь жаловаться не на что, каждый персонаж картины – герой выпуклый, даже чрезмерно, герой-архетип, герой – сосредоточение страстей. Блистательная Хелена Бонем Картер скрывает чувства за ловлей фантомов, а Каллум Кит Ренни, наоборот, приземляет своего героя, чтобы задавить горечь рутиной. Взрывная Джуди Дэвис (когда вы по-хорошему видели-то ее в последний раз?) увлечена собой, а обязательный для Жене Доминик Пинон, наоборот, адресует себя наружу загадочным монологом своего странного героя. Даже дебютант, совсем юный Кайл Кэтлетт, кажется, принял условия игры Жене – он старательно морщит лоб, трогательно грустит вдали от дома и всеми силами старается объяснить себе, почему жизнь не всегда похожа на коробку конфет. Вот только, как и в фильме, своим для сверстников Спивет никогда не станет. Жан-Пьер Жене путешествует по Америке сам с собой, а то, что вы стали случайным свидетелем его поездки, так это ваша вина, за которую режиссер ответственность не несет.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?