Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Голос улиц

У каждого конфликта есть две стороны, и недавний «черный» скандал, связанный с актерскими номинациями на «Оскар», не стал исключением

Добавить в закладки
Голос улиц

Прежде чем рассказать, что Марлон Уэйанс думает по поводу нынешнего скандала, стоит напомнить, как он попал в Голливуд, чем он прославился и что отличает его от многих из тех, с кем он оказался по разные стороны баррикад.

Помните шутку из «Не грози Южному централу…» по поводу главной героини: «Она переспала со всем районом! У нее больше детей, чем у миссис Уэйанс!»? Эта шутка была преуменьшением. В то время как у Дашики в фильме семеро детей, Эльвира Уэйанс родила десятерых – пять мальчиков и пять девочек. Марлон был самым младшим в семье. Уэйанс-папа работал менеджером в нью-йоркском супермаркете, и он мог обеспечить детям лишь полунищую жизнь в социальном жилье, так называемом «проджекте».

Промо-кадр к фильму  "Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале"

Американские проджекты славятся как рассадники преступности, и старшие Уэйансы очень боялись, что дети пойдут по кривой дорожке. Поэтому они растили свой «взвод» в сугубой строгости (наказание ремнем в их семье было обычным делом) и запрещали ребятам шататься по улицам и заводить «плохих» друзей. Так что младшие Уэйансы в основном дружили друг с другом и развлекали друг друга. Они даже не подозревали, что, развивая свое чувство юмора, готовятся к голливудским карьерам. Их образцом для подражания была миссис Уэйанс, которая, по заверению Марлона, за десятилетия своего брака ни разу не повторилась, когда чихвостила мужа. Она всякий раз придумывала новое смешное оскорбление.

Мистер и миссис Уэйанс очень гордились тем, что их старший сын Кинан получил стипендию для поступления в университет на инженерный факультет. И они были вне себя от ярости, когда Кинан незадолго до выпуска бросил учебу и, используя навыки, полученные в студенческом театре, начал выступать как эстрадный комик. Но когда его карьера пошла в гору, то родители стали советовать младшим детям идти по стопам их успешного брата. Поэтому для Марлона Кинан был не только родственником, но и учителем их общей профессии. Также Марлон посещал престижную общественную старшую школу Fiorello H. LaGuardia High School, которая готовит талантливых детей к карьерам в музыке, театре, кино, изобразительном искусстве. В этом нью-йоркском заведении учились такие голливудцы, как Дженнифер Энистон, Лоуренс Фишберн, Сара Мишель Геллар, Уэсли Снайпс, Эллен Баркин, Эдриан Броуди.

Кинан Уэйанс впервые прославился в Голливуде, когда вместе со своим другом Робертом Таунсендом в 1987 году сочинил комедию «Голливудский расклад». Это была сатира о голливудском отношении к неграм и о том, как трудно работать в мире, где тебя видят лишь рабом, дворецким, бандитом или клоном Эдди Мерфи, в то время как ты мечтаешь играть главные драматические роли и получать «Оскары». Таунсенд сыграл в «Раскладе» главную роль, а Уэйанс изобразил одного из знакомых центрального персонажа.

Относительный успех «Расклада» (фильм собрал 5 миллионов долларов при бюджете в 100 тысяч долларов) позволил Кинану Уэйансу самостоятельно придумать и снять пародию на «черные» боевики 1970-х «Я тебя достану, ублюдок» (1988). Кинан сыграл в фильме главную роль, а его брат Деймон, к тому времени уже засветившийся в телевизионном скетч-шоу «Прямой эфир в субботу вечером», исполнил роль второго плана. Также в картине засветились их сестра Ким и младшие братья Марлон и Шон. При бюджете в 3 миллиона долларов комедия собрала в прокате 13 миллионов.

На съемочной площадке фильма "Я тебя достану, ублюдок"

Вскоре после этого телеканал Fox, в то время «молодой и дерзкий» (он начал вещание в 1987 году), предложил Кинану создать скетч-шоу, которое бы конкурировало с «Прямым эфиром» и делало ставку на колоритных комиков из числа меньшинств. Передача «В живом цвете» начала выходить в 1990 году, и помимо Кинана в ней играли Деймон, Ким, Шон, Марлон… А еще Джейми Фокс и приглашенный в качестве «белого парня» Джим Кэрри, ранее снявшийся с Деймоном Уэйансом в комедии «Земные девушки легко доступны». Также «В живом цвете» стало ступенькой к успеху в карьере Дженнифер Лопес, которая была одной из танцовщиц, исполнявших новаторские для того времени номера в стиле хип-хоп.

Чем популярнее становилось «В живом цвете», тем сильнее на Кинана давили телевизионные цензоры, требовавшие удерживать шоу в рамках приличий и не включать в сценарии скетчи на грани фола. В результате после четвертого сезона Уэйансы всей семьей покинули передачу, а еще через год она была закрыта. Свою главную задачу тем не менее шоу выполнило – оно превратило заинтересованных в голливудских карьерах Уэйансов в одну из самых известных Америке чернокожих семей.

В 1996 году Кинан спродюсировал «Не грози Южному централу…», придуманный и разыгранный Шоном и Марлоном. Это, как известно, была пародия на популярные социально заостренные «черные» драмы, одной из которых была картина Спайка Ли «Делай как надо!». Фильм получился настолько смешным, что в России он стал культовым, хотя пародируемые братьями ленты у нас в то время знали лишь самые насмотренные киноманы.

В 2000-м и 2001-м Кинан, Шон и Марлон создали две первые серии цикла кинопародий «Очень страшное кино». Международный успех этих лент на время сделал Кинана Уэйанса самым коммерчески успешным чернокожим режиссером. Его прокатный рекорд был побит в середине десятилетия, когда Тим Стори снял две серии «Фантастической Четверки», но в этих фильмах почти не было чернокожих актеров, тем более в главных ролях. Так что достижение Уэйанса было более «аутентичным».

Кадр из фильма "Очень страшное кино"

Совместная работа со старшими братьями и сестрой привлекла к Марлону внимание сторонних продюсеров, и он смог начать самостоятельную карьеру. Правда, не сразу. Он был нанят на роль Робина в сиквелах «Бэтмена» Тима Бертона, но его сперва не стали снимать, поскольку в «Бэтмен возвращается» и без него было слишком много персонажей, а затем, во время съемок «Бэтмен навсегда», заменили белым актером Крисом О’Доннеллом (Робин – традиционно белый персонаж).

В результате собственная карьера Марлона началась лишь в 1997 году, со спортивной комедии «Шестой игрок». Затем он сыграл в молодежной комедии «Без чувств», номинированной на «Оскар» драме «Реквием по мечте», фэнтези «Подземелья и драконы», триллере братьев Коэн «Игры джентльменов», блокбастерном боевике «Бросок Кобры», полицейской комедии «Копы в юбках»…

Также Марлон Уэйанс в отрыве от своей разрастающейся семьи (сейчас в Голливуде снимаются уже Уэйансы второго поколения – так, Дэймон Уэйанс-младший три сезона играл в «Счастливом конце») как продюсер, сценарист и актер создал коммерчески успешные «черные» пародийные комедии «Дом с паранормальными явлениями», «Дом с паранормальными явлениями 2» и недавно вышедшую в российский прокат «Пятьдесят оттенков черного». Последняя в фирменном стиле Уэйансов издевается над прошлогодним романтическим садомазохистским хитом «Пятьдесят оттенков серого».

Кадр из фильма "50 оттенков черного"

Как видите, Марлон Уэйанс – звезда по обе стороны камеры, и у него большой опыт как работы в «черном» кино, так и съемок в «белых» фильмах, один из которых, «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, считается современной классикой. Кроме того, семья Уэйансов принадлежит к числу тех, кто пробился в Голливуде, не имея не только связей, но и поддержки «среднеклассного» происхождения. В то время как Джада Пинкетт с детства занималась музыкой и балетом (кстати, одним из ее однокашников по спецшколе был будущий знаменитый рэпер Тупак Шакур), а Спайк Ли рос в семье композитора и преподавательницы искусства, Уэйансы еще детьми начали подрабатывать в магазинах и ресторанах, чтобы помочь отцу содержать огромную семью. И хотя Марлон благодаря собственному таланту и старшим братьям начал получать профессиональное актерское образование еще в старшей школе, для его семьи это не было естественно – в отличие от преуспевающих семей с одаренными детьми. Родители не дали ему и его братьям и сестре ничего, кроме дисциплины и веры друг в друга.

Так что же думает Марлон Уэйанс по поводу свежего скандала вокруг «Оскара»? Он согласен с тем, что с неграми в Голливуде обращаются совсем не так, как с белыми, и у него есть собственные малоприятные закадровые истории, которые лучше не рассказывать, если не хочешь рассориться с влиятельными людьми. Также он полагает, что Идрис Эльба заслужил номинацию на «Оскар» за свою игру в «Безродных зверях» и что Уилл Смит вполне мог быть номинирован за «Защитника» (именно это, как считается, спровоцировало протест его жены, к которому позднее присоединился сам актер).

Однако все это, на вкус Уэйанса, повод не для жалоб и нытья, а для лучшей работы темнокожих постановщиков и продюсеров – то есть людей вроде него. Марлон Уэйанс любит по этому поводу цитировать своего старшего брата Кинана: «Когда дверь для тебя заперта, не стоит в нее стучаться. Ее нужно выбить!» Понятно, речь идет не о давлении на Киноакадемию, а о создании блестящего кино, которое невозможно будет игнорировать. Кино, в котором будут сиять черные режиссеры, сценаристы, актеры…

Конечно, это сложно, по целому ряду очевидных и неочевидных причин. Но успешные негры в Америке часто преодолевали жизненные препятствия, и они их только закалили. Это не рецепт для каждой семьи, но «Оскары» – награда для лучших, неудержимых творцов. И те, кто, несмотря ни на что, заслуженно и бесспорно «вырвут» у Киноакадемии свои статуэтки, станут героями своей расы и всей страны. Как им стал в свое время Сидни Пуатье, первый темнокожий лауреат актерского «Оскара». А голливудец, который тратит время на жалобы, впустую расходует энергию, которую можно было применить конструктивно.

Сидни Пуатье

Как видите, налицо типичное для Америки идейное расхождение. В то время как знаменитости из среднего класса считают, что нужно привлекать внимание к несправедливым правилам игры, знаменитость из нищей семьи рассматривает белый крен «Оскара» как одно из множества препятствий, которые неизбежно встают на пути тех, кто пробивается из грязи в князи. И, пожалуй, это самая несущественная среди таких преград. Конечно, когда тебя зовут Уилл Смит и ты добился почти всего, чего только может добиться голливудская суперзвезда, «Оскар» может стать для тебя наваждением. Но куда важнее, чтобы новому поколению Уэйансов не пришлось снимать ремейк «Голливудского расклада» и зарабатывать деньги и славу на комедии о том, как мало для негров разнообразных ролей в мейнстримном кино. А будут роли – будут и награды. Если хорошо играть…

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?